Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэра г. Томска
от 18 марта 2003 г. N 121
Положение о тарифной политике администрации г. Томска
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет вопросы ценообразования, порядок и методы пересмотра и утверждения тарифов на работы и услуги, регулируемые администрацией города в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными актами.
1.1. Сфера регулирования.
Сфера регулирования определяется действующими законодательными и нормативными актами. Перечень работ и услуг, подлежащих регулированию, содержится в Приложении N 1.
1.2. Целью действия настоящего Положения является создание условий для:
исполнения полномочий муниципальной власти в части содержания территории муниципального образования, предоставления коммунальных, жилищных и других услуг населению в необходимом объеме и с заданными параметрами качества;
эффективного использования и обеспечения воспроизводства муниципального имущества, необходимого для исполнения муниципалитетом полномочий, определяемых действующим законодательством;
оптимального расходования бюджетных средств;
экономической заинтересованности предприятий в повышении эффективности использования ресурсов и снижении себестоимости услуг;
повышения инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий и учреждений;
1.3. Основные понятия
Тариф (цена) - стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг), выраженная в валюте Российской Федерации.
Услуга - особый вид потребительской стоимости, существующий в форме полезной деятельности, удовлетворяющей общественные потребности.
Экономически обоснованный тариф - тариф, обеспечивающий полное возмещение затрат предприятия на простое и расширенное воспроизводство.
Регулируемая деятельность - деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (работы, услуги) осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым администрацией города.
Срок действия тарифов - период времени с момента ввода в действие тарифа до его очередного утверждения.
Период регулирования (расчетный период) - период времени, на который устанавливаются тарифы.
Автоматическая индексация тарифа - пересмотр тарифа в течение регулируемого периода.
Регулирующий орган - орган, осуществляющий регулирование цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством. Для целей настоящего Положения регулирующим органом является администрация города Томска в лице мэра города.
1.4. Нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен).
Основой для построения тарифной политики Администрации г. Томска являются:
Закон РФ от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления";
Постановление Правительства РФ от 07.03.95 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
Постановление Главы Администрации Томской области от 20.12.95 года N 323 "О порядке регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, на которые право государственного регулирования предоставлено Администрации области";
Постановление губернатора Томской области от 22.10.2001 N 361 "О тарифной политике в жилищно-коммунальном хозяйстве Томской области";
Постановление Администрации Томской области от 08.02.2002 N 54 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения на территории Томской области";
Другие законодательные и нормативные акты, отражающие основы ценообразования и формирования тарифов на работы, услуги.
2. Принципы тарифной политики и их обеспечение
2.1. Принцип сбалансированности интересов:
Обеспечение в ходе установления тарифа учета и сбалансированности интересов муниципалитета как собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов достигается процедурой согласования тарифов с участниками Трехстороннего соглашения по социальному партнерству г. Томска.
2.2. Принцип социальной справедливости:
Оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, их реальной платежеспособности и возможности бюджета.
Создание условий для перехода к оказанию адресной социальной помощи незащищенным категориям граждан.
2.3. Принцип предсказуемости изменения тарифов:
Установление тарифов производится на определенный срок (период регулирования) с целью снижения риска инвестирования, роста экономической определенности для потребителей услуг. В течение регулируемого периода предприятие может оптимизировать свою работу с целью снижения издержек, а сэкономленные средства расходовать по своему усмотрению.
2.4. Принцип информационной доступности:
Обеспечение полного информационного сопровождения проведения ценовой (тарифной) политики.
2.5. Принцип обоснованности и полного возмещения затрат всем участникам процесса предоставления услуг:
Обеспечение контроля за правильностью формирования и применением регулируемых цен (тарифов).
2.6. Принцип обязательного ведения предприятием раздельного учета доходов и расходов по регулируемой и прочей деятельности.
3. Условия пересмотра тарифов
3.1 Пересмотр тарифов осуществляется по заявлению предприятия или администрации города:
3.1.1. По окончании регулируемого периода;
3.1.2. В течение регулируемого периода:
1. применяется автоматическая индексация тарифа в случае изменения себестоимости регулируемой деятельности более, чем на 5 % по причине изменения следующих статей затрат:
оплата труда, вызванного изменением минимального уровня оплаты труда или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате);
топливо, электроэнергия, вода.
2. Тарифы пересматриваются в общем порядке при возникновении объективных обстоятельств, повлекших изменение себестоимости работ (услуг) в части регулируемой деятельности более, чем на 5 %:
изменения в составе затрат предприятия, организационной структуре предприятия, налоговом законодательстве и прочие изменения, повлекшие изменение суммарных расходов на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с показателями, принятыми при расчете тарифов (цен);
изменение объемов реализации продукции (услуг), предусмотренных в сводном балансе производства, и изменение объема обслуживаемых коммуникаций и оборудования;
принятие в установленном порядке долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения или капитального ремонта, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования производственно-технических объектов, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации в согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;
изменение учетной политики предприятия, повлекшие за собой изменение затрат;
выявление факторов неиспользования инвестиционной составляющей в тарифе, исправление ошибок, нарушений, обнаруженных в ходе проверок финансово - хозяйственной деятельности, влияющих на себестоимость регулируемых данным Положением работ (услуг);
прочие непредвиденные обстоятельства.
3.2. В случае одновременного возникновения обстоятельств, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 3.1.2, тариф пересматривается в общем порядке на общих основаниях.
3.3. Период регулирования составляет не менее одного года. Изменение тарифов на услуги, полностью или частично оплачиваемые за счет средств бюджета, в сторону их увеличения осуществляется один раз в год до утверждения городского бюджета и вводится в действие с начала очередного финансового года
3.4. Тарифы на услуги, оказываемые в рамках исполнения муниципальных полномочий, а также приобретаемые муниципалитетом (его структурными подразделениями) в рамках муниципальных контрактов, рассматриваются и утверждаются:
в общем порядке, когда не представляется возможным или целесообразным проведение конкурса по выбору подрядных организаций и поставщиком услуги является муниципальное предприятие;
предельная величина тарифа, когда выбор подрядчика осуществляется по конкурсу;
предельная величина тарифа, когда подрядчиком не является муниципальное предприятие;
определяется методом котировки цен при наличии рынка данного вида услуг.
3.5. Стоимость работ по капитальному и текущему ремонту определяется в соответствии с Государственными сметными нормами и расценками и другими нормативными актами и данным Положением не регулируется.
4. Перечень документов, предоставляемых для рассмотрения тарифов
4.1. По окончании регулируемого периода предприятием предоставляются следующие документы:
1. Производственная программа (отчет об исполнении и план на очередной регулируемый период в натуральном и стоимостном выражении; производственная программа должна быть утверждена директором предприятия и согласована отраслевым департаментом; в отдельных случаях представляется технология производства работ).
2. Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (отчет и план на следующий период регулирования).
3. Отчет об исполнении тарифов за отчетный регулируемый период с расшифровкой затрат, сравнительная таблица себестоимости исполнения фактического объема работ по плановому тарифу и фактической себестоимости в разрезе статей затрат.
4. Расчет тарифов на все виды оказываемых услуг и по группам потребителей.
5. Сметы затрат по видам услуг, представленные для утверждения новых тарифов, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов (в том числе накладных расходов) с расшифровкой статей затрат, обоснование увеличения стоимости материальных ресурсов (копии актов, фактур на отпуск материалов), учитываемых при расчете тарифов.
6. Расчет амортизационных отчислений (за месяц, предшествующий рассмотрению тарифов), расчет ремонтного фонда (справку об использовании ремонтного фонда). Титульные списки и сметы на капитальный ремонт, утвержденные в установленном порядке.
7. Справку об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, соблюдении нормативов отчислений в фонды накопления и потребления, использование инвестиционной составляющей.
8. Расчет необходимой прибыли, обеспечивающей покрытие обязательных финансовых платежей, развитие производства (в том числе капитальные вложения исходя из программы производственного развития и инвестиционной программы), расчет фонда потребления.
9. Предложения по снижению неучтенных и сверхнормативных потерь, снижению себестоимости производства работ и услуг.
10. Инвестиционная программа с обоснованием потребности средств, необходимых для прямого финансирования, утвержденная в установленном порядке.
11. Копия коллективного договора.
12. Копии бухгалтерских документов на последнюю отчетную дату (баланс с приложениями) и копии статистических отчетов (отчет по труду и т.п.).
13. Копия приказа об учетной политике.
14. Пояснительная записка к расчету тарифов и расчет тарифа на магнитном носителе.
15. Заключение независимой экспертизы о правильности формирования и величине тарифа (на жилищно-коммунальные услуги для населения). Экспертная организация должна быть аккредитована в Госстрое РФ. Выбор экспертной организации проводится по решению органа местного самоуправления с последующим включением затрат на проведение экспертизы в тариф. При необходимости представляются дополнительные документы для обоснования расчетов.
4.2. При условии автоматического пересмотра тарифов предприятие предоставляет документы по перечню согласно подпунктам 1, 3-5, 14 пункта 4.1 настоящего Положения.
5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения цен (тарифов)
5.1. Предложения по установлению новых или пересмотру действующих цен (тарифов) предприятие (организация, учреждение) представляет в вышестоящие отраслевые департаменты Администрации города в виде пояснительной записки с обоснованием причин изменения цен (тарифов). Предложения по утверждению тарифов на услуги, оказываемые в рамках муниципальных контрактов, представляются до момента подписания муниципальных контрактов и предоставления последних на регистрацию.
5.2. Предложения принимаются к рассмотрению при наличии документов, указанных в разделе 4 настоящего Положения. В случае соответствия представленной заявки форме, указанной в разделе 4 Положения, отраслевой департамент в течение 20 дней готовит заключение.
5.3. Заключение отраслевого департамента должно содержать:
оценку обоснованности определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражении;
краткий анализ итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в том числе по регулируемой деятельности);
анализ соблюдения норм и нормативов, их полноту, динамику, сравнение со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
акты проверок исполнения действующих тарифов в части целевых статей;
оценку совокупных и удельных затрат ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми показателями, предложения по повышению эффективности использования ресурсов;
оценку совокупных и удельных потерь вырабатываемых тепло-, энергоресурсов в сравнении с базовыми отраслевыми показателями, предложения по снижению потерь, а также наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления;
оценку инвестиционной программы предприятия с точки зрения повышения производственной эффективности;
данные о фактических величинах собираемости платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) предприятием;
структура расчетов потребителей с регулируемым предприятием;
сравнительный анализ вариантов пересмотра тарифов и пояснительную записку по пересмотру тарифов с расчетом по статьям затрат.
5.4. Отраслевой департамент представляет в департамент экономики администрации города и департамент финансов (по тарифам на работы и услуги, полностью или частично финансируемые из городского бюджета, и по которым в соответствии с данным Положением независимая экспертиза не проводится) свое заключение и документы, указанные в разделе 4 Положения. Департамент финансов рассматривает представленные документы (по тарифам на работы и услуги, полностью или частично финансируемые из городского бюджета, и по которым в соответствии с данным Положением независимая экспертиза не проводится) в течение 15 дней и представляет заключение в департамент экономики. Департамент экономики рассматривает заключение отраслевого департамента в течение 15 дней и при рассмотрении тарифов, прошедших экспертизу, направляет запрос:
в департамент финансов о возможности изменения нагрузки на бюджет в результате введения предлагаемых тарифов,
в департамент социальной защиты населения - при рассмотрении изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте для внесения предложений об установлении адресной социальной помощи незащищенным категориям граждан
Срок подготовки заключения департаментом финансов и департаментом социальной защиты населения по запросу департамента экономики не превышает 5 дней.
5.5. Заключения отраслевого департамента, департаментов финансов и социальной защиты населения аккумулируются в департаменте экономики администрации г. Томска для последующего рассмотрения в течение 5 дней и подготовки сводного заключения. Сводное заключение должно содержать следующую информацию:
обоснование факта пересмотра тарифов;
описание формирования тарифа по статьям затрат;
влияние изменения тарифа на величину стандарта стоимости предоставления ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья и величину соответствующего трансферта;
согласительный вариант расчета тарифа (в табличной форме).
5.6. Для устранения принципиальных разногласий по расчету тарифов, подготовки согласованных предложений по определению нормативной и методологической базы для расчета тарифов и их оптимального уровня для предприятий и населения проводится совещание представителей департаментов. Совещание проводится по инициативе департамента экономики администрации г. Томска.
В случае неустранения структурными подразделениями разногласий по проекту документа решение по окончательному варианту сводного заключения принимает первый заместитель главы администрации (мэра) города, председатель Городской тарифной комиссии.
5.7. При рассмотрении тарифов на жилищно-коммунальные услуги и тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте согласительный вариант заключения, подготовленный департаментом экономики, выносится Первым заместителем мэра города, председателем Городской тарифной комиссии на рассмотрение Городской тарифной комиссии. Комиссия работает в соответствии с Положением о Городской тарифной комиссии, утвержденным постановлением мэра.
5.8. В течение 5 дней со дня получения материалов члены городской тарифной комиссии рассматривают представленные департаментом экономики документы.
5.9. При необходимости выработки согласительного варианта для рассмотрения на заседании городской тарифной комиссии департамент экономики проводит предварительное заседание с представителями участников городской тарифной комиссии.
5.10. Согласительный вариант принимается решением городской тарифной комиссии и представляется вместе с протоколом заседания городской тарифной комиссии для рассмотрения мэру города.
5.11. Проект постановления мэра города об утверждении цены (тарифа) на работы (услуги) согласовывается и утверждается в порядке, предусмотренном регламентом работы администрации г. Томска.
5.12. Информация об изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги и на проезд в городском пассажирском транспорте размещается в средствах массовой информации.
5.13. При пересмотре тарифов в сторону повышения отраслевой департамент в двухнедельный срок после принятия тарифов представляет в департамент экономики и департамент финансов администрации г. Томска согласованный с заместителями мэра по направлениям расчет снижения объемов выполняемых работ (производственная программа) в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными в бюджете.
5.14. После утверждения тарифов департамент экономики направляет заключение по тарифам в департамент финансов и отраслевой департамент.
6. Порядок формирования тарифов
Формирование затрат, включаемых в тариф производится в соответствии с действующими нормативными документами. Формирование расходов по основным статьям затрат:
6.1. Затраты на оплату труда определяются исходя из нормативной численности работающих на предприятии, тарифной ставки рабочего первого разряда, утвержденной постановлением мэра в установленном порядке, с учетом межотраслевых коэффициентов в соответствии с отраслевым Тарифным соглашением, и дополнительной заработной платы согласно действующему законодательству (ночные, классность, вредные условия труда, праздничные и выходные и т.п.), текущего вознаграждения в размере 50 % от основной и дополнительной оплаты труда, районного коэффициента. Межразрядные коэффициенты определяются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников, утвержденной постановлением мэра для целей нормирования затрат по оплате труда при формировании тарифа.
6.2. Расчет отчислений на уплату единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды, производится исходя из затрат на оплату труда, соответствующих ставок, с учетом страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от отраслей экономики.
6.3. При формировании затрат по статье материалы руководствоваться нормами и нормативами расхода материалов и исходя из фактически действующих цен, либо с учетом фактических расходов предприятия за отчетный период и поэтапного перехода на полное исполнение нормативов.
6.4. Величина амортизационных отчислений определяется в соответствии с учетной политикой, принятой на предприятии.
Величина амортизации по самортизированному имуществу включается в тариф на основании экспертного подхода: производится оценка имущества и срока его полезного действия, исходя из которых начисляется амортизация. Если оценка не произведена, то амортизация по самортизированному имуществу в составе затрат не учитывается.
6.5. Затраты на текущий и капитальный ремонт основных средств (в том числе находящихся в безвозмездном пользовании, либо аренде) учитываются в соответствии с учетной политикой предприятия (либо посредством создания ремонтного фонда, либо по сметам планового ремонта, согласованным с собственником имущества, либо с отраслевым департаментом), но не более 10 % от первоначальной (восстановительной) стоимости имущества. При этом работы, выполняемые подрядным способом выделяются из общего объема и прописываются отдельной строкой. Если величина требуемых затрат на капитальный ремонт превышает 10 % от первоначальной (восстановительной) стоимости имущества, оформляется инвестиционный проект.
6.6. Накладные расходы рассчитываются методом прямого счета согласно имеющихся нормативов с расшифровкой по статьям и не должны превышать уровень накладных расходов, фактически сложившихся на предприятии за последние 3 года. При формировании накладных расходов учитывается норматив (при его наличии) на содержание аппарата управления.
6.7. Расчетный объем прибыли состоит из обязательных финансовых платежей, средств на развитие в соответствии с инвестиционной программой и фонда потребления (не более 3 % в составе рентабельности) исходя из условий коллективного договора. Предельный уровень рентабельности, принимаемый в расчете тарифа, составляет 25 % с учетом инвестиционной составляющей.
При формировании предельной величины тарифов (п.3.4 настоящего Положения) в расчет принимается рентабельность в размере не более 5%.
6.8. В случае возникновения разногласий по формированию статей затрат тарифа между администрацией города и независимой организацией, осуществляющей экспертизу тарифа, окончательное решение принимает мэр города.
6.9. В случае возникновения у предприятия убытков от несвоевременного пересмотра тарифов величина убытков подлежит включению в состав затрат при расчете тарифа на следующий регулируемый период.
6.10. Автоматическая индексация тарифа осуществляется путем умножения отдельных статей затрат, включенных в состав тарифа, на индекс изменения цен.
7. Проведение тарифной политики в условиях конкурсного отбора подрядчика
7.1. Проведение тарифной политики в условиях конкурсного отбора подрядчика на работы (услуги), подлежащие регулированию данным Положением, осуществляется в период формирования рынка работ (услуг), в целях оценки реальности и обоснованности предлагаемых участниками конкурсов тарифов.
7.2. Для целей нормирования затрат, включенных в состав тарифа на работы (услуги), выставляемые на конкурс, постановлением мэра утверждается тариф на работы (услуги) для целей проведения конкурса. Таким тарифом может являться экономически обоснованный тариф, утвержденный постановлением мэра, и действующий на момент проведения конкурсного отбора подрядчиков.
7.3. Конкурсная документация должна содержать величину предельной (расчетной) стоимости выполнения единицы работ (услуг). Заявка на участие в конкурсе, в которой стоимость выполнения единицы работ (услуг) превышает предельную (расчетную) величину отклоняется.
7.5. Отраслевой департамент и департамент экономики оценивают реальность поданных конкурсантами предложений в части соблюдения норм и нормативов.
8. Система контроля за применением тарифов
8.1. Контроль осуществляется путем анализа отчетных данных, предоставляемых предприятием, осуществляющим регулируемую деятельность. Предприятие ежеквартально представляет в отраслевые департаменты аналитическую информацию по исполнению тарифов по формам таблицы Приложения 2 к настоящему Положению в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности.
8.2. Отраслевой департамент представляет сводную статистическую отчетность в департамент экономики по формам таблицы Приложения 2 к настоящему Положению в установленные сроки, а также акты проверок исполнения действующих тарифов.
8.3. В целях усиления контроля за расходованием отдельных статей затрат, включенных в тариф, администрация вправе предусмотреть целевое использование этих средств, что оговаривается в постановлении об утверждении данного тарифа. В случае их не целевого использования формирование тарифа на очередной регулируемый период осуществляется путем корректировки (уменьшения) затрат по статьям накладные расходы - не более 10 % и прибыль в части фонда потребления - полностью.
Само по себе нецелевое использование средств, предусмотренных в тарифе равно, как и бюджетных средств, влечет ответственность руководителя предприятия (получателя бюджетных средств) в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.
9. Оценка эффективности системы тарифного регулирования
Ежегодно департамент экономики путем проведения мониторинга деятельности муниципальных предприятий в условиях действия утвержденных тарифов, ведения реестра тарифов по муниципальным контрактам, проводит оценку эффективности тарифного регулирования, что является составной частью системы мероприятий по управлению муниципальным имуществом, и представляет отчет мэру города.
Приложение N 1 к Положению о тарифной политике администрации города Томска
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.