Врио первого заместителя |
А.А.Васбулатов |
Проект Типового положения
о таможенном посте, размещенном в помещениях СВХ
и иных местах Москвы и Московской области
1. Общие положения
1.1. Таможенный пост (далее т/п), является таможенным органом назначения при доставке товаров и транспортных средств под таможенным контролем, а так же местом их таможенного оформления, располагается в помещениях СВХ и иных местах, входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни Центрального таможенного управления. Таможенный пост создается путем реорганизации действующих структурных подразделений таможенного органа (ОТОиТК, т/п) путем их укрупнения для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств в установленном регионе деятельности, с соблюдением следующих принципов:
- размещения на складе временного хранения терминального типа, или иных местах определенных Центральным таможенным управлением;
- концентрации мест производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств;
- разделения контроля на документальный и фактический.
1.2. Территория региона деятельности таможенного поста определяется Центральным таможенным управлением по представлению таможни, структурным подразделением которого является таможенный пост.
1.3. Создание, реорганизация и ликвидация таможенного поста осуществляется ГТК России по представлению Центрального таможенного управления.
1.4. Таможенный пост в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами Московского таможенного управления, правовыми актами ГТК России, а также настоящим Положением.
1.5. Место расположения таможенного поста, его структура, штатное расписание и режим работы определяется начальником Центрального таможенного управления исходя из необходимости максимального приближения таможенного оформления и таможенного контроля к местам концентрации предприятий, организаций и граждан, количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению.
1.6. В структуру таможенного поста входят:
- отдел (отделение) документального таможенного оформления и контроля (ОДТОК);
- отдел (отделение) фактического таможенного контроля (ОФТК);
- информационно-техническое отделение;
- отделение документального обеспечения;
- отдел (отделение) оперативного контроля (ООК), который состоит из двух подразделений:
А. отделение контроля за доставкой товаров (ОтКДТ);
В. отделение контроля за деятельностью участников ВЭД.
Для выполнения отдельных задач допускается создание в структуре таможенного поста иных отделений, предусмотренных действующими в таможенных органах штатными расписаниями.
Допускается наличие в структуре т/п только ОТО и ТК специализирующихся по отдельной номенклатуре товаров или видам транспорта, при этом структура данного ОТО и ТК должна выполнять функции аналогичные функциям т/п. Внутренняя структура такого т/п может быть отлична от вышеуказанной.
1.7. Таможенные посты могут располагаться в помещениях СВХ и иных местах отвечающих требованиям предъявляемым таможенными органами. При этом специализированные ОТО и ТК могут располагаться как по одному адресу с таможенным постом, так и по разным.
1.8. Категорийность таможенного поста определяется организационно-структурной комиссией ГТК России, по представлению Центрального таможенного управления, исходя из количества в его структуре отделов, отделений, групп и штатной численности.
2. Основные задачи таможенного поста
Основными задачами таможенного поста являются:
2.1. Производство таможенного оформления проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, контролю за условно выпущенными товарами или для которых заявленный таможенный режим изменяется, а также других товаров и транспортных средств в случаях, определяемых нормативными актами законодательства Российской Федерации.
2.2. Участие в пределах своей компетенции в реализации мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации; участие в пределах своей компетенции в обеспечении защиты экономических интересов Российской Федерации.
2.3. Применение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности.
2.4. Организация и осуществление оперативного и информационного взаимодействия, в установленном порядке в пределах своей компетенции, с другими подразделениями таможенных органов, правоохранительными и иными контролирующими государственными органами Российской Федерации, а также участниками ВЭД и представителями организаций, действующими на российском рынке таможенных услуг (таможенными брокерами, владельцами СВХ и ТС, перевозчиками и т.д.), а также контроль за их деятельностью.
2.5. Совершенствование процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также совершенствование процедур таможенного оформления.
3. Основные функции подразделений таможенного поста
Структурные подразделения таможенного поста в соответствии с возложенными на него задачами выполняют следующие основные функции:
3.1. Отдел (отделение) документального таможенного оформления.
- Проводит этапы документального таможенного оформления, определенные нормативными актами ГТК России;
- Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- Принимает в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определению и контролю таможенной стоимости товаров, определению страны их происхождения;
- Определяет форму и методы проведения таможенного досмотра;
- Осуществляет в пределах своих полномочий валютный контроль, выполняя функции агента валютного контроля, экспортный контроль;
- Начисляет и взимает в пределах своей компетенции таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных платежей, участвует в обеспечении полноты взимания денежных средств;
- Осуществляет контроль за достоверностью и полнотой сведений в документах, представляемых для таможенных целей;
- Обеспечивает и контролирует производство таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
3.2. Отдел (отделение) фактического таможенного контроля.
- Производит и контролирует выполнение предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению товаров и транспортных средств;
- Производит осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, фиксирует их результаты;
- Контролирует учет и наличие товаров и транспортных средств на СВХ и ТС;
- Осуществляет прием документов у перевозчика, их учет и передачу в ОФТК;
- Оформляет начало и завершение процедуры доставки товаров и выписывает Свидетельство подтверждения доставки товаров;
- Контролирует перемещение товаров и транспортных средств из мест доставки в места разгрузки и временного хранения.
3.3. Информационно-техническое отделение.
- Осуществляет информационно-техническую поддержку структурных подразделений т/п;
- Осуществляет сбор данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, представляет такие данные в таможню и обеспечивает их достоверность;
- Совместно с ООК обеспечивает мониторинг деятельности структурных подразделений таможенного поста, информирует руководство о его результатах.
3.4. Отделение (группа) документального обеспечения
- Осуществляет делопроизводство согласно номенклатуре дел таможенного поста;
- Осуществляет учет и ведение архива таможенного поста.
3.5. Отдел (отделение) оперативного контроля.
3.5.1. Отделение контроля за доставкой товаров
- Ведет электронные базы данных о направленных и подтвержденных товарах;
- Осуществляет прием и рассылку электронных уведомлений в структурные подразделения т/п;
- Осуществляет сбор их ОДТО электронной и бумажной информации о доставленных товарах и товарах направленных под таможенным контролем в иные таможенные органы для последующей передачи в ОКДТ таможни (при наличии на т/п системы передачи информации "СОВАМ-ТЕЛЕПОРТ" подтверждает доставку товаров в таможни отправления или направляет в таможни назначения электронные уведомления);
- Передает информацию о доставленных товарах в электронном и бумажном виде в ОКДТ таможни;
- Проверяет правильность заполнения товаросопроводительных документов, наличие в них необходимой для таможенного оформления информации, отсутствие посторонних записей, исправлений, подчисток, помарок, не заверенных отправителем, экспедитором или таможенным органом;
- Проверяет наличие электронного уведомления;
- Проверяет соответствие сведений о товарах в товаросопроводительных документах и в электронном уведомлении;
- По результатам проверки принимает решение о месте нахождения транспортных средств (СВХ) и месте документального таможенного оформления. Направляет товары и транспортные средства в места разгрузки и хранения;
- Дает поручение (при необходимости) ОФТК на выемку документов из грузового отсека транспортного средства или поручение на осмотр товаров и транспортных средств.
3.5.2. Отделение за деятельностью участников ВЭД.
- Принимает информацию о декларировании товаров или о их помещении на СВХ;
- Осуществляет сверку данных, заявленных в ГТД либо КД с данными в товаросопроводительных документах и в электронном уведомлении (при осуществлении электронного уведомления запрашивает через ОКДТ у таможни отправления);
- По результатам сверки дает поручение ОКДТ на оформление завершения процедуры доставки товаров, либо заводит дело о НТП в соответствии с ТК России;
- Совместно с ИТО осуществляет мониторинг деятельности структурных подразделений т/п, информирует руководство поста о его результатах;
- Участвует в контроле за деятельностью в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- Участвует в контроле за созданием и функционированием в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- Осуществляет в подведомственном регионе профилактику и борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации;
- Составляет протоколы о таможенных правонарушениях, ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение в пределах своей компетенции. Оказывает подразделениям правоохранительного блока таможни необходимую помощь в проведении производства по делам о НТП.
- Осуществляет контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств, за соблюдением лицами ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств.
3.6. Подразделения т/п выполняют другие функции, возложенные законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными и распорядительными документами Центрального таможенного управления, правовыми актами ГТК России.
4. Права таможенного поста
Для реализации возложенных функций таможенный пост обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами ГТК России, включая права:
4.1. Требовать и безвозмездно получать от государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможенный пост задач и функций.
4.2. Взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
4.3. Давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России.
4.4. Производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах.
4.5. Определять места стоянки транспортных средств для целей осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, давать разрешение на отправление транспортных средств из мест их стоянки.
4.6. Давать разрешение либо отказывать в разрешении на изменение места стоянки, выгрузки и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.
4.7. Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для производства таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
4.8. В таможенных целях брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, и другим органам государственного контроля брать пробы и образцы.
4.9. Идентифицировать: товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
4.10. Осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств.
4.11. Проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
4.12. Привлекать в пределах своей компетенции лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.
4.13. Обращать к исполнению постановления таможенного поста о наложении взысканий за нарушения таможенных правил.
4.14. Рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан в части соблюдения сотрудниками таможенного поста законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
4.15. Вносить в вышестоящий таможенный орган предложения о совершенствовании таможенного дела, законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, об изменении пределов подведомственного региона, о развитии таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе, об издании, изменении, дополнении и отмене нормативных и иных правовых актов вышестоящих таможенных органов.
4.16. Издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты.
5. Заключительные положения
5.1. Типовая структура и штатная численность таможенного поста утверждаются ГТК России по согласованию с Центральным таможенным управлением.
5.2. Таможенный пост возглавляет начальник.
Назначение на должность и освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется приказом Центрального таможенного управления по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления.
5.3. Начальник таможенного поста:
- руководит на принципах единоначалия деятельностью таможенного поста;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможенный пост задач и функций, состояние правовой деятельности таможенного поста;
- на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативных и иных правовых актов ГТК России, правовых актов других вышестоящих таможенных органов и в пределах своей компетенции подписывает ненормативные правовые акты и документы;
- в установленном порядке вносит в вышестоящий таможенный орган предложения о присвоении специальных званий подчиненным должностным лицам таможенного поста;
- применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении работников таможенного поста меры поощрения и дисциплинарного воздействия;
- осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, правовыми актами других вышестоящих таможенных органов.
Предварительная типовая организационно-штатная
структура таможенного поста
/-----------------\ /-----------------\ /--------------------\
|Отдел таможенного|<-------|Начальник поста |---->|Отделение документа-|
|оформления и та- | \-----------------/ |ционного обеспечения|
|моженного контро-| | | 1 - 3 чел. |
|ля (ОТО и ТК). | /------------------\ \--------------------/
|Начальник отдела | |Заместитель нача- |--\ /--------------------\
|- 1 чел. | |льника 0 -2 чел. |-\| |Информационно-техни-|
|Зам. начальника | \------------------/ |\->|ческое отделение |
|отдела - 0-1 чел.| | | | | 2 - 4 чел. |
| | | | | \--------------------/
|Отделение докуме-|/----------------\ | | /--------------------\
|нтального таможе-||Отдел (отделе- | | | |Отдел (отделение) |
|нного оформления ||ние) документа- | | \-->|оперативного контро-|
|и контроля 5 - 9 ||льного таможен- | | |ля |
|чел. ||ного оформления |/------------\| |
| ||и контроля 4-12 ||Отдел (отде-||Отделение контроля |
|Отделение факти- ||чел. ||ление) фак- ||за доставкой товаров|
|ческого таможен- ||Отделение нета- ||тического ||2 - 5 чел. |
|ного контроля ||рифных мер регу-||таможенного || |
|2 - 5 чел. ||лирования, тамо-||контроля ||Отделение контроля |
| ||женных режимов, ||3 - 12 чел. ||за деятельностью |
|Отделение опера- ||товарной номенк-|\------------/|участников ВЭД |
|тивного контроля ||латуры и проис- | |2 - 6 чел. |
|2 - 5 чел. ||хождения товаров| \--------------------/
\-----------------/| |
|Отделение тамо- |
|женных платежей |
| |
|Отделение валют-|
|ного контроля и |
|таможенной стои-|
|мости |
| |
\----------------/
Таможенный пост состоит из 5-ти основных структурных подразделений. Вид структурных подразделений и их штатная численность определяется исходя из региона деятельности т/п и соответственно мощности. Категорийность т/п определяется исходя из количества в его структуре отделов, отделений и штатной численности.
Таможенный пост является местом доставки товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, а также местом их таможенного оформления.
Допускается наличие в структуре т/п только ОТО и ТК специализирующихся по отдельной номенклатуре товаров или видам транспорта, при этом структура данных ОТО и ТК должна выполнять функции аналогичные функциям т/п. Внутренняя структура такого т/п может быть отлична от вышеуказанной. (Например: т/п "Почтовый", т/п "Автотранспортный", т/п "Специализированный", т/п "Бутово", Экспресс перевозчики, ...)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)
Письмо Центрального таможенного управления от 7 июля 2000 г. N 02-25/132ц "О реструктуризации таможенных органов Московского региона"
Текст письма официально опубликован не был