Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению ГТК РФ
от 15 мая 2000 г. N 01-99/586
Стратегия и основные направления развития сотрудничества Государственного таможенного комитета Российской Федерации с Комиссией Европейских сообществ в 2000-2003 гг.
Главной правовой базой Стратегии развития сотрудничества Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в таможенной области является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами 1994 года (СПС) и Протокол 2 к нему "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства". Она учитывает положения, заложенные в рабочих документах по выполнению Совместной рабочей программы СПС в части таможенного и трансграничного сотрудничества, а также решения и рекомендации, принятые на заседаниях Комитета сотрудничества РФ-ЕС и Подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству.
Настоящая Стратегия отвечает курсу на налаживание стратегического партнерства России и Евросоюза, означенному в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). В ней также отражены предложения ГТК России для включения в Индикативную программу ТАСИС на 2000-2003 гг.
Исходными предпосылками развития отношений между Россией и Европейским союзом в таможенной области является создание благоприятных условий для взаимовыгодной торговли между Россией и ее европейскими партнерами и обеспечение защиты общества от незаконного перемещения товаров через границу.
Влияние таможенной политики России на развитие торгово-экономических процессов в общеевропейском пространстве признано Европейским сообществом. Этим фактором, в частности, определяется объективная заинтересованность Евросоюза в таможенном сотрудничестве с Россией.
С начала своего становления ГТК России заявил о своем стремлении к созданию многофункциональной, конкурентоспособной, эффективно управляемой таможенной службы, сопоставимой с наиболее современными моделями таможен мира. В основу преобразований таможенного дела была заложена концепция таможенного законодательства, гармонизированного с законодательством Европейского сообщества. Такой подход в период перехода России к экономике открытого рынка обеспечил внедрение в таможенную практику понятий и правил, принятых в мировом таможенном окружении, и способствовал интересу Комиссии европейских сообществ к практическому содействию российской таможенной службе в ее модернизации.
Дальнейшее развитие таможенной службы России в условиях преобразований, происходящих в мировом сообществе, - значительное увеличение объемов перемещаемых через границы товаров вследствие глобализации торговли, массированное внедрение компьютерных информационных технологий, наряду с возрастанием роли таможни как инструмента, регулирующего торгово-экономические отношения, требует новых подходов к ведению таможенного дела.
Работа в этом направлении ведется, прежде всего, по пути внесения изменений в действующее таможенное законодательство на основе новой концепции проекта Таможенного кодекса Российской Федерации, учитывающей положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренной Всемирной таможенной организацией в обновленной редакции в 1999 г. Планируемое присоединение России к этой основополагающей международной таможенной конвенции предопределяет для российской таможенной службы необходимость решения комплексных технологических задач, чему может способствовать в долгосрочной перспективе опыт и помощь Европейского союза.
На этой базе строится Стратегия развития сотрудничества ГТК России и КЕС в таможенной области на долгосрочную перспективу.
В среднесрочном плане основные цели международного таможенного сотрудничества по линии КЕС определяются стратегическими направлениями развития российской таможенной службы в 2000-2001 гг., такими как:
- упрощение и ускорение таможенных процедур;
- максимальное использование современных информационных технологий и автоматизированных систем управления;
- выявление и пресечение экономических преступлений и таможенных правонарушений, в том числе путем контроля за внутренней торговлей импортными товарами;
- усиление борьбы с коррупцией;
- развитие института таможенных брокеров;
- развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;
- реализация программы модернизации таможенных органов.
Одновременно Стратегия направлена на активизацию взаимодействия между таможенной службой России, Комиссией Европейских сообществ и таможенными службами стран - членов ЕС, участвующих в реализации программ и проектов таможенного сотрудничества, имея в виду, что обмен профессиональным опытом, ознакомление с методами работы, основными таможенными правилами и технологиями, установление рабочих контактов способствует достижению информационной открытости и предсказуемости условий работы российской таможни.
Такое сотрудничество необходимо ориентировать на те области таможенного дела, которые требуют дальнейшего совершенствования методов работы, в частности путем внедрения новых таможенных процедур, применения технологии управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль на основе анализа предварительно полученной информации в электронном формате.
Стратегия продолжает линию на активное участие в международном сотрудничестве всех звеньев российской таможенной службы. Наполнение практическим содержанием программ и проектов, предварительно согласованных между ГТК России и КЕС, обеспечивается подразделениями ГТК России, региональными таможенными управлениями, а также местными таможенными органами при общей координации работы по планированию и реализации таких программ и проектов Управлением международного таможенного сотрудничества.
Исходя из наличия общей границы России и Евросоюза и перспективы присоединения к ЕС стран Восточной Европы и Балтии, региональное приграничное сотрудничество является объектом особой заинтересованности Европейской комиссии. Этот фактор необходимо использовать в интересах развития таможенной инфраструктуры на северо-западной границе Российской Федерации и в Калининградской области, а также для внедрения автоматизированных технологий обмена данными о перемещаемых товарах в целях ускорения таможенного оформления и контроля, проведения совместных оперативных мероприятий по борьбе с организованной преступностью.
Участие ГТК России и российских таможенных органов в мероприятиях и программах в рамках регионального таможенного сотрудничества Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР), Оперативном комитете СГБМ, группах ТаскФорм СБЕР может способствовать привлечению дополнительных финансовых средств Евросоюза в целях развития российской таможенной службы.
С учетом первоочередных и стратегических задач, стоящих перед российской таможенной службой, в качестве приоритетных направлений таможенного сотрудничества ГТК России и КЕС на период 2000-2003 гг. можно обозначить следующие
- совершенствование российского таможенного законодательства в свете работы над проектом нового Таможенного кодекса Российской Федерации и процесса присоединения Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), 1999 г.;
- усиление взаимодействия с компетентными органами КЕС и таможенными службами стран - членов ЕС в борьбе с экономическими преступлениями и таможенными правонарушениями (расширение системы обмена информации по перемещаемым товарам в целях таможенного контроля, улучшение системы контроля таможенной стоимости товаров, внедрение контроля на основе методов аудита участников внешнеэкономических связей, развитие сети таможенных лабораторий, анализ данных таможенной статистики внешней торговли);
- расширение административного и технического содействия в правоохранительной деятельности таможенных органов (борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия, ядерных материалов, других опасных грузов и товаров повышенного риска, защита прав интеллектуальной собственности, борьба с отмыванием доходов, полученных незаконным путем);
- ускорение производства таможенного оформления и совершенствование таможенного контроля (создание центров таможенного оформления, предварительное электронное декларирование товаров, развитие объектов околотаможенной инфраструктуры, в частности института таможенных брокеров, усиление взаимодействия с участниками внешнеэкономических связей, освоение технологий управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, информационное обеспечение заинтересованных лиц в части таможенных правил и процедур);
- изучение новых форм информационных технологий таможенного оформления с использованием баз данных участников внешнеэкономических связей (в том числе технологии электронной торговли);
- развитие системы обучения и повышения квалификации таможенных кадров;
- расширение трансграничного сотрудничества в Северо-Западном регионе, включая границу со странами Балтии, и в Калининградской области, в том числе осуществление инвестиционных проектов в целях развития таможенной инфраструктуры на пограничных пунктах пропуска, укрепление партнерских отношений на уровне местных таможенных органов в рамках программы "Твиннинг", усиление взаимодействия между различными службами и ведомствами, осуществляющими функции контроля на границе, включая совместный контроль.
Практическая реализация настоящей Стратегии, осуществляемая через конкретные проекты в рамках указанных направлений с использованием потенциала программы ТАСИС, в конечном итоге должна способствовать решению первостепенной задачи, поставленной перед российской таможенной службой, - обеспечению собираемости таможенных платежей и их поступления в федеральный бюджет в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.