Председатель |
Мэр города Томска |
Томской городской Думы
_____________А.Н. Николайчук |
____________А.С. Макаров |
Приложение
к решению Томской городской Думы
от 25 марта 2003 г. N 345
Городская отраслевая программа установки приборов учета и регулирования
тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 годы
Администрация г. Томска
Комитет по социальной политике и труду
I. Паспорт программы
II. Анализ проблемы
III.Способы реализации
IV. Основные цели и задачи проблемы
V. Этапы и механизм реализации программы
VI. Заключение
I. Паспорт программы
1.1 | Регистрационный номер программы |
|
1.2 | Полное наименование программы |
Городская отраслевая программа установки приборов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 годы. |
1.3 | Цель программы: | Экономия бюджетных средств по оплате потребленных энергоресурсов в учреждениях социальной сферы |
1.4 | Муниципальный заказчик программы: |
Администрация города Томска, Томская городская Дума. Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73, |
1.5 | Руководитель программы: |
Заместитель мэра по социальным вопросам - Подкатов Владимир Иванович Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73 Тел. (3822) 52-68- 69 |
1.6 | Головной разработчик: |
Отдел социальной сферы Комитета по социальной политике и труду, отдел муниципального сектора департамента экономики администрации г. Томска. Председатель комитета - Коваленко Виктор Васильевич Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73, тел./факс (3822) 52-68-94 |
1.7 | Сроки реализации программы: |
2003-2005 годы |
1.8 | Финансирование программы: |
Бюджет города Томска. Средства инвесторов, погашаемые из средств бюджета, полученных в результате экономии тепловых ресурсов при установке приборов учета тепла. |
1.9 | Контроль исполнения программы |
Комитет по социальной политике и труду Председатель комитета - Коваленко Виктор Васильевич Россия, 634050, Томск-50, пр. Ленина, 73, тел./факс (3822) 52-68-94 |
1.10 | Технический надзор |
УМП "Центр муниципального заказа" Директор Титова Елена Ивановна г.Томск, Московский тракт,19/1, тел. 53-04-63 |
II. Анализ проблемы
Исполнение лимитов потребления тепловой энергии учреждениями социальной сферы, финансируемыми за счет средств бюджета г.Томска, в натуральном выражении за 2001 год составили:
- по департаменту образования - 36937 Гкал.;
- по управлению здравоохранения - 56483 Гкал.;
- по управлению культуры - 4101 Гкал.;
- по департаменту по делам молодежи, спорту и туризму - 3306,6 Гкал.;
- по департаменту социальной защиты населения - 2140,8 Гкал.;
- по управлению образования Кировского и Советского округов - 64873,3 Гкал.;
- по управлению образования Ленинского и Октябрьского округов - 81354 Гкал.
Итого: 249195,7 Гкал., что в стоимостном выражении составляет 52601,6 тыс.руб. в ценах 2001 года.
Потребление тепловой энергии в целом по учреждениям социальной сферы, за исключением управления образования Кировского и Советского округов, в натуральных показателях не превышает утвержденных лимитов и составляет за 2001 год по учреждениям образования - 82%, здравоохранения - 61%, культуры - 72 %, спорта - 86%, социальной защиты - 95%.
В управлении образования Кировского и Советского округов потребление тепловой энергии идет с превышением лимитов в 1,16 раза за счет аварийных ситуаций в ряде учреждений, потерь по трассам и ошибок при планировании лимитов. Ожидаемая стоимость коммунальных услуг для социальной сферы города на 2002 год составит в действующих тарифах 174 млн.300 тыс. рублей, что в 2,9 раза выше стоимости этих услуг в 2000 году и в 1,6 раза стоимости коммунальных услуг 2001 года. При этом фактический объем потребления в натуральном выражении в 2002 году по сравнению с 2000 годом увеличился:
электроэнергии - в 1,2 раза
тепловой энергии - в 1,3 раза
водоснабжения - в 1,3 раза
водоотведения - в 1,2 раза
Ввиду постоянного роста цен на энергоносители, затраты на них и в социальной сфере многократно увеличились:
Ежегодный рост тарифов повысил долю коммунальных услуг в расходах учреждений социальной сферы г. Томска в 2000 году с 8,2%. до 16,2% в 2002 году, т.е. почти в 2 раза.
Основной статьей расходов на коммунальные услуги, согласно отчетным данным учреждений, являются расходы на оплату поставок тепловой энергии.
В 2003 году расчетная стоимость этих услуг составит примерно 135 млн. 750 тысяч рублей.
Тенденция к дальнейшему повышению энергозатрат в ближайшей перспективе сохранится: Государственная политика в области цен на энергоресурсы заключается в том, чтобы в перспективе сравнять внутренние и мировые цены на газ (увеличатся в 7 раз), нефть и нефтепродукты, электроэнергию и уголь (увеличатся в 2...4 раза). Это неизбежно приведет к дальнейшему повышению оплаты энергоресурсов "
Анализ экономии тепловой энергии, произведенный департаментом экономики, показал, что установка одного прибора учета снижает затраты энергоресурсов примерно на 15%.
В настоящее время из 71 общеобразовательного учреждения только 31 имеют приборы учета тепловой энергии. Из 70 учреждений дошкольного образования - только 5. В учреждениях дополнительного образования и коррекционных школах приборы учета тепловой энергии отсутствуют.
Из 33 учреждений здравоохранения только в 13 установлены теплосчетчики.
Из 6 учреждений социальной защиты населения только 2 учреждения имеют приборы учета тепла. Только 4 учреждения культуры из 27 имеют счетчики учета тепловой энергии.
Из 11 спортивных учреждений только в двух установлены приборы учета тепла.
Примерный перечень объектов социальной сферы, где требуется установка приборов учета и регулирования тепла прилагается (приложение 1).
Фактическое потребление тепловой энергии за 2001 год учреждениями социальной сферы составило 249195 Гкал, в т.ч. расчетным путем выставлено 191938 Гкал или 77%.
Потребление тепловой энергии учреждениями социальной сферы г. Томска в год составляет 254319 Гкал. (исходя из среднегодового за период 2000-2002г.). Из них 195826 Гкал будет выставлено расчетным путем.
Годовая экономия тепловой энергии от установки приборов учета в натуральном выражении составит примерно 29374 Гкал ( 195826*15%=29374)
Практика показывает, что эффективность экономии ресурсов достигается при комплексном применении приборов учета и систем погодного регулирования.
Экономия тепловой энергии от установки систем погодного регулирования дает от 10 до 25%.
Общая минимальная экономия от установки узлов регулирования и учета тепловой энергии в учреждениях социальной сферы составит в год около 25% или 48956 Гкал ( 195826*25%)
Поэтому установка приборов учета тепла в учреждениях социальной сферы остается актуальной задачей.
III. Cпособы реализации
Исходя из вышеназванных цифр, стоимость установки приборов учета тепла в оставшихся учреждениях социальной сферы обойдется городскому бюджету примерно в 43,0 млн. рублей. Ориентировочная средняя стоимость установки одного прибора учета и регулирования - 200 тыс.рублей, согласно оценки экономической целесообразности внедрения автоматизированных узлов управления тепловой энергии на объектах образования г.Томска (справка прилагается, приложение N 2).
Приобретение приборов учета и регулирования, в настоящее время, за счет средств городского бюджета, не представляется возможным.
На сегодняшний день на рынке г.Томска действуют следующие специализированные предприятия, выполняющие весь комплекс работ по оснащению зданий энергосберегающим оборудованием: ООО "Тепломер", ООО "Конто", ООО "Регион-Инвест",ООО "НПО ВЭСТ", ООО "КронА" ЗАО "Кей Си Групп", ООО "Ценнер-Сибирь", ООО "Приборы учета", ООО "Сигма"
Стоимость комплексов автоматического регулирования и учета теплоносителя, предлагаемых вышеназванными фирмами значительно отличается в зависимости от производителя.
Предлагаемые различными производителями комплексы для автоматического регулирования и учета параметров теплоносителя, отличаясь не существенными деталями, имеют примерно одинаковый состав комплектующих.
Стоимость установки тепловых узлов таких производителей как фирмы Danfoss, Honeywell, T&A, Zenner предлагаемое ЗАО "Кей Си Групп", ООО "Ценнер-Сибирь", ООО "Сигма" таких узлов колеблется от 150 до 450 тыс. рублей.
Оборудование тепловых узлов отечественного и совместного производства, предлагаемое ООО "Регион-Инвест", ООО "Тепломер", ООО "Конто", ООО "КронА", "Приборы учета" обходится в от 100 до300 тыс. рублей.
Значительная разница в стоимости обусловлена техническими параметрами систем теплоснабжения (объем систем теплоснабжения, максимальная тепловая нагрузка, диаметры тепловых вводов, перепад давления в системе отопления), а также характеристикой систем регулирования (одноконтурное - управление системой отопления, двухконтурное - управление системой отопления и подогревом ГВС)
Следовательно, полную стоимость программы установки узлов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы города, а также сроки ее окупаемости можно установить после обследования систем отопления и горячего водоснабжения учреждений.
Эффективность реализации программы может быть увеличена за счет привлечения средств инвесторов. Так, инвестор за счет собственных средств устанавливает на объектах социальной сферы г.Томска счетчики тепловой энергии и приборы регулирования и в дальнейшем организует их эксплуатацию в течение периода окупаемости своих средств. Расчет за установленные приборы производится из бюджета города только за счет экономии средств от оплаты за тепловую энергию. Обязательным условием данной программы является дальнейшее техническое обслуживание установленных приборов учета и регулирования инвестором на длительный период (определяется условиями конкурса) за счет средств бюджета города.
IV. Основные цели и задачи проблемы
Цель программы: - экономия бюджетных средств по оплате потребленных энергоресурсов.
Задачи программы: - рациональное использование энергоресурсов;
- активизация работы подведомственных учреждений и повышение их ответственности по экономии энергоресурсов; использование полученной экономии за счет установки приборов учета тепловой энергии на их приобретение и установку и на мероприятия по энергосбережению.
V. Этапы и механизм реализации программы
1. Утверждение Томской городской Думой проекта программы по оснащению учреждений социальной сферы г. Томска узлами учета и регулирования тепловой энергии.
2. Выбор заказчиком программы на конкурсной основе инвесторов - подрядчиков (организаций занимающихся пуско-наладочными работами, монтажом и обслуживанием комплексов регулирования и учета теплоносителя) данной программы.
3. Составление проектно-сметной документации по оснащению учреждений социальной сферы г. Томска узлами учета и регулирования тепловой энергии.
4. Заключение договоров между департаментами, управлениями и учреждениями социальной сферы с победителем конкурса - инвестором по исполнению программы на установку приборов учета и их последующей эксплуатации. Обязательным условием договора является их заключение на долгосрочный период.
5. Согласование инвестором технических параметров, договоров на поставку тепловой энергии и сроков установки тепловых узлов с тепловой инспекцией.
6. Установка инвестором приборов учета и регулирования;
7. Ежемесячное составление акта между заказчиком и инвестором о фактически потребленной тепловой энергии в учреждениях социальной сферы;
8. Ежемесячный расчет заказчика с инвестором. Обязательным условием оплаты по договору является оплата из средств, полученных от экономии за тепловую энергию. Экономия определяется как разница между среднеарифметической величиной фактически потребленной энергии данным учреждением за предшествующие 3 года и фактически потребленной энергией за текущий период эксплуатации с установленными приборами.
9. Передача приборов учета и регулирования тепла от инвестора заказчику, а также документации по их эксплуатации по окончании договорного срока производится в соответствии с актом передачи и условиями договора при техническом надзоре УМП "Центр муниципального заказа".
10. По итогам работы за период, определенный договором, при взаимовыгодных условиях договор с инвестором на установку приборов учета и регулирования тепловой энергии в других учреждениях социальной сферы может быть продлен после принятия соответствующего решения Томской городской Думы.
Ответственный исполнитель: руководители департаментов и управлений социальной сферы и инвестор.
Срок исполнения:
с момента утверждения программы Томской городской Думой до конца 2004 года - установка и обслуживание в 8 учреждениях социальной сферы (приложение N 2).
Источник финансирования: средства инвестора и средства городского бюджета г. Томска.
Размер финансирования:
-2003-2004 г.г. - 1305600 рублей - инвестор.
VI. Заключение
Ожидаемая экономия бюджетных средств от внедрения приборов учета и регулирования составит до 30% от суммы платежей за тепловую энергию по этим учреждениям.
Необходимость принятия данной программы в условиях все более нарастающего дефицита бюджета очевидна, так как коммунальные платежи являются самой затратной частью расходов бюджета, в которой значительную долю составляют платежи за теплоэнергию.
Обеспечение всех учреждений приборами учета и регулирования тепловой энергии даст возможность администрации г.Томска проводить оплату только за фактически потребленную тепловую энергию.
Высвобождаемые средства предлагается направить на проведение ремонтных работ и техническое обслуживание зданий и сооружений.
Исполнение данной программы создаст технические, экономические и организационные условия для эффективного использования энергетических ресурсов учреждениями социальной сферы г.Томска.
Председатель Томской |
Мэр города Томска |
городской Думы
________Н.А.Николайчук |
________А.С.Макаров |
Приложение N 1
к программе установки приборов учета
регулирования тепловой
энергии в учреждениях социальной сферы
Перечень
Учреждений социальной сферы, в которых необходимо установить приборы
регулирования и учета тепловой энергии
N п/п |
Наименование учреждения |
Учреждения департамента образования | |
1 | Детский дом N 1, ул.Л.Толстого |
2 | Детский дом N 2, ул.Вершинина,40 |
3 | Детский дом N 4, ул.Тверская,74/1 |
4 | Детский дом N 5, пер.Лесной,6 |
5 | Школа-интернат N 1, ул.Смирнова,50 |
6 | Школа-интернат N 6, ул.Мичурина,8 |
7 | Школа-интернат N 15, ул.Дзержинского,19 |
8 | Школа-интернат N 22, ул.Сибирская,81г |
9 | Школа-интернат N 33, ул.Сибирская,81 |
10 | Гимназия N 1, ул.Осипенко,6а |
11 | Гимназия N 1, ул.Котовского,7 |
12 | Гимназия N 24, ул.Белозерская,12 |
13 | Лицей "Лидер", ул.Пушкина,50 |
14 | Прогимназия "Кристина", ул.Косарева,27 |
15 | МОУ "Наша школа", ул.Водопроводная,13 |
16 | Гуманитарный лицей, ул.Наб.р.Ушайки,20 |
17 | Начальная школа д/сад "Монтессори", пер.Пионерский,14а |
18 | Детский сад N 1, ул.Киевская,26 |
19 | Хобби-центр, ул.Елизаровых,70а |
20 | ДДиЮ "Наша гавань", ул.Наб.р.Томи,25 |
21 | Центр сибирского фольклора, ул.Тверская,53 |
Учреждения образования Кировского и Советского округов | |
22 | Школа N9, ул.Вавилова,8 |
23 | Академ.лицей, ул.Вавилова,8 |
24 | Школа N10, ул.Горького,55 |
25 | Школа N12, пер.Юрточный, 8а |
26 | Школа N15, пер.Челюскинцев,20а |
27 | Школа N23, ул.Лебедева,94 |
28 | Школа N32, ул.Пирогова,2 |
29 | Школа N35, ул.Дружбы,4 |
30 | Школа N39, ул.С-Щедрина,35 |
31 | Школа N52, ул.Басандайская,41 |
32 | Школа N59, пр.Ленина,53 |
33 | Школа N61, пр.Фрунзе,133 |
34 | Школа N62, ул.Алтайская,128 |
35 | Школа N63, ул.Щорса,4 |
36 | Сибирский лицей, ул.Усова,56, ул.Матросова,8 |
37 | Санаторно-лесная школа, ул.Басндайская,11 |
38 | Детский сад N2, ул.Тимакова,3 |
39 | Детский сад N5, ул.Елизаровых,4/1 |
40 | Детский сад N10, пер.Пионерский,4 |
41 | Детский сад N16, пер.Нахимова,6 |
42 | Детский сад N19, ул.Лебедева,135 |
43 | Детский сад N22, ул.Елизаровых,137 |
44 | Детский сад N25, ул.Кулагина,21 |
45 | Детский сад N31,ул.Тверская,98 |
46 | Детский сад N33, пер.Садовый,3 |
47 | Детский сад N35, ул.Елизаровых,19/2 |
48 | Детский сад N40, ул.Артема,2 |
49 | Детский сад N48, пр.Фрунзе,135 |
50 | Детский сад N55, ул.Алтайская,171 |
51 | Детский сад N60, ул.Вершинина.20 |
52 | Детский сад N62, ул.Мокрушина |
53 | Детский сад N63, ул.Тверская,68/3 |
54 | Детский сад N68, ул.Усова,33 |
55 | Детский сад N72, ул.Щерса,15а |
56 | Детский сад N85, ул.Ф.Лыткина,24 |
57 | Детский сад N89, ул.Никитина,62 |
58 | Детский сад N99, ул.Лебедева,115 |
59 | Детский сад N103, ул.Сибирская,108 |
60 | Детский сад N110, ул.Алтайская,112 |
61 | Детский сад N114, ул.Усова,35 |
62 | Детский сад N115, ул.Красноармейская,116 |
63 | Детский сад N116, пер.Базарный,11 |
64 | Детский сад N125, ул.Сибирская,105а |
65 | Детский сад N133, ул.Никитина.24 |
66 | Детский сад N135, ул.Белинского,61 |
67 | ДЮЦ "Звездочка", ул.Елизаровых,2 |
68 | ЦДТ "Луч", ул.Алтайская,95 |
69 | ЦДТ "Факел", пр.Кирова,60 |
70 | Управление образования, ул.Вершинина,25 |
Учреждения образования Ленинского и Октябрьского округов | |
71 | Школа N3, ул.К.Маркса,21 |
72 | Школа N5, ул.Октябрьская,16 |
73 | Школа N5, ул. Октябрьская,25 |
74 | Школа N11, Кольцевой проезд,39 |
75 | Школа N14, ул.К.Ильмера,11 |
76 | Школа N16, пер.Сухоозерный,6 |
77 | Школа N16(нач), ул.Водяная,15 |
78 | Школа N17, ул.Войкова,64а |
79 | Школа N19, ул.Центральная,4а |
80 | Школа N19(нач), ул.Куйбышева,1 |
81 | Школа N21, ул.Кутузова,7а |
82 | Школа N25, ул.Лазо4/1 |
83 | Школа N27, ул.5 Армии,24 |
84 | Школа N28, пр.Ленина,245 |
85 | Школа N31, ул.Ачинская,22 |
86 | Школа N36, ул.Иркутский тр,,122/1 |
87 | Школа N37, ул.Лазо,22 |
88 | Школа N37(нач), ул.Б.Куна,34/1 |
89 | Школа N43, ул.Новосибирская,38 |
90 | Школа N45, ул.Иркутский тр.,132а |
91 | Школа N46, ул.Д.Бедного,34 |
92 | Школа N47(нач), ул.Транспортная,5 |
93 | Школа N48, ул.К.Маркса,31 |
94 | Школа N53(нач), ул.Иркутский тр.,182 |
95 | Школа N54, ул.Ялтинская, 42 |
96 | Школа N57, ул.Иркутский тракт, 51/1 |
97 | Клуб "Русь", ул.Баумана,20 |
98 | Гимназия N55, ул.Мюнниха,15 |
99 | ЦПК, пр.Ленина,116 |
100 | УСЦ, ул.Смирнова,28 |
101 | Центр "Семья", пер.Карский, 23а |
102 | Управление образования, ул.Р.Люксембург,8 |
103 | Гараж, пер.Карский,25 |
104 | ДОУ N9, ул.Д.Ключевская,25 |
105 | ДОУ N11, ул.Иркутский тр.,166 |
106 | ДОУ N12, ул.Транспортная,4 |
107 | ДОУ N15, ул.Партизанская,12 |
108 | ДОУ N20, ул.Иркутский тр.,146а |
109 | ДОУ N21, ул.Б.Подгорная,159а |
110 | ДОУ N30, ул.Шевцовой,3а |
111 | ДОУ N41, ул.Мичурина,71 |
112 | ДОУ N42, ул.Бердская,11а |
113 | ДОУ N43, ул.Г.Чубаровцев,28 |
114 | ДОУ N44, пер.Карский,29 |
115 | ДОУ N51, ул.Беринга,15/1 |
116 | ДОУ N52, ул.5 Армии,20 |
117 | ДОУ N53, ул.Ивановского,21 |
118 | ДОУ N57, ул.Смирнова,34 |
119 | ДОУ N61, пер.Лазо,8/2 |
120 | ДОУ N65, ул.Говорова,66 |
121 | ДОУ N66, пр.Ленина,222 |
122 | ДОУ N69, ул.Интернационалистов,20 |
123 | ДОУ N73, ул.Водяная,33 |
124 | ДОУ N76, ул.Говорова,24/1 |
125 | ДОУ N77, ул.Шевцовой,4 |
126 | ДОУ N79, ул.Интернационалистов,27 |
127 | ДОУ N82, ул.Беринга,3/3 |
128 | ДОУ N83, ул.Беринга,1/1 |
129 | ДОУ N88, ул.Интернационалистов,37 |
130 | ДОУ N92, пер.Механический,1 |
131 | ДОУ N93, ул.Профсоюзная,18 |
132 | ДОУ N94, ул.79 Гв.Дивизии,16/2 |
133 | ДОУ N96, ул.Кошурникова,11 |
134 | ДОУ N101, ул.Транспортная,5а |
135 | ДОУ N104, пос.Спутник |
136 | ДОУ N121, Кольцевой проезд,8 |
137 | ДОУ N134, ул.Иркутский тракт,51/1 |
138 | Школа-сад N60, Томск-Северный |
139 | Школа-сад N60 (второе здание) |
140 | ДДТ "У озера", ул.Кривая,33 |
141 | Клуб "Витраж", пер.Нагорный,7 |
142 | Клуб "Лира", пер.Нагорный,9 |
143 | Клуб "Гвардия", ул.Вокзальная,23 |
144 | Клуб "Огонек", ул.Вокзальная,41 |
145 | Клуб "Фрегат", ул.Беринга,15 |
146 | Клуб "Искорка", ул.Смирнова,7 |
147 | Л/б "Сосновый бор", ул.Кутузова,1 |
148 | Клуб "Ариэль", ул.Смирнова,30 |
149 | Клуб "Доминанта", ул.Первомайская,65 |
150 | ДДТ "Планета", ул.Трудовая,18 |
151 | ДДТ "Созвездие", ул.Говорова,6 |
152 | Ст. "Восход", ул.5 Армии,15 |
Учреждения здравоохранения | |
153 | Городской дом ребенка, ул.Красноармейская,71а |
154 | Детская больница N2(стационар,гараж), ул.Кривая,31 |
155 | П/о N2 детской б-цы N2, ул.Профсоюзная,3 |
156 | П/о N3 детской б-цы N2, ул.Смирнова,31 |
157 | Прачечная детской больницы N2, ул.Пушкина,8 |
158 | Поликлиника N1,пр.Ленина,51 |
159 | Поликлиника N2, ул.Гагарина,4 |
160 | Поликлиника N3, ул.Р.Люксембург,39 |
161 | Межвузовская больница, ул.Киевская,74 |
162 | МСЧ "Сибирь", ул.Центральная,12 |
163 | Роддом N2, пр.Ленина,179 |
164 | Гинекология роддома N2, ул.Р.Люксембург,24 |
165 | Поликлиническое отд.N 1 детской п-ки N 3, ул.Н.р.Ушайки,22 |
166 | Поликлиническое отд.N 1 детской б-цы N 1, ул.Карташова,39 |
167 | Поликлиническое отд.N 2 детской б-цы N 1, ул.Осипенко,31 |
168 | Поликлиника N5, пер.Шпальный,3 |
169 | Детская инфекционная б-ца им. Сибирцева, пр.Фрунзе,20 |
170 | Прачечная б-цы им.Сибирцева, ул.Больничная,8 |
171 | МСЧ "Строитель", ул.Алтайская,159а |
172 | ГСП N1, ул.Гагарина,34 |
173 | ГСП N2, ул.Красноармейская,90 |
174 | ДСП N1, пр.Ленина,58 |
175 | Поликлиника N6, пр.Фрунзе,218 |
176 | Поликлиника N7, пр.Ленина,12 |
177 | Горбольница N1, ул.Красноармейская,14 |
178 | Травмпункт N2 горбольницы N1, ул.Говорова,76 |
179 | Роддом N1, пр.Ленина,65 |
180 | Гинекология роддома N1, ул.Белинского,72 |
181 | Роддом им.Семашко, ул.Крылова,8 |
182 | МСЧ N1, ул.Мокрушина,12 |
183 | МСЧ N2, ул.б.Куна,3 |
184 | Роддом N4, ул.С.Лазо,5 |
185 | Поликлиника N10, пр.Мира,17 |
186 | Горбольница N3, ул.Нахимова,3 |
Учреждения департамента социальной защиты населения | |
187 | МУ социальный приют "Уют", ул.Горького,13 |
188 | МУ социальный приют "Друг", ул.Куйбышева,1 |
189 | МУ социальный приют "Странник", ул.Иркутский тр.,69 |
Учреждения управления культуры | |
190 | МУ ДМШ N1, пр.Ленина,76 |
191 | МУ ДМШ N4, ул.Р.Люксембург,35 |
192 | МУ ДХШ N2, ул.Красноармейская,119 |
193 | МУ ЗЦ "Аэлита", пр.Ленина,78 |
194 | МУ "Музей истории Томска", ул.Бакунина,3 |
195 | БИЦ "Академический", ул.Королева,4 |
196 | МБ "Лада", ул.Профсоюзная,37 |
Учреждения департамента по делам молодежи, спорту и туризму | |
197 | Л/б "Южная", ул.79 Гв.Дивизии |
198 | МУ "Центр технических видов спорта", пр.Ленина,140 |
199 | ДЮК "Старт", пер.Комсомольский,2а |
200 | ДЮСШ N5, ул.Белинского,50 |
201 | ДЮСШ N1, ул.Красноармейская,69 |
202 | С/к "Юность" |
Председатель Томской |
Мэр города Томска |
городской Думы
________Н.А.Николайчук |
________А.С.Макаров |
Приложение N 2
к программе установки приборов
учета и регулирования тепловой
энергии в учреждениях социальной сферы
Справка
оценки экономической целесообразности внедрения автоматизированных
узлов управления тепловой энергии на объектах образования г. Томска
Накопленный опыт показывает, что внедрения автоматизированных узлов управления тепловой энергии, хотя и требует значительных единовременных капиталовложений, но приводит к существенному снижению ежегодных расходов абонента на теплоэнергию и теплоноситель.
Снижение ежегодных затрат на теплоэнергию и теплоноситель определяется по формуле :
Зт = Qзкон * Ст. руб./год (1)
где Ст - тариф тепловой энергии в руб./Гкал; эта величина в настоящее время равна 261 руб./Гкал для объектов образования в г. Томске.
- Qэкон = Qгодлим - Qгод прогн + Qгодавт, Гкал / год - снижение количества потребляемой тепловой энергии у абонента в результате внедрения автоматизированных узлов управления тепловой энергии.
Здесь Qгодлим - общее количество потребляемой тепловой энергии за год, устанавливаемое лимитами, выделяемыми из бюджета города, Гкал / год. Величина Qгодпрогн определяется по максимальным суммарным расчетным нагрузкам, включающим расходы тепла на отопление (Qот), на вентиляцию (Qв) и на горячее водоснабжение (Qгвс) [1,2,3]
Qгодпрогн = Qот, + Qв + Qгвс, Гкал/час (2), где Qот = а * (1 + м) * qот * V * (tвп - tнро) *10-6 Гкал/час (3)
здесь:
м - коэффициент инфильтрации, учитывающий долю расхода тепла на подогрев наружного воздуха, поступающего в помещения через неплотности ограждений:
м = Ь * 2 * g * Н * (1-(tнро + 273)/(tвп + 273) + w);
где:
Ь - постоянная инфильтрации, учитывающая коэффициент остекления наружных стен и конструкцию оконных проемов, с3м3;
g = 9,81 м/ с2 - ускорение силы тяжести;
Н - высота помещения, м;
w - расчетная скорость ветра в холодный период года, м/сек. *qot - удельная тепловая характеристика здания на отопление, кВт/(м3 * оС) или Ккал/(м3 *оС), принимается по справочнику [2] в зависимости от объема и года постройки здания, при tнро = - 30 °С. Т.к. теплопередачи наружных ограждений принимаются в зависимости от климатических условий, то значения qот при tнро = - 40 °С для г. Томска корректируются коэффициентом а = 0,9. Величина qот равна средним потерям тепла один куб. метром здания при разности температур внутреннего и наружного воздуха в 1 ° С:
tпро - расчетная температура наружного воздуха для проектирования системы отопления (для г. Томска = - 40 ° С) - определяют как среднюю температуру самой холодной пятидневки, определенную из восьми наиболее холодных зим за 50 лет наблюдений.
Расчетная тепловая нагрузка на вентиляцию отдельных зданий по укрупненным измерителям:
Qв = а * qв * V * (tвп - tнрв) * 10-6 , Гкал/час (4)
где:
qв - удельный расход тепла на вентиляцию здания, кВт/(м3 * оС), принимают по таблицам из [ 2] в зависимости от назначения здания (жилой дом, больница и т.д.);
tнрв - расчетная температура наружного воздуха для проектирования вентиляции,
оС. Для г. Томска tнрв = - 25 оС.
Расход тепла по ГВС определяется как расход за сутки наибольшего водопотребления:
Qгвс = n * qгв * р * С * (tг - tх) * 1000 /Т * 10-6, Гкал/час (5)
где:
n - количество потребителей горячей воды в здании;
qгвс - норма расхода горячей воды за сутки наибольшего водопотребления, принимается по [ 2 ] л / сутки ;
р - плотность воды, кг/ м3;
С - теплоемкость воды, Ккал/(кг* оС);
tг - средняя температура горячей воды в трубопроводах ГВС, оС. tг = 60 оС - для открытых систем и tr = 55 оС - дм закрытых;
tх - расчетная температура холодной воды, принимается для летнего периода = 15 оС, а для зимнего = 5 оС;
Т - время потребления горячей воды в сутки, час. Для жилых домов, общежитий, гостиниц, санаториев, домов отдыха, больниц, школ и детских учреждений, Т = 24 ч. Для остальных общественных зданий Т принимают равным числу часов их работы в сутки, но не менее 10 часов.
Огод лим -годовое снижение теплопотребления в не рабочее время за счет погодного регулирования.
При шестидневной рабочей недели не рабочее время составляет 6 * 12 + 24 = 96 часов из 168 часов или 57%, в течение которого температура может поддерживаться в пределах +10 оС. Снижение теплопотребления в не рабочее время зависит от температуры наружного воздуха и составляет 10-15% от Огодпрогн.
По вышеприведенным формулам были выполнены расчеты для оценки экономической целесообразности внедрения автоматизированных узлов управления тепловой энергии на восьми объектах образования г.Томска. Результаты расчетов сведены в таблицу.
В качестве показателя принят срок окупаемости капиталовложений Т = К/(Зт - Зр), год (6)
Где К-капиталовложения в сооружение узла управления в руб.
Зр-ежегодные затраты на реновацию, обслуживание, ремонт и поверку оборудования узла управления руб/год, принимаем Зр=0,2*К.
В качестве примера произведен расчет для восьми объектов выбранных для реализации первого этапа программы.
Анализ результатов расчетов показывает, что по 8-и объектам ожидаемое снижение ежегодных затрат на тепловую энергию и теплоноситель составит более двух миллионов рублей в гол.
Суммарные капиталовложения в сооружение автоматизированных узлов управления тепловой энергии на 8-и объектах составляют в среднем около 200 т. руб. на один объект со сроком окупаемости от 7 до 13 месяцев.
Из таблицы видно, что капиталовложения в узлы управления тепловой энергией сильно дифференцируются в зависимости от их состояния и от расчетной тепловой нагрузки. А из практики известно, что экономия тепловой энергии от установки указанного оборудования также сильно варьируется и может составлять от 10% до 25%.
С учетом вышесказанного, были проведены оценочные расчеты, из которых следует, что возврат средств, вложенных в данный инвестиционный проект (с учетом рентабельности 25% при ставке рефинансирования ЦБ РФ 21% годовых) осуществляется в течение 12 календарных месяцев из средств, полученных за счет энергосбережения. При этом в расчетах принимается, что инвестор получает 3/4 от сэкономленных средств, а 1/4 остается муниципальному учреждению на его нужды.
Кроме того, для повышения эффективности от внедрения данного проекта предполагается, что если инвестор сможет за счет дополнительных мероприятий добиться экономии тепловой энергии больше, чем 25%, то он имеет право на получение дополнительного дохода от полученной экономии на тех же условиях.
На второй и последующие годы в соответствии с нормами на техническое обслуживание узлов учета и управления тепловой энергией необходимо предусмотреть ежегодное выделение финансовых средств в размере 20% от первоначальных капитальных затрат.
Реализация данного проекта должна дать необходимый опыт инвестору и властным структурам по механизму привлечения и возврата инвестиций и получения экономии бюджетных средств от внедрения энергосберегающих технологий. В случае положительных результатов инвестор гарантирует дальнейшее финансовое и техническое участие в реализации программы энергосбережения на остальных объектах социальной сферы.
Председатель Томской |
Мэр города Томска |
городской Думы
________Н.А.Николайчук |
________А.С.Макаров |
Таблица
N | Наименование объекта адрес |
ОгОДЛИГ.1 Гкал |
Огодпрог Гкал |
(Згодэвт Гкал |
Оэкон Гкал | Зт руб | К руб |
1 | Школа интернат N3 Ул Пушкина 46 |
3964,4 | 2987,3 | 298,7 | 1275,8 | 399588,0 | 197200 |
2 | Д\С. N78 ул Б.Куна |
1577,5 | 1407,0 | 140,7 | 311,2 | 97462,4 | 142800 |
3 | Д\С N95 ул Айвазовского 38 |
1186 | 965,3 | 96,5 | 317,3 | 99365,8 | 163200 |
4 | Школа N2 ул. Р Люксембург 64 |
706,3 | 449,1 | 44,9 | 302,1 | 94617,0 | 122400 |
5 | Школа N55 ул Говорова 1 |
2787,7 | 1490,5 | 149,0 | 1446,3 | 452975,9 | 190400 |
6 | Школа N14 ул К.Ильмера 11 |
2363,2 | 1757,0 | 175,7 | 781,9 | 244897,5 | 176800 |
7 | Школа N47 ул Пушкина 54а |
2516,1 | 1626.7 | 162,7 | 1052,1 | 329518,1 | 163200 |
8 | Школа N58 Бирюкова 22 |
3335,3 | 2702,8 | 270.3 | 902,8 | 282763,4 | 149600 |
Итого | 18436,5 | 13385,6 | 1338.6 | 6389,5 | 2001188,1 | 1305600 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях экономии бюджетных средств по оплате потребленных энергоресурсов в учреждениях социальной сферы утверждена "Городская отраслевая программа установки приборов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 гг.". Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет бюджета города Томска, а также средств инвесторов, погашаемых из средств бюджета, полученных в результате экономии тепловых ресурсов при установке приборов учета тепла.
Решение Томской городской Думы от 25 марта 2003 г. N 345 "О "Городской отраслевой программе установки приборов учета и регулирования тепловой энергии в учреждениях социальной сферы на 2003-2005 гг."
Текст решения опубликован в газете "Томский Вестник" N 69, 4 апреля 2003 г.