Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 28. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 24 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога, осуществляется Избирательной комиссией Томской области. При появлении к моменту регистрации изменений в сведениях о кандидате, представленных в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 24 настоящего Закона, необходимо представить в Избирательную комиссию Томской области информацию, заверенную подписью кандидата об указанных изменениях.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Подписные листы представляются в Избирательную комиссию Томской области не позднее чем за З7 дней до дня голосования в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества собранных подписей на каждом листе и суммированного количества в каждой отдельной книге. При приеме подписных листов Избирательная комиссия Томской области проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному на титульном листе книги, заверяет каждую книгу своей печатью и выдает уполномоченному представителю или кандидату, письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием их количества, даты и времени приема.
4. Избирательной комиссией Томской области в течение 7 дней должна быть проведена проверка правильности оформления подписных листов и подлинности подписей избирателей, внесение избирательного залога в соответствии с настоящим Законом и принято решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Не засчитываются подписи избирателей, признанные недействительными или недостоверными.
Подписи признаются недействительными, если они собраны с нарушением порядка сбора подписей избирателей, в частности:
а) подписи без указания всех перечисленных в настоящем Законе данных (сведений) и (или) подписи, собранные с нарушением оформления подписного листа;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;
в) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до срока, установленного пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;
д) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, а также, если исправлена дата заверения подписи или дата внесения подписи более ранняя, чем дата внесения подписи избирателем, и в случае, если подписной лист не содержит всех предусмотренных настоящим Законом необходимых сведений о кандидате, сборщике подписей;
е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист третьим лицом (не избирателем и не сборщиком подписей);
ж) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
Недостоверными подписями считаются:
а) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
б) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель собственноручно не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в Избирательную комиссию Томской области или на основании акта проверки Избирательной комиссии Томской области с участием избирателя.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись, остальные признаются недостоверными.
Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
5. Для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия) одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей. Проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
7. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное для регистрации количество подписей.
8. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 4 настоящей статьи, кандидат должен быть извещен не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными с указанием номера книги, подписного листа и строки в подписном листе, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
9. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по его решению не проводится, а регистрация кандидата осуществляется Избирательной комиссией Томской области на основании внесенного этим кандидатом избирательного залога. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
10. Избирательная комиссия Томской области обязана не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов обратиться в филиал Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета Избирательной комиссии Томской области для внесения избирательного залога кандидатами. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан в пятидневный срок со дня обращения Избирательной комиссии Томской области открыть специальный счет избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются.
11. Реквизиты специального счета для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации сообщаются Избирательной комиссией Томской области кандидату при получении от него уведомления о выдвижении и заявления о согласии баллотироваться.
12. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет Избирательной комиссии Томской области не позднее чем за 37 дней до дня голосования. Кандидат вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат указывает назначение платежа, а также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения. Кандидат при перечислении средств избирательного залога на специальный счет обязан сообщить в письменной форме Избирательной комиссии Томской области об источнике (источниках) поступления средств на специальный избирательный счет кандидата: для гражданина - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, гражданство, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату рождения, а для юридического лица - идентификационный номер налогоплательщика, название, дату регистрации, банковские реквизиты, отметку об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметку об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год).
13. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, зарегистрированный кандидат, не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, зарегистрированный кандидат, обязаны возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.
14. В случае внесения кандидатом избирательного залога на специальный счет Избирательной комиссии Томской области в большем размере, чем это установлено пунктом 9 настоящей статьи, излишек средств возвращается Избирательной комиссией Томской области в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дняпоступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 9 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет Избирательной комиссии Томской области после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатом перечисленные средства возвращаются Избирательной комиссией Томской области в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет.
15. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации кандидата.
16. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом перечисляется в доход областного бюджета. Избирательный залог перечисляется в доход областного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к отложению выборов или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по следующим основаниям;
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 20 настоящей статьи;
б) использования кандидатом, его уполномоченным представителем в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом, более чем на 5 процентов;
в) использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения;
г) установления фактов подкупа избирателей кандидатом, его доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидата, его доверенных лиц и уполномоченных представителей;
д) нарушения пункта 1 ст.44 настоящего Закона;
е) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства.
В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд кандидата, зарегистрированного кандидата.
17. В настоящем Законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
18. Если избирательный залог не подлежит возврату в избирательный фонд кандидата по обстоятельствам, предусмотренным настоящей статьей, он перечисляется Избирательной комиссией Томской области в доход областного бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования.
19. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
20. В случае отказа в регистрации кандидата Избирательная комиссия Томской области обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата копию указанного решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом, для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования денежных средств из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт злоупотребления кандидатом свободой средств массовой информации в течение агитационного периода;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
21. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный пунктом 20 настоящей статьи, является исчерпывающим.
22. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
23. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в Избирательную комиссию Томской области письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае Избирательная комиссия Томской области обязана принять решение об отмене его регистрации.
24. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в Избирательную комиссию Томской области не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае Избирательная комиссия Томской области обязана принять решение об отмене его регистрации.
25. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
26. Если ко дню голосования останется один или не останется ни одного зарегистрированного кандидата проведение голосования по решению Избирательной комиссии Томской области откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
27. В случае наступления указанных в пункте 26 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные Избирательной комиссией Томской области при подготовке и проведении выборов, возмещаются соответственно за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
28. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.