Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 31 августа 2000 г. N 784
Порядок
организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера
25 июня 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера (далее - Порядок), разработанный на основании раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации и главы 14 раздела V Налогового кодекса Российской Федерации, определяет процедуру таможенного контроля, осуществляемую таможенными органами Российской Федерации.
2. Под проверкой финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера понимается комплекс контрольно-инспекционных мероприятий, осуществляемых таможенными органами самостоятельно, а при необходимости - во взаимодействии с другими контролирующими органами Российской Федерации. Проверка финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера является формой таможенного контроля.
Финансово-хозяйственная деятельность таможенного брокера проверяется с целью обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
3. Проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенных брокеров проводятся сотрудниками таможенных органов Российской Федерации путем анализа финансово-экономического состояния таможенного брокера, а также проверки документов и сведений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, соблюдением финансовой, кассовой, платежно-расчетной дисциплины и законности совершаемых операций (в том числе хозяйственных), правильным и достоверным ведением бухгалтерского учета и отчетности, своевременностью и полнотой оприходования и перечисления в государственный бюджет таможенных платежей, задолженностью по расчетам с дебиторами и кредиторами, проведением хозяйственных операций и т.д.
Проверки проводятся камеральные (по месту нахождения таможенного органа на основании имеющихся документов и сведений, а также представленных таможенным брокером), выездные (проверяющие выезжают по месту нахождения таможенного брокера) и встречные (проверяется деятельность других лиц, связанная с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемого таможенного брокера).
4. Таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, проводит камеральные и выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера самостоятельно или направляет для проведения проверки имеющиеся у него документы и сведения о деятельности таможенного брокера (в том числе отчеты, представляемые таможенным брокером не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, в таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера) в таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер.
5. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, следует руководствоваться требованиями налогового законодательства.
6. Проверку финансово-хозяйственной деятельности проводят уполномоченные сотрудники подразделений таможенной инспекции таможенных органов в соответствии с их служебными обязанностями. В состав группы проверяющих могут привлекаться сотрудники отделов (отделений) организации взимания таможенных платежей, таможенных режимов, а также других подразделений таможенных органов. Кроме того, к работе группы могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также эксперты для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
7. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера таможенные органы вправе:
- требовать безвозмездного предоставления и ознакомления с любыми документацией (включая банковскую) и информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации;
- получать от должностных лиц и других работников проверяемого лица справки, письменные и устные объяснения;
- опечатывать помещения;
- изымать по акту документы, если они будут проверяться в другом месте (изъятые документы должны быть возвращены в максимально короткий срок).
При необходимости должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией.
Таможенный брокер представляет необходимые документы в виде заверенных надлежащим образом копий в пятидневный срок. Представление документов оформляется актом приема-передачи. Форма требования о представлении документов и акта их приема-передачи приведены в приложениях 1, 2.
Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется.
Вся полученная в ходе проверок информация является конфиденциальной, и на нее распространяется действие ст.16 Таможенного кодекса Российской Федерации и ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации.
8. Таможенный брокер имеет право обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
9. Проверка финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера проводится на основании данных, свидетельствующих о возможных нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации. Такие данные могут быть получены путем анализа статистической информации, таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенных целей, материалов, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, компетентных органов иностранных государств, международных организаций, а также любых других документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможенных органов.
10. Если при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера у таможенных органов возникает необходимость получения у лиц, с которыми таможенный брокер имеет хозяйственные связи, дополнительных сведений о его финансово-хозяйственной деятельности, в том числе для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах таможенного брокера, либо в случае отсутствия у таможенного брокера надлежащих первичных документов, таможенный орган может истребовать в соответствии с установленным порядком у этих лиц документы, относящиеся к деятельности таможенного брокера (встречная проверка).
11. Срок проведения камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера не должен превышать трех месяцев, выездной проверки - двух месяцев. При необходимости срок проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера может быть увеличен вышестоящим таможенным органом до трех месяцев. При проведении встречных проверок общая продолжительность проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера может увеличиваться на один месяц на проведение каждой встречной проверки. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и непосредственным их представлением.
II. Порядок организации камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера
12. Для проведения камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера специального решения не требуется.
Приказом ГТК РФ от 25 июня 2002 г. N 648 в пункт 13 настоящего Порядка внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
13. Камеральная проверка финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера проводится путем анализа:
а) документов, представленных таможенным брокером не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным:
- годовой бухгалтерской отчетности таможенного брокера, заверенной соответствующим налоговым органом и представленной в таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности таможенного брокера, включающей в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 г. N 43н (по заключению Минюста России от 06.08.99 г. N 6417-ПК в государственной регистрации не нуждается):
бухгалтерский баланс (форма N 1);
отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
отчет об изменениях капитала (форма N 3);
отчет о движении денежных средств (форма N 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
пояснительную записку;
обособленное (дополнительное) указание выручки (нетто) от реализации услуг таможенного брокера, а также прибыли от реализации этих услуг, если организация осуществляет иные виды деятельности, помимо оказания услуг таможенного брокера;
б) годового отчета таможенного брокера об осуществлении расчетов с таможенными органами, представленного в таможенный орган, выдавший лицензию, включающего:
- отчет, составленный в соответствии с формой отчетности, подписанный руководителем таможенного брокера или его обособленного структурного подразделения и главным бухгалтером, заверенный печатью и согласованный должностным лицом отдела таможенных платежей таможенного органа, в котором производилась сверка данных, приведенных в отчете;
- письмо таможенного брокера с данными относительно расчета своих обязательств перед таможенным органом;
- сведения о случаях списания с депозита, возмещения по банковской гарантии таможенного брокера денежных средств в доход федерального бюджета или обращения взыскания на предмет залога;
- сводный отчет по операциям всех структурных подразделений при осуществлении деятельности таможенного брокера через свои структурные подразделения;
в) информации, имеющейся в таможенных и других контролирующих органах, о деятельности таможенного брокера (бизнес-план, информация о задолженности таможенного брокера перед государственным бюджетом по уплате налогов, в том числе таможенных платежей (рассрочка и отсрочка платежей), наложенные взыскания, пени, дела о нарушении таможенных правил, заведенные в отношении таможенного брокера с указанием соответствующих статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствие информации о товарах и транспортных средствах в приграничном таможенном органе и таможенном органе назначения и др.);
г) других документов и сведений.
Анализ документов и сведений предполагает выяснение выполнения таможенным брокером требований, установленных таможенным и иным законодательством Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
III. Порядок организации выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера
14. Решение о проведении выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера оформляется приказом или распоряжением таможенного органа, выдавшего лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Непосредственное проведение проверки может быть поручено таможенному органу, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер или его структурное подразделение.
15. Выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится путем анализа документов о деятельности таможенного брокера, в том числе результатов аудиторских проверок таможенного брокера, проведенных аудиторскими фирмами, а также сведений, имеющихся в таможенных и других контролирующих органах, позволяющих выявить признаки нарушения таможенных правил.
16. Выездную проверку проводят выборочным или сплошным методом за конкретный период деятельности таможенного брокера. Если при выборочной проверке устанавливаются признаки нарушений таможенного законодательства, то проверку проводят сплошным методом.
IV. Заключительные положения
17. При обнаружении в ходе проведения проверок признаков нарушений таможенных правил оформляются протоколы о нарушении таможенных правил.
18. По результатам камеральной или выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера и до истечения срока ее проведения составляется акт о проверке деятельности таможенного брокера по форме, утвержденной приказом ГТК России от 15.06.98 г. N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" (зарегистрирован в Минюсте России 07.07.98 г., регистрационный N 1553).
Графа "В результате проверки" Акта о проверке деятельности таможенного брокера (далее - Акт о проверке) должна содержать:
1) вопросы проверки, проверяемый период, сведения о должностных лицах таможенного брокера, адреса местонахождения и места осуществления деятельности таможенного брокера, сведения о проведении встречных проверок;
2) систематизированное объективное изложение документально подтвержденных фактов таможенных, налоговых и иных правонарушений, выявленных в ходе проверки (в том числе встречной), или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки;
3) выводы проверяющих о наличии признаков нарушений требований таможенного и иного законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы; сведения об общей сумме неуплаченных таможенных платежей, выявленных при проведении проверки; выводы о возможности или необходимости изменения суммы обязательств таможенного брокера перед таможенными органами по уплате таможенных платежей, о необходимости совершения действий, направленных на аннулирование, отзыв или приостановление действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а также о передаче материалов проверки в налоговые и другие органы исполнительной власти при выявлении признаков налоговых и иных правонарушений; о необходимости проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера по результатам камеральной проверки и т.д.;
4) другие необходимые сведения.
19. К Акту о проверке прилагаются следующие документы:
- копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушения таможенного законодательства, несоответствия сведений, представленных таможенным брокером, сведениям, имеющимся в таможенных органах или полученным в ходе проведения проверки, а также материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в Акте о проверке признаков нарушения налогового и иного законодательства;
- копии протоколов о нарушении таможенных правил (при их составлении);
- уточненные обоснованные расчеты по видам таможенных платежей и пеней (если они не приведены в тексте Акта о проверке).
20. В случае необходимости к Акту о проверке также могут прилагаться:
- копии учредительных документов, справок о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках и других кредитных учреждениях, заверенные в соответствии с установленным порядком;
- справка о наличии филиалов и их местонахождении, подписанная руководителем таможенного брокера;
- другие необходимые материалы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.