Томской области |
В. М. Кресс |
Областная целевая программа
"Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного
жилищного фонда на 2003 год"
Паспорт областной целевой программы
"Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного
жилищного фонда на 2003 год"
Наименование программы Переселение граждан Томской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда на
2003 год
Дата принятия решения о Распоряжение Главы Администрации Томской
разработке программы, области от 25.12.2001 N 552-р
дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик Администрация Томской области
программы
Основные разработчики Департамент строительства и
программы жилищно-коммунального хозяйства Администрации
Томской области
Цели и задачи программы Основной целью программы является обеспечение
жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного
проживания. Основными задачами программы
являются:подготовка условий и разработка
механизма переселения граждан из жилищного
фонда, непригодного для проживания;
выполнение обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда;оптимизация
развития территорий, занятых в настоящее
время жилищным фондом, непригодным для
проживания.
Сроки реализации 2003 год
программы
Перечень основных 1.Составление реестров ветхих и аварийных
мероприятий зданий, разработка муниципальных программ
расселения ветхого и аварийного жилищного
фонда, формирование нормативной правовой базы
для предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса жилищного
фонда, непригодного для проживания, и этапов
переселения граждан.
2.Разработка схем и механизмов привлечения
внебюджетных ресурсов;привлечение и
аккумулирование бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации программы.
3.Разработка и внедрение схем оптимального
использования освободившихся в результате
переселения зданий, сооружений и земельных
участков.
4.Поэтапное переселение жильцов и снос
жилищного фонда, непригодного для проживания.
Исполнители программы Органы исполнительной власти Томской области;
органы местного самоуправления (по
согласованию);заинтересованные организации
(по согласованию).
Объем и источники Потребность в финансовых ресурсах - 195 млн.
финансирования руб.
из них
50 млн. руб. - федеральный бюджет (прогноз)
25 млн. руб. - областной бюджет;
-120 млн. руб. - местный бюджет,
внебюджетные источники (прогноз)
Ожидаемые конечные - Снижения объемов ветхого и аварийного
результаты жилищного фонда на 2,3 %;
- улучшение городской среды за счет
комплексного освоения территорий ликвидации
ветхого и аварийного жилищного фонда
Система организации и Государственная Дума Томской области
контроля Администрация Томской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Общая площадь ветхого и аварийного жилья в Томской области, по данным статистики, составляет 900,2 тыс. кв. м. (Приложение 1). За десять лет (1990-2000 годы) увеличение ветхого и аварийного жилья составило 150%. Суммарная площадь аварийных и ветхих жилых помещений более чем в 4 раза превышает объем годового ввода в действие жилых домов в области за счет всех источников финансирования.
Ветхие и аварийные дома имеются во всех муниципальных образованиях области. Их площадь распределена неравномерно, показатель ветхого жилья приходящегося на одного жителя, проживающего на территории муниципального образования, изменяется от 0,1 до 6 кв. м./чел.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилого помещения удовлетворительного качества.
Общая потребность в финансовых ресурсах по Томской области на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья составляет около 8100 миллионов рублей (в ценах 2002 года), в 2003 году - 195 миллионов рублей.
2. Основные цели и задачи программы
1. Основными целями и задачами программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
обеспечение жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, благоустроенным жильем не ниже нормы жилой площади установленной на территории Томской области;
обеспечение условий снижения темпов роста ветхого и аварийного жилищного фонда посредством постепенной ликвидации существующего аварийного жилищного фонда.
2. В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи.
1) Нормативно-правовые:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;
обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
2). Финансового обеспечения:
привлечение внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения переселяемых граждан жилыми помещениями благоустроенными применительно к условиям населенных пунктов и отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям;
привлечение средств организаций, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов реконструкции ветхих аварийных зданий или застройки земельных участков, освобождаемых в результате сноса ветхого и аварийного жилья.
финансирование программы из областного бюджета в первую очередь тех муниципальных образований, которые смогли привлечь к решению проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации всевозможных внебюджетных источников финансирования.
3) Организационного обеспечения:
обеспечение взаимосвязи программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с другими реализуемыми на территории области программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
2. Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда включает в себя два уровня решения проблемы переселения:
1). Областной уровень.
Программа определяет масштаб проблемы и сроки ее решения, потребность в финансовых ресурсах в разрезе муниципальных образований, меры и пути предоставления финансовой поддержки из областного бюджета для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
2). Уровень муниципального образования.
Муниципальные программы содержат:
конкретные планы действий органов местного самоуправления;
пообъектные планы расселения ветхих и аварийных объектов;
систему привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
организационную схему системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетных и внебюджетных средств;
данные об объектах строительства, реконструкции и вторичного рынка жилья, планируемых для использования в целях реализации программы переселения.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий на 2003 год.
Создание методических, организационных и правовых условий для реализации основных задач программы:
разработка методических основ технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда;
проведение технической экспертизы и инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда с классификацией этих зданий по категориям: здания, восстановление которых невозможно; здания, восстановление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно; здания, восстановление которых технически возможно и экономически целесообразно;
формирование нормативной базы, определяющей порядок и условия предоставления жилья переселяемым гражданам;
установление очередности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
обеспечение выполнения обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только поддержания технического состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае полного или значительного физического износа и аварийного разрушения;
разработка и конкурсный отбор для финансирования инвестиционных проектов реконструкции ветхих и аварийных жилых зданий, а так же# проектов комплексной застройки территорий, освобождающихся в результате сноса аварийных и ветхих зданий (в первую очередь территорий, имеющих высокую градостроительную ценность).
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 году осуществляется путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности и покупки вторичного жилья, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям жилых помещений.
4. Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя работу по трем направлениям:
правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (Приложение N 2);
финансово-инвестиционное обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
1. Правовое и методологическое обеспечение
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует определения четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день четко не определены.
Методика по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания утверждается Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному едины в масштабах области.
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья выделяются две категории домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены или их восстановление экономически нецелесообразно.
Исходя из этого, на основании муниципальных программ расселения из ветхого и аварийного жилищного фонда составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов) в регионе, уточняется объем такого жилья, численность проживающего в нем населения, и соответственно уточняются объемы финансирования.
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация программ каждого из муниципальных образований области должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Основными позициями данных документов являются следующие положения:
граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном ветхом и аварийном жилищном фонде и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на получение бесплатного жилья в соответствии со ст. 96 Жилищного Кодекса РСФСР;
граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, имеют право на первоочередное получение на праве собственности равноценного, бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений либо иной компенсации органами местного самоуправления либо организациями осуществляющими снос дома;
граждане, имеющие в ветхом или аварийном жилищном фонде частные (приватизированные) квартиры, имеют право передать это жилье в государственную или муниципальную собственность и получить бесплатное жилье в пределах нормы предоставления жилых помещений на условиях социального найма;
граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, желающие получить жилье большей площади, обязаны оплатить разницу между рыночной стоимостью желаемого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного ветхого строения; очередность сноса строений, отнесенных к ветхим, определяется, в первую очередь, требованиями плана развития территории.
2. Финансово-инвестиционное обеспечение программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются в рамках федеральной, областной и муниципальных программ и образуются из двух главных источников: бюджетных и внебюджетных.
Бюджетными ресурсами являются:
целевые средства федерального, областного и местных бюджетов, направленные на финансирование программы переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилья;
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальной жилой недвижимости и муниципальных земель;
поступления по другим целевым программам, направленным на улучшение жилищных условий граждан.
Порядок и механизм использования средств областного бюджета определяются соглашением (договором), заключаемым Администрацией Томской области и органом местного самоуправления.
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства страховых компаний;
средства организаций, заинтересованных в реализации программы;
средства населения.
Для реализации областной и муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда муниципальным образованиям рекомендуется создавать целевые бюджетные фонды. Цель создания данных фондов - консолидация финансовых ресурсов для реализации указанной программы, в т.ч. для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо покупка квартир на вторичном рынке);
на проведение мероприятий, приводящих к повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерной инфраструктурой);
на привлечение заемных средств и обслуживание долга (заемщиком выступает орган местного самоуправления).
Порядок подачи заявок со стороны муниципальных образований на частичное финансирование муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда утверждается Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
5. Ресурсное обеспечение программы
1. Расходы на реализацию программы переселения граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год составят 195 миллионов рублей: За счет средств:
федерального бюджета - 50 миллионов рублей ( прогноз);
областного бюджета - 25 миллионов рублей;
местных бюджетов и внебюджетных источников - 120 миллионов рублей (прогноз).
2. Основными критериями распределения ресурсов, полученных из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию программы, являются:
наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
наличие перечня объектов, подлежащих расселению;
наличие объектов, куда предполагается расселять из ветхого и аварийного жилищного фонда;
соотношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к общему объему средств, необходимых для финансирования программы;
площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании;
доля ветхого аварийного жилья в жилищном фонде муниципального образования;
количество человек (семей), проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
сумма средств из муниципального бюджета, направленных (планируемых) на реализацию программы;
наличие инвестиционных проектов реконструкции ветхого и аварийного жилья или застройки территорий, освобождаемых в результате сноса ветхого и аварийного жилья.
6. Механизм реализации программы
Реализация программы включает в себя следующие уровни: областной, муниципального образования
1. Задачи органов исполнительной власти Томской области:
- формирование сводной областной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на основе обобщения представляемых органами местного самоуправления аналогичных муниципальных программ;
- формирование графика финансирования программы;
- мониторинг целевого использования бюджетных средств;
- создание необходимой нормативно-правовой базы по реализации Программы;
- разработка схем внебюджетного финансирования Программы, привлечение внебюджетных источников финансирования;
- взаимодействие с государственным заказчиком соответствующей федеральной целевой подпрограммы.
2. Задачи органов местного самоуправления:
- формирование муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, включающее следующие показатели:
объем требуемых инвестиций;
объем привлекаемых внебюджетных ресурсов;
распределение выделяемых на переселение средств по направлениям: объекты строительства (предпочтение отдается объектам с высокой степенью готовности), реконструкция, приобретение жилья на вторичном рынке;
создание необходимой нормативной правовой базы (в т.ч. регламентирующей использование муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.), соответствующей типовой, утвержденной на уровне области;
составление и предоставление отчета о расходовании средств, полученных из областного и федерального бюджетов на реализацию муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
разработка схем внебюджетного финансирования программы переселения, привлечение внебюджетных источников финансирования;
формирование нового реестра жилых зданий, признанных ветхими и аварийными после 1.01.2001 года.
7. Организация управления программой
1. Система управления программой переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда включает государственного заказчика в лице Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации области, органы законодательной и исполнительной власти области и местного самоуправления.
2. Функции элементов системы управления программой распределяются следующим образом:
- государственный заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ, формирует нормативную базу, определяет принципы предоставления муниципальным образованиям денежных средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов, и отвечает за их эффективное использование, осуществляет мониторинг выполнения программы, проводит конкурс инвестиционных проектов, выбирает на конкурсной основе участников программы (проектные и строительные компании, банки, страховые компании и др.);
- органы законодательной и исполнительной власти области организуют работу по реализации программы в рамках своих властных полномочий, решают вопросы бюджетного финансирования на региональном уровне, включая вопросы межбюджетных отношений. Принимают участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, рассматривают, утверждают и контролируют порядок переселения граждан из ветхих и аварийных домов. В их компетенцию входит управление предоставлением муниципальным образованиям государственной помощи в пределах имеющихся ресурсов;
- органы местного самоуправления формируют реестр ветхих и аварийных жилых домов в муниципальном образовании, разрабатывают муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, осуществляют контроль за выполнением программы на местном уровне, организуют работу межведомственных комиссий по технической эксплуатации жилых помещений, непригодных для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан. Ими контролируется соблюдение сроков и очередности в соответствии с принятым порядком переселения, организуется работа с переселяемыми гражданами, разрабатываются предложения по более эффективным методам решения поставленных задач, отбираются или формируются муниципальные управляющие компании.
8. Оценка эфективности# , социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
1. В результате реализации программы достигается снижение объема ветхого и аварийного жилищного фонда на 2,3 %.
Реализация программы обеспечит выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания снижение социальной напряженности, и улучшит архитектурный облик населенных пунктов,.
2. Результатом реализации программы станет также улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
3. В результате реализации программы будут отработаны новые методы и схемы привлечения внебюджетных ресурсов в жилищное строительство. Привлечение дополнительных средств в жилищное строительство позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать новые рабочие места.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, благоустроенным жильем не ниже нормы жилой площади установленной на территории Томской области, а также обеспечения условий снижения темпов роста ветхого и аварийного жилищного фонда посредством постепенной ликвидации существующего аварийного жилищного фонда утверждена областная целевая программа "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год".
Утверждены система программных мероприятий и механизм реализации Программы.
Расходы на реализацию программы составят 195 млн. руб.
Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Закон Томской области от 3 февраля 2003 г. N 13-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 30 января 2003 г. N 461)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в сборнике "Официальные ведомости Гос. Думы Томской области" N 15, 25 февраля 2003 г. в сборнике "Официальные ведомости" Администрации области N 6, 10 февраля 2003 г.