Распоряжение ГТК РФ от 5 января 2000 г. N 01-99/1
"О действиях таможенных органов при выявлении фактов нарушения таможенных правил с целью уклонения от таможенного оформления транспортных средств"
28 июня 2002 г.
В ГТК России поступают многочисленные запросы о порядке действий при выявлении случаев ввоза на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, не прошедших таможенное оформление, и последующего отчуждения таких транспортных средств лицам, которые не знали и не могли знать об указанном нарушении, и которые являются фактическими владельцами транспортных средств (далее по тексту - фактические владельцы).
Практика свидетельствует об отсутствии единообразия в принятии решений таможенными органами при выявлении таких фактов. Неоднозначен и подход судебных органов к рассмотрению заявлений фактических владельцев.
В соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство" "Экспресс" и гражданина С.И.Тененева, а также жалобой фирмы "Y.&.G. Reliable Services, Inc." (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 21, ст.2669) данное положение Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признано соответствующим Конституции Российской Федерации.
См. также официальное разъяснение упомянутого выше Постановления, данное в Определении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О
В постановлении Конституционного Суда содержится оценка приведенного положения Кодекса с точки зрения соотношения гарантии прав собственности и их ограничений, предусмотренных статьей 131 Кодекса.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Постановления Конституционного Суда "осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям части первой статьи 131 Кодекса, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера".
В этом же постановлении Конституционного Суда (абзац 9 пункта 5) разъясняется что "...федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет".
В связи с изложенным обязываю:
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675 в пункт 1 настоящего распоряжения внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
1. При обнаружении фактов транспортировки, хранения, приобретения транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, а также пользоваться и распоряжения ими и возбуждении дела о нарушении таможенных правил по признакам статьи 280 Кодекса транспортные средства в соответствии со статьей 327 Кодекса изымать как вещественные доказательства с принятием мер по обеспечению их сохранности. При производстве по таким делам о нарушении таможенных правил принимать меры по установлению обстоятельств перемещения транспортных средств через таможенную границу и лиц, их переместивших.
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675 в пункт 2 настоящего распоряжения внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
2. При обнаружении признаков правонарушения, предусмотренного статьями 276, 277, 278, частью 1 статьи 279 Кодекса, возбуждает дело о нарушении таможенных правил независимо от того установлено или не установлено лицо, незаконно переместившее транспортное средство.
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675 в пункт 3 настоящего распоряжения внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
3. При принятии решения о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил, возбужденному по статье 280 Кодекса, за отсутствием в действиях привлекаемого к ответственности лица - фактического владельца - признаков нарушения таможенных правил, исходить из того, что прекращение производства по делу не является основанием для передачи фактическому владельцу транспортного средства, так как в отношении этого транспортного средства не завершено таможенное оформление и не уплачены таможенные платежи, что в соответствии со статьей 131 Кодекса является препятствием для пользования и распоряжения им.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 118 Кодекса любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено Кодексом. Указанным лицом может быть и фактический владелец, который вправе выступать в качестве декларанта согласно пункту 9 статьи 18 Кодекса.
Данное положение закона должно быть разъяснено фактическому владельцу в ходе ведения производства или при вынесении постановления по делу о нарушении таможенных правил.
Согласие либо несогласие фактического владельца провести таможенное оформление и уплатить таможенные платежи должно быть выражено в его заявлении на имя начальника таможенного органа, которое приобщается к материалам дела.
В постановлении по делу о нарушении таможенных правил судьба вещественного доказательства решается с учетом заявления фактического владельца.
При наличии волеизъявления фактического владельца таможенное оформление и уплату таможенных платежей проводить в срок не более 15 дней со дня вынесения постановления по делу о нарушении таможенных правил.
4. В случае несогласия фактического владельца с проведением таможенного оформления и уплатой таможенных платежей либо при непроведении таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в указанный выше срок в соответствии со статьей 327 Кодекса решать вопрос о транспортном средстве в соответствии с пунктом 2 настоящего распоряжения.
5. В случае возбуждения уголовного дела по признакам преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, при согласии фактического владельца оформить автомобиль и уплатить таможенные платежи, данный вопрос решать по согласованию с органами предварительного следствия.
6. Таможенное оформление производить в порядке, установленном действующими нормативными актами, в таможенном органе по месту ведения производства по делу.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 51, ст.5804) в целях упорядочения допуска транспортного средства к эксплуатации после проведения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей выдается новый паспорт транспортного средства по месту жительства фактического владельца (прежний паспорт транспортного средства приобщается к материалам дела о нарушении таможенных правил).
В органы ГИБДД направляется соблюдение о недействительности прежней регистрации транспортного средства.
7. При проведении таможенного оформления применять ставки таможенных платежей, курсы иностранных валют, а также меры тарифного регулирования (в случаях, когда фактическим владельцем является юридическое лицо), действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации, поданной фактическим владельцем.
8. При рассмотрении дела о нарушении таможенных правил с учетом конкретных обстоятельств и квалификации правонарушения решать вопрос о конфискации транспортного средства независимо от того, установлено лицо, совершившее нарушение таможенных правил, или нет.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя ГТК России Каульбарса А.А.
Председатель Комитета |
М.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ГТК РФ от 5 января 2000 г. N 01-99/1 "О действиях таможенных органов при выявлении фактов нарушения таможенных правил с целью уклонения от таможенного оформления транспортных средств"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 28 июня 2002 г. N 675
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.