Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Томской городской Думы от 22 марта 2005 г. N 842 финансирование настоящей Программы приостановлено c 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 г.
Приложение
к решению Томской городской Думы
от 18 марта 2003г. N 339
Муниципальная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов
на 2003-2005 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов
на 2003-2005 годы"
/----------------------------------------------------------------------------\
| |Наименование программы: |Социальная поддержка инвалидов на 2003-2005|
| | |годы |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Наименование, номер и дата|Постановление мэра _. 'омска от 03.07.2001г.|
| |принятия решения о|N 414 "О разработке муниципальной целевой|
| |разработке: |программы "Социальная поддержка инвалидов на|
| | |2002-2004 годы" |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Заказчик: |Администрация города Томска |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Разработчик: |Департамент социальной защиты населения|
| | |Администрации г. Томска |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Исполнители и|Исполнитель: Департамент социальной защиты|
| |соисполнители: |населения Администрации г. Томска; |
| | |Соисполнители: Департамент социальной защиты|
| | |населения администрации Томской области,|
| | |Департамент федеральной государственной|
| | |службы занятости населения по Томской|
| | |области, Томский городской центр занятости|
| | |населения, Комитет по социальной политике и|
| | |охране труду администрации _. 'омска,|
| | |Департамент экономики, промышленной и|
| | |инвестиционной политики администрации|
| | |_. 'омска, Департамент финансов администрации|
| | |_. 'омска, Управление здравоохранения|
| | |администрации _. 'омска, Департамент по делам|
| | |молодежи, спорту и туризму администрации|
| | |_. 'омска, Департамент дорожного|
| | |строительства, благоустройства и транспорта|
| | |администрации _. 'омска, Департамент|
| | |архитектуры и градостроительства|
| | |администрации _. 'омска, Управление культуры|
| | |администрации _. 'омска, Комитет по|
| | |информационной политике администрации|
| | |_. 'омска, ГИБДД, общественные объединения|
| | |инвалидов, Институт физической культуры|
| | |ТГПУ, МУ " Томский городской центр|
| | |социального обслуживания населения", МУ|
| | |"Агентство культурный досуг",объединенные|
| | |администрации территориальных округов|
| | |_. 'омска, МУ "Музей истории|
| | |_. 'омска",Гильдия Томских художников, МУ|
| | |"Муниципальной информационной библиотечной|
| | |системы",УМП "Центр муниципального заказа" |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Сроки реализации|2003-2005 годы |
| |программы: | |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Основные мероприятия: |Согласно разделам NN 1-7 Программы |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Важнейшие целевые|Повышение степени социальной защиты|
| |показатели: |инвалидов и улучшение качества жизни|
| | |инвалидов, создание инвалидам равных с|
| | |другими гражданами возможностей участия в|
| | |жизни общества для реализации их|
| | |потенциальных возможностей. Обеспечение|
| | |доступности для инвалидов объектов|
| | |социальной инфраструктуры, средств|
| | |транспорта, связи, информации. |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Источники финансирования: |Бюджет города Томска, областной бюджет,|
| | |федеральный бюджет, внебюджетные средства |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Система контроля над|Контрольный комитет Администрации г. Томска|
| |исполнением программы: | |
|----+--------------------------+--------------------------------------------|
| |Обоснование программы: |Законы РФ: "Об основах социального |
| | |обслуживания населения в РФ", "О социальном|
| | |обслуживании граждан пожилого возраста и |
| | |инвалидов", "О социальной защите инвалидов в|
| | |РФ", "О государственной социальной помощи" |
\----------------------------------------------------------------------------/
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений деятельности государственной власти и органов местного самоуправления. Перевести в практическую плоскость и конкретизировать государственную политику в отношении инвалидов призваны специальные целевые муниципальные программы, эффективность которых служит показателем действенности самой социальной политики. Территориальные программы по социальной поддержке учитывают социально-экономические, демографические и ряд других особенностей, а также специфику проживания и потребности инвалидов. Именно через территориальные программы реализуются принципы адресности и целенаправленности социальной защиты этой группы населения.
В городе Томске, как и в целом по Российской Федерации, число инвалидов растет во всех возрастных группах, что свидетельствует о снижении уровня здоровья населения в целом. При этом вызывает тревогу значительное увеличение количества и одновременное увеличение доли инвалидов, имеющих I и II группы инвалидности.
Группа инвалиднос- ти |
На 01.06.1999г. (чел.) |
На 01.06.2000г. (чел.) |
На 01.06.2001г. (чел.) |
На 01.06.2002г. (чел.) |
1 | 1493 | 1732 | 1889 | 2010 |
2 | 8640 | 9343 | 10782 | 11040 |
3 | 2961 | 3727 | 5213 | 5209 |
Итого | 13094 | 14802 | 17884 | 18259 |
Рост числа инвалидов происходит на фоне постоянно сокращающейся численности населения. За 2002 год в г. Томске родилось 4363 человек, умерло 5239 человек.
В Томске на 483.6 тыс.человек приходится 18.3 тыс.инвалидов (3.8%), из них более 12 тысяч чел., т.е. две трети, имеют пенсии меньше прожиточного минимума - 1946 руб. (по данным за 4-ый квартал 2002г.).
Социальная поддержка малообеспеченных инвалидов г. Томска осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов "О социальном обслуживании населения", "О государственной социальной помощи" , при этом размеры и виды социальной помощи утверждаются постановлением мэра г. Томска на соответствующий период. Основным видом социальной поддержки является муниципальное пособие, которое предоставляется ежеквартально в денежной (наличная, безналичная), натуральной формах (талонная система). С целью усиления адресности и учитывая рост стоимости жизни - повышен критерий нуждаемости при постановке на учет малообеспеченных граждан, доработана нормативная база, регламентирующая оказание социальной помощи.
В 2002 году муниципальное пособие предоставлено по 304 обращениям инвалидов на сумму 76006.44 руб. В соответствии с утвержденными администрацией города Томска Перечнем и Порядком предоставления социальных услуг, предусмотренных для слабозащищенных граждан г. Томска, социальными службами города оказаны услуги инвалидам, в том числе основные:
муниципальное пособие получили 178 инвалидов на сумму 76006.44 руб.
единовременная материальная помощь оказана 203 инвалидам на сумму 149920 руб.
(в 50% случаях помощь требуется на осуществление дорогостоящих операций, приобретение лекарств, лечение, в остальных случаях на питание, одежду, ремонт жилья и т.д.).
Консультации и юридическую помощь получили более 4 тысяч инвалидов.
Однако сегодня необходимо расширение существующего перечня видов помощи и услуг, так как в силу своей малообеспеченности многие инвалиды не в состоянии оплатить дорогостоящие услуги по ремонту бытовой техники и одежды, приобрести и отремонтировать очки.
Существовавшая до недавнего времени в РФ практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяла выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры реабилитационной направленности. С созданием службы медико-социальной экспертизы в Томской области и городе Томске одновременно с установлением инвалидности будет определяться необходимый объем и структура реабилитационных мероприятий путем выдачи инвалиду индивидуальной программы реабилитации. Восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация являются целью реабилитации инвалидов.
Однако в настоящее время в городе Томске комплексная медицинская, профессиональная и социальная реабилитация практически отсутствует. Не разработано Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Разработка индивидуальных программ реабилитации ведется крайне слабыми темпами.
Проблема занятости для инвалидов всегда стояла достаточно остро, в настоящее время она не менее актуальна. Участие инвалидов в производительном труде способствует успешному решению одновременно нескольких жизненных задач: социально-бытовой и профессиональной реабилитации, повышению уровня жизни семьи инвалида.
Однако, право инвалидов на труд, гарантированное законодательством, на сегодняшний день не более, чем декларация этого права. До настоящего времени реально не работает механизм квотирования рабочих мест, а предлагаемые рабочие места не соответствуют потребностям инвалидов, рекомендуемым условиям и режимам работы.
В городе Томске основной формой трудоустройства инвалидов являются специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов. Но рост производства швейной продукции, продуктов питания и промышленных товаров невозможен из-за слабой технической оснащенности и ограниченности производственных площадей.
Сегодня в городе Томске немало делается для обеспечения доступности среды жизнедеятельности инвалидам: ведется реконструкция пешеходно-транспортной сети, оснащаются звуковыми сигналами светофоры. Однако, этого недостаточно для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, а также для беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Эффективная социальная поддержка инвалидов невозможна без социального партнерства органов власти и общественных организаций, без вовлечения их в процесс оказания социальных услуг инвалидам.
Таким образом, объективная невостребованность на рынке труда, необорудованность специальными приспособлениями городского транспорта, неприспособленность городской инфраструктуры, недостаточное содействие деятельности общественных организаций инвалидов - все эти проблемы требуют решения.
II. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются усиление социальной защищенности инвалидов г. Томска и повышение уровня их жизни, выработка общих принципов согласованной политики администрации города Томска, общественных и иных организаций, направленной на поддержку инвалидов.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
совершенствование системы социальной поддержки инвалидов, в первую очередь малообеспеченных инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
эффективное использование бюджетных средств с целевым направлением их на приоритетные социальные мероприятия;
создание благоприятных условий для интеграции инвалидов в общество;
развитие и создание реабилитационных социальных учреждений и отделений срочной социальной помощи;
разработка и выполнение комплекса мероприятий по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
разработка и выполнение мероприятий по переоборудованию зданий, средств транспорта, связи, подъемно-транспортного оборудования;
приобретение средств реабилитации;
нормативно-методическое и информационное обеспечение решения проблем инвалидности в г. Томске;
развитие системы занятости;
организация оздоровительной, культурно-массовой работы с инвалидами.
Обеспечение максимально возможной социальной поддержки инвалидов города Томска в 2003-2005гг. предусматривается, исходя из имеющихся у города Томска материальных ресурсов, а также с привлечением к реализации программы внебюджетных источников.
III. Сроки реализации программы
Действие программы рассчитано на 3 года.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение основных проблем социальной поддержки инвалидов и представлена следующими направлениями:
Совершенствование нормативно-правовой базы;
Проведение организационно-методических мероприятий;
Оказание адресной социальной помощи инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;
Реабилитация инвалидов;
Развитие сети учреждений социального обслуживания и обеспечение производственной деятельности инвалидов;
Содействие занятости.
V. Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства областного, местного бюджета и внебюджетные источники.
Объем прогнозируемых средств в 2003-2005 гг. из городского бюджета составит 4329.5 тыс. руб.
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация г. Томска.
При реализации Программы предусматривается взаимодействие Томской городской Думы, департаментов, управлений, комитетов администрации Томской области и г. Томска, общественных организаций.
Программа предусматривает проведение ежегодного комплекса мероприятий по социальной поддержке инвалидов, координацию деятельности общественных организаций, предприятий и учреждений в деле реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
VII. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией программы осуществляет первый заместитель мэра г. Томска совместно с контрольным комитетом администрации г. Томска.
Инструментом контроля являются годовые отчеты и оперативная информация о реализации Программы.
Корректировка целевых показателей Программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с утвержденным бюджетом на соответствующий период.
VIII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от
реализации Программы
Программа будет способствовать созданию дополнительных условий для обеспечения социальной защищенности инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Реализация Программы позволит:
создать единую систему учета инвалидов г. Томска (базу данных) и организовать статистическое наблюдение за социально-экономическим и демографическим составом инвалидов, контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации;
усовершенствовать нормативно-правовую базу по социальной защите инвалидов;
повысить материальное благосостояние и качество жизни инвалидов;
усовершенствовать и расширить сеть социальных учреждений для инвалидов;
привлечь потенциал общественных организаций к работе в сфере оказания социальных услуг населению города;
создать консультационно-информационную службу по разъяснению инвалидам их прав, льгот и т.д.;
приступить к реальному созданию доступной для инвалидов физической среды жизнедеятельности;
обеспечить реабилитацию и трудоустройство инвалидов.
Оценка эффективности программных мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально-экономического положения инвалидов, встреч с населением, изучение писем и обращений граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.