Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование и развитие
автомобильных дорог Томской области
до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)"
Областная целевая программа
"Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области
до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)"
12 апреля 2011 г.
Паспорт
областной целевой программы "Совершенствование и развитие
автомобильных дорог Томской области до 2010 года
(с прогнозом до 2020 года)"
Наименование |
Областная целевая программа "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года) ". |
Наименование, дата и номер решения о разработке программы |
Приказ ФДС России N 81 от 02.04.1999 г. "О порядке подготовки и принятия решений по инвестициям в автомобильные дороги из федерального дорожного фонда Российской Федерации", техническое задание Томской областной Дирекции дорожного фонда и автомобильных дорог к договору N 09.02 от 02.09.2002 г. |
Государственный заказчик, директор программы |
Администрация Томской области |
Разработчик программы |
Томская областная Дирекция Дорожного фонда, инженерный дорожный центр "Индор", комитет по экономической политике Государственной Думы Томской области, Департамент энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации Томской области |
Основные цели и задачи программы, главные целевые показатели |
Цель: достижение справедливого уровня обеспеченности дорогами Томской области и ее жителей, соответствующего ее долевому вкладу в социально-экономическое развитие Сибирского федерального округа и в целом Российской Федерации. Задачи: - совершенствование и укрепление межрегиональных транспортных связей; - повышение эффективности функционирования сети автомобильных дорог Томской области за счет развития и укрепления межрайонных транспортных связей и приведения в соответствие транспортно-эксплуатационных качеств дорог современным требованиям с учетом сложившегося и перспективного уровня их загрузки; - создание оптимальных дорожных условий для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети г. Томска посредством поэтапного формирования кольцевой автомобильной дороги; - совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью местного пользования, решения социальных проблем сельского населения. Главные целевые показатели: - создание условий для обеспечения единого экономического и транспортного пространства, свободы перемещения людей и товаров по территории области посредством модернизации и поэтапного развития сети автомобильных дорог, отвечающей интересам граждан, грузовладельцев и общества в целом; - качественные изменения в структуре сети автомобильных дорог общего пользования Томской области и увеличение ее протяженности; - снижение удельного веса автомобильных дорог низких категорий; - повышение безопасности дорожного движения и развитие дорожного сервиса; - снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана до 2010 г. с прогнозом на период до 2020 г. Реализация программы осуществляется в 3 этапа: 2002-2005 г.г., 2006-2010 г.г., 2011-2020 г.г. |
Объемы финансирования программы |
Для реализации намеченных Программой мероприятий по совершенствованию и развитию дорог Томской области на период 2002 - 2010 г.г., включающих строительство, реконструкцию, ремонт, содержание дорог и приведение сельских дорог в нормативное состояние, необходимы финансовые средства в объеме 19738,1 млн. руб. (прогнозные средства), в том числе: 14128,5 млн.руб. - средства областного бюджета, 5609,6 млн.руб. - средства федерального бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации Программы протяжение сети автомобильных дорог Томской области к 2011 году возрастет на 327 км. Программой до 2011 г. предусмотрено строительство 63 мостов общей длиной 4537 п.м. и намечена реконструкция 464 км дорог общего пользования, приведение в нормативное состояние 1238 км сельских дорог. |
Система управления реализацией программы |
Управление и оперативное руководство Программой осуществляется Администрацией Томской области. |
Система контроля за выполнением программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. |
1. Введение
Томская область расположена на северо-востоке Западной Сибири. На западе Томская область граничит с Омской областью, на юге - с Новосибирской и Кемеровской областями, на востоке - с Красноярским краем и на севере - с Ханты-Мансийским автономным округом (ХМАО).
Территория области занимает площадь 317 тыс. км2. Численность населения области составляет 1047 тысяч человек (по данным переписи). В ее составе 16 сельских районов, 6 городов, из них 4 города областного подчинения, 1 поселок городского типа, 177 сельских администраций (округа), 616 сельских населенных пунктов. Средний возраст населения области 35 лет.
Томская область является одной из 16-ти территорий, входящих в состав Сибирского федерального округа. Сравнительный анализ социально-экономического положения территорий показывает, что Томская область занимает:
- по площади - 7 место,
- по населению - 8 место,
- по сбору Территориального дорожного фонда - 7 место,
- по протяженности сети дорог общего пользования на 1000 жителей - 14 место,
- по протяженности дорог на 1000 км2 территории - 14 место.
Сравнительные показатели субъектов Сибирского федерального округа представлены на рис. 1.
Основу экономического потенциала Томской области составляет нефте- и газодобыча, лесное хозяйство, химическое и приборостроительное производство, научно-образовательный комплекс. По запасам торфа область занимает первое место в России. Объем промышленной продукции в 2002 году составил 41368,4 млн. рублей, что на 11% больше, чем в 2001 году.
Природные и производственные ресурсы Томской области способствуют успешной адаптации к требованиям рыночной экономики. Область располагает богатыми запасами нефти и газа, каменного угля, руд черных и цветных металлов, разнообразного химического сырья, лесными ресурсами. Основные отрасли промышленности: электороэнергетика#, топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая. На севере области (Каргасокский, Александровский районы) велики запасы месторождений нефти, газа, торфа. Перспективны для дальнейшей разработки Мыльджинское, Средневасюганское газоконденсатные месторождения. Общие запасы нефти исчисляются 470 млн. т, газа - 310 млд. м3.
При общей протяженности границ Томской области с соседними территориями в 3082 км, существует лишь 4 транспортные связи по дорогам общего пользования:
протяженность границы с ХМАО - 823 км (1* транспортная связь: "Стрежевой - Нижневартовск", примечание: связь с ХМАО можно считать условной, поскольку круглогодичный проезд по территории Каргасокского района не обеспечен.),
с Красноярским краем - 825 км (связей нет),
с Кемеровской областью - 416 км (2),
с Новосибирской областью - 799 км,
с Омской областью - 219 км (связей нет).
Кроме того, сельскими дорогами область связана с другими субъектами Российской Федерации - 17 связей.
Таблица 1. Наличие связей Томской области с другими субъектами РФ
Наименование района |
Субъект РФ |
Кол-во связей |
в том числе по покрытиям |
||
а/б |
гравийное |
грунтовое |
|||
Томский Всего связей |
Новосибирская область Кемеровская область |
1 6 7 |
2 2 |
2 2 |
1 2 3 |
Кожевниковский Всего связей |
Новосибирская область |
6 6 |
1* 1 |
1 1 |
4 4 |
Зырянский Всего связей |
Кемеровская область |
4 4 |
|
|
4 4 |
Тегульдетский Всего связей |
Красноярский край Кемеровская область |
2 1 3 |
|
|
2 1 3 |
Александровский Всего связей |
ХМАО |
1 1 |
1* 1 |
|
|
Всего связей |
|
21 (2*) |
4 (2*) |
3 |
14 |
Примечание: * - связь условная.
Отсутствие устойчивого транспортного сообщения, как между районами области, так и между областями Западно-Сибирского региона является сдерживающим фактором в развитии экономики Томской области.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Автомобильная сеть Томской области в настоящее время недостаточно развита и по своему техническому состоянию не способна в полной мере обеспечить условия для развития экономики, социальной сферы, укрепления межрегиональных связей и обороноспособности страны. В условиях становления рыночных отношений и реформирования экономики и социальной сферы коренным образом изменяются традиционные взгляды, критерии эффективности развития территорий. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Развитие транспорта является первым необходимым условием преодоления отсталости, и только с созданием эффективной транспортной системы появляется возможность территориального разделения труда, углубления и расширения товарного обмена. При этом процесс формирования и развития транспортной сети в регионе должен соответствовать следующим принципам:
социально-территориальной справедливости, понимаемой как гарантия транспортной доступности для населения социальных благ, роста и экономии свободного времени;
снижения степени неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом важно сокращение удельных затрат времени на поездки, как пассажирские, так и грузовые, в которых время доставки лимитировано;
повышения безопасности движения, в части, которая зависит от дорожной сети.
2.1. Состояние дорожной сети и дорожного хозяйства
Специфика развития транспортной инфраструктуры области определена природно-климатическими и экономико-географическими условиями, а также исторически обусловленной периферийностью региона по отношению к стратегическим автомобильным и железнодорожным магистралям. В силу указанных обстоятельств важное экономическое значение имеют все основные виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный.
Обеспеченность населения и хозяйствующих субъектов средствами транспортной инфраструктуры в Томской области ниже, чем в Западной Сибири и России (Рис. 1, 2).
Проводимая экономическая реформа вызвала значительные изменения в сфере транспортного обслуживания потребителей. Децентрализация системы управления и снабжения привела к образованию хозяйствующих субъектов, нуждающихся в перевозке небольших партий грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования, т.е. непосредственно от производителя до потребителя. Отсюда значительно выросла потребность в услугах автомобильного транспорта и четкой работе автомобильных дорог, в том числе в межрегиональном сообщении.
Транспортные перевозки в области осуществляются всеми видами транспорта. При этом степень транспортной обслуживаемости различных районов области неодинакова.
Транспортную сеть области на 1 января 2003 года составляют 346 км железнодорожных путей общего пользования, 4469 км автомобильных дорог общего пользования, 5195 км внутренних водных путей, 5588 км трубопровода (Табл. 2). Из всей протяженности автомобильных дорог общего пользования почти четверть - грунтовые. До настоящего времени около 37% населенных пунктов области не имеют связи по дорогам с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования.
Таблица 2. Протяженность транспортных коммуникаций Томской области
км (на конец года)
Вид транспортных коммуникаций |
Годы |
||||||||
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Автомобильные дороги |
4204 |
4347 |
4358 |
4500 |
4505 |
4507 |
4523 |
4514 |
4469 |
Железные дороги |
345 |
345 |
345 |
346 |
346 |
346 |
346 |
346 |
346 |
Внутренние водные пути |
5189 |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
Трубопроводы |
1204 |
5173 |
5356 |
5356 |
5482 |
5580 |
5584 |
5584 |
5588 |
Автомобильным транспортом осуществляется 54 % всех перевозок грузов и 46% перевозок пассажиров (Рис.3).
За 2001 год автомобильным транспортом перевезено 26,9 млн. тонн. С 1997 года наблюдается медленный рост объемов грузовых автомобильных перевозок: на 1 - 2% в год.
Остальной объем перевозок грузов приходится на железные дороги, речной, трубопроводный и воздушный транспорт. (Табл. 3)
Основные по массе грузы, ввозимые в область по железным дорогам - каменный уголь, минеральные и строительные материалы. Во внутриобластных перевозках и в вывозимых грузах основной объем занимают лесоматериалы. В перспективный период значительного роста объема перевозок по железным дорогам не предполагается.
Таблица 3. Основные показатели работы транспортных систем Томской области
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
||||||||
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|||
Объемы перевозок грузов в том числе: Автомобильный Железнодорожный Внутренний водный Воздушный Трубопроводный |
млн. т |
69,9 5,9 14,7 : 14,6 |
41,8 2,6 5,3 0,1 14,0 |
29,0 1,5 2,7 0,1 14,2 |
26,4 1,3 2,3 0,1 14,2 |
26,8 1,0 2,1 0,0 13,5 |
26,3 1,3 1,9 0,0 13,9 |
26,7 1,8 2,5 0,0 16,3 |
26,9 1,8 2,9 0,0 18,6 |
|
Всего |
|
105,1 |
63,8 |
47,5 |
44,3 |
43,4 |
43,4 |
47,3 |
50,2 |
|
Объемы перевозок грузов по видам транспорта на 1 жителя Автомобильный Железнодорожный Внутренний водный Воздушный Трубопроводный |
Т /чел. |
64,8 5,5 13,6 ... 13,5 |
38,7 2,4 4,9 0,09 13,0 |
27,0 1,4 2,5 0,09 13,2 |
24,6 1,2 2,1 0,09 13,2 |
25,0 0,9 1,9 0,0 12,6 |
24,6 1,2 1,3 0,0 13,0 |
25,1 1,7 2,3 0,0 15,3 |
25,3 1,7 2,7 0,0 17,5 |
|
Всего |
|
83,9 |
59,09 |
44,19 |
41,19 |
40,4 |
40,1 |
44,4 |
47,2 |
|
Грузооборот по видам транспорта Автомобильный Железнодорожный Внутренний водный Воздушный Трубопроводный |
млн. ткм |
2300 ... ... ... 33268 |
1172 1212 520 51 29340 |
1054 744 446 41 26889 |
1055 909 632 39 25849 |
796 771 692 25 22254 |
804 702 755 8 24786 |
1040 876 940 7 22721 |
1195 837 1132 10 23792 |
|
Всего |
|
35568 |
32295 |
29174 |
28484 |
24538 |
27055 |
25584 |
26966 |
|
Объем внегородских перевозок пассажиров по видам транспорта Автомобильный Железнодорожный Внутренний водный Воздушный |
млн. чел. |
3,9 3,4 1,1 ... |
1,4 4,2 0,2 0,6 |
0,6 2,9 0,1 0,5 |
1,0 2,1 0,1 0,5 |
0,8 2,1 0,1 0,4 |
1,2 2,7 0,2 0,2 |
1,3 2,9 0,2 0,2 |
1,4 2,4 0,2 0,3 |
|
Всего |
|
8,4 |
6,4 |
4,1 |
3,7 |
3,4 |
4,3 |
4,6 |
4,3 |
: данных не имеется.
*- без ведомственного транспорта.
Водный транспорт в области занимает важное место. Основной водной магистралью области является река Объ. Судоходны также ее притоки: Томь, Чулым, Кеть, Тым, Васюган, Парабель. Основные виды грузов - строительные материалы, продовольственные товары, техника, уголь и нефтепродукты. Специфика работы речного транспорта (сезонность работы, дороговизна его содержания и эксплуатации) как и показатели падения перевозок грузов и -*пассажиров являются причинами отрицательных показателей его работы.
Воздушный транспорт области осуществляет в основном пассажирские перевозки, объем грузовых перевозок незначителен. В условиях сильной заболоченности, сурового климата, сравнительно короткого навигационного периода, при отсутствии железных и неразвитости сети автомобильных дорог воздушный транспорт имеет большое значение для северных районов. На рассматриваемый перспективный период значительного роста работы воздушного транспорта не произойдет.
Трубопроводный транспорт области представлен в основном магистральными нефтегазопроводами, транспортирующими сырую нефть и газ к местам их переработки и потребления в области и за ее пределами. В дальнейшем с введением в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья следует ожидать развития этого вида транспортных коммуникаций, однако на объемы перевозок грузов автомобильным транспортом это не отразится. Более того, освоение новых месторождений окажет дополнительную нагрузку на дорожную сеть. Трубопроводным транспортом за 2001 год отправлено 18,6 миллионов тонн грузов, что составляет 132,9% к уровню 1995 года и - 114,1% к уровню 2000 года
В области за 2001 год инвестиции, направленные на развитие транспорта, составили 1787,2 миллионов рублей (13,6% от общего объема инвестиций по всем отраслям экономики). Наибольший объем инвестиций был направлен на развитие шоссейного хозяйства - 269,7 миллионов рублей (15 % от общего объема инвестиций, направленных на развитие транспорта) и трубопроводного транспорта - 1488,8 миллионов рублей (83,3 %). Наименьший объем инвестиций направлен на развитие автомобильного хозяйства - 11,5 миллионов рублей (0,6 %).
Для предприятий транспорта характерно ежегодное снижение объемов перевозки грузов. Если по итогам 1990 года всеми видами транспорта было перевезено 105,1 миллионов тонн грузов, то в 2001 году - лишь 50,2 миллионов тонн или 47,8 % к 1990 году. С 1999 года наблюдается постепенный рост объемов перевозок грузов всеми видами транспорта: на 9 % - 2000 год, на 6 % - 2001 год.
Число пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта, составило в 2001 году 389,3 миллионов человек, что на 9,3 % больше, чем в 2000 году. Ведущая роль в осуществлении пассажирских перевозок принадлежит автомобильному транспорту (46 %), которым перевезено за 2001 год 181 миллионов человек, с учетом перевозки пассажиров маршрутными автобусами.
2.2. Состояние дорожной сети
Общее протяжение сети дорог в области на 01 января 2003 года составляет 4469 км, в том числе:
по техническим категориям |
по типам покрытий: |
I - 13 км; |
цементобетонные - 17 км; |
II - 86 км; |
асфальтобетонные - 1827 км |
III - 1471 км; |
гравийные и щебеночные - 1721 км; |
IV - 1946 км; |
грунтовые - 904 км. |
V - 670 км; |
|
вне категории - 283 км |
|
Наличие мостов и путепроводов на 2002 год:
всего - 196/11267 шт./п. м, в том числе:
по материалу пролетных строений:
железобетонные - 113 / 5889 шт./п. м;
металлические - 30 / 3949 шт./п. м;
деревянные - 53 / 1429 шт./п. м.
паромные переправы - 4 шт.
ледовые переправы - 18 шт. / 6380 п. м.
Схема существующей сети автомобильных дорог Томской области представлена на рис.4.
Таблица 4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего
пользования Томской области
Показатели |
1990 - 1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Прирост/уменьшение протяженности дорог, км всего |
143 |
11 |
142 |
5 |
2 |
16 |
-9 |
-45 |
|
в том числе за счет: |
прирост за счет нового строительства |
- |
- |
9 |
- |
17 |
3 |
- |
9 |
прирост за счет включения в перечень дорог общего пользования |
143 |
11 |
133 |
5 |
20 |
33 |
- |
- |
|
уменьшение за счет уточнения, спрямления |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-9 |
-17 |
|
перевод дорог сети общего пользования в другие образования |
- |
- |
- |
- |
-35 |
-20 |
- |
-37 |
Таблица 5. Структура автомобильных дорог общего пользования Томской
области по типам покрытия
Показатели |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Всего, км в том числе с твердыми покрытиями |
4204 2610 |
4347 3114 |
4358 3204 |
4500 3299 |
4505 3338 |
4507 3382 |
4523 3512 |
4514 3553 |
4469 3565 |
|
из них |
Ц/б и а/б щебеночные и гравийные |
1058 1552 |
1494 1620 |
1581 1623 |
1647 1652 |
1695 1643 |
1739 1643 |
1829 1683 |
1877 1676 |
1844 1721 |
грунтовые |
1594 |
1233 |
1154 |
1201 |
1167 |
1125 |
1011 |
961 |
904 |
Протяженность дорог с твердым покрытием на 1000 км2 территории в области составляет всего 11,2 км или 14,1 км всех дорог общего пользования. Для сравнения: в Новосибирской области 64,4 км, в Омской области 70,3 км, а в Московской области 326,4 км на 1000 км2 территории или больше в 29 раз (Рис. 2).
В Томской области 80 % дорог общего пользования дороги с твердым покрытием, которые обеспечивают круглогодичный проезд транспорта при надлежащем их содержании. Из них 65% дорог в состоянии круглогодично без ограничений пропускать тяжелый транспорт. В области практически отсутствуют магистральные дороги, обустроенные по всем правилам и обеспечивающие необходимый дорожный сервис.
Средняя техническая скорость по дорогам области не превышает 40 км/час. Из 4469 км дорог общего пользования по эксплуатационным характеристикам классифицируются как хорошие около 12%, а по показателю ровности 24% дорог с твердым покрытием обеспечивают движение с расчетной скоростью.
Опорная сеть дорог Томской области представлена крупными территориальными дорогами: "Томск - Колпашево", "Каргала - Бакчар", "Томск - Мариинск", "Мельниково - Кожевниково - Изовка", "Камаевка - Асино - Первомайское", "Большедорохово - Зырянское - Тегульдет". Указанные дороги связывают районы между собой и с областным центром. В настоящее время с соседними территориями автомобильными дорогами осуществляется связь с Кемеровской областью (2 связи) и локальная связь "Стрежевой - Нижневартовск", т.е. межрегиональные связи развиты очень слабо. Состояние сети автомобильных дорог области в настоящее время не полностью удовлетворяет потребностям участников движения. Местная или районная сеть, представлена, в основном дорогами IV категории с переходным покрытием и грунтовыми дорогами. Большая часть дорог с переходным и облегченным типом покрытия строилась 20 - 30 лет назад. Дороги с переходным покрытием серповидного профиля по прочностным показателям дорожных одежд, по продольным уклонам, по поперечным профилям с неудовлетворительными показателями к дорогам IV категории относятся почти условно. Ограниченное финансирование ремонта таких дорог за последние годы не позволило своевременно перестроить эти дороги, поэтому они предельно изношены.
В Томской области около 100 тысяч человек не имеют связи по дорогам общего пользования с областным центром. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, ведет к потерям времени, снижению сроков службы автопарка и увеличению расходов на техническое обслуживание.
В Томской области большое количество дорог находятся в настоящее время на балансе различных ведомств и не относятся к дорогам общего пользования. Это, прежде всего, дороги предприятий нефтегазового комплекса, Министерства геологии, предприятий лесного хозяйства и сельскохозяйственных предприятий. Принцип работы автомобильных дорог как звена единой транспортной системы, предполагает тесную координацию и стыковку дорог общей сети с дорогами ведомственными. За последние годы в сеть дорог общего пользования принят ряд ведомственных дорог. Эти дороги в большинстве своем не соответствуют требованиям дорог общего пользования, находятся неудовлетворительном состоянии и подлежат ремонту и реконструкции.
Низкий технический уровень дорог ведет к движению по дорогам с пониженными скоростями и, вследствие этого, к высокой стоимости перевозок. Совокупность всех характеристик по техническому состоянию, пропускной способности, уровню обустройства и сервиса, не позволяет обеспечивать удобное и комфортабельное движение с расчетными скоростями и достаточной безопасностью, такое состояние сети дорог может быть расценено как неудовлетворительное.
По данным Дирекции дорожного фонда области последние годы средства на ремонт отпускались хозяйствам в объеме около 70% необходимых средств. Поэтому показатели программы с 1996 - 2000 г.г. по ремонту оказались недовыполненными, т.е. ежегодно в сети накапливался недоремонт. Недостает средств также и на содержание существующей сети.
Помимо этого, из-за отсутствия надлежащей эксплуатации, а также своевременного и качественного ремонта, сеть автомобильных дорог разрушается и практически утрачивается. Экономические потери Томской области из-за неудовлетворительного состояния сети сопоставимы с годовыми объемами затрат на финансирование дорожной сети. Неудовлетворительная транспортная доступность значительной части территории области (Александровский, Каргасокский, Верхнекетский районы и др.) является причиной таких негативных социальных последствий как:
снижение качества медицинского обслуживания;
низкий уровень развития культуры и образования;
низкое качество и увеличение стоимости товара;
относительный рост количества и тяжести ДТП;
снижение продуктивности сельскохозяйственного производства;
ухудшение экологической обстановки;
несоответствие транспортной инфраструктуры социальным потребностям проживающего в регионе населения;
увеличение уровня безработицы из-за ограничения подвижности населения.
Огромное экономическое и социальное значение автомобильных дорог определяет недопустимость недооценки их роли и экономии средств на совершенствование и развитие дорожной сети.
2.3. Состояние искусственных сооружений
Территория области насыщена реками. Главная водная артерия - река Объ. Судоходные притоки - реки Васюган, Тым, Кеть, Парабель и другие.
На дорогах области действует 196 мостов общим протяжением 11,267км, 4 паромных переправы (Тегульдетский район - 1, Чайнский - 3,) и 18 ледовых переправ. Из общего количества мостов - 53 или 27% - деревянные, т.е. некапитальные сооружения. На дорогах области 3 капитальных моста общей протяженностью 210 п. м с недостаточным габаритом. Транспортно-эксплуатационное состояние мостов и путепроводов в целом неудовлетворительное. Около 35 % мостов, построенных 15 - 25 лет назад, необходимо реконструировать, так как их техническое состояние не отвечает требованиям строительных норм, интенсивности и грузоподъемности транспортных средств.
Ряд населенных пунктов области не имеет постоянных связей из-за отсутствия на дорогах мостов, а паромные и ледовые переправы сложны в эксплуатации, неудобны из-за сезонности их работ.
Таким образом, технический уровень существующих дорог и мостов в должной мере не соответствует современным и перспективным требованиям.
2.4. Потребности развития дорожной сети области
Для нормального функционирования народно-хозяйственного комплекса и социальной сферы области необходима четко работающая транспортно-коммуникационная система. Сеть автомобильных дорог, выполняющая ведущую роль в этой системе, принимает на себя основную долю объемов грузовых перевозок. Сложившаяся сеть дорог по техническому состоянию, обустройству, частично по начертанию, далека от уровня, удовлетворяющего потребностям производства, транспортных предприятий, населения.
Существующее состояние и уровень развития дорог в Томской области стали традиционной проблемой, требующей в настоящее время неотложного решения.
Развитие сети автомобильных дорог становится решающим фактором социально - экономического развития области.
Проблемы совершенствования и развития автомобильных дорог Томской области, накопившиеся в отрасли, требуют комплексного решения целого ряда задач, что и явилось причиной разработки настоящей Программы.
Областная целевая программа "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)" разработана на основании Программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России".
В соответствии с показателями развития экономики области за период 1999 - 2002 год, прогнозами на период до 2015 года по области, региону и России в целом, в настоящей Программе представлен средне реалистический сценарий развития экономики до 2005 года с темпами роста 4% в год, а рост объемов перевозок по автомобильным дорогам со среднегодовыми темпами 3,5% в год. При этом решаются задачи не только сохранения существующей сети, но и ее развития и совершенствования.
3. Основные цели и задачи развития сети автомобильных дорог
В соответствии с "Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации" и Программой социально-экономического развития Томской области главная цель развития сети автомобильных дорог Томской области формулируется как достижение справедливого уровня обеспеченности дорогами общего пользования Томской области и ее жителей, соответствующего ее долевому вкладу в социально-экономическое развитие Сибирского федерального округа и в целом Российской Федерации.
Основной путь достижения этой цели - формирование и реализация целевых программ создания качественно новой дорожной сети на территории Томской области в результате строительства новых, реконструкции и повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог. Для того, чтобы Томская область смогла занять в Сибирском федеральном округе место, соответствующее ее социально-экономическому потенциалу, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования должна быть в пределах 6500 км и, в первую очередь, прирост этих дорог должны быть направлен на укрепление межрегиональных транспортных связей с соседними территориями.
Главные задачи в развитии дорожного хозяйства Томской области следующие:
совершенствование и укрепление межрегиональных транспортных связей;
повышение эффективности функционирования сети автомобильных дорог Томской области за счет развития и укрепления межрайонных транспортных связей и приведения в соответствие транспортно-эксплуатационных качеств дорог современным требованиям с учетом сложившегося и перспективного уровня их загрузки;
создание оптимальных дорожных условий для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети г. Томска посредством поэтапного формирования кольцевой автомобильной дороги;
совершенствование и развитие сети сельских автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью местного пользования, решения социальных проблем сельского населения.
В современных условиях улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети дорог является одной из приоритетных и опережающих сторон развития экономики, при реализации которой обеспечивается экономический рост во многих других отраслях производства.
Для решения поставленных задач необходимо:
доведение существующей сети дорог до уровня, необходимого для развития области, т.е. строительство и реконструкция дорог и мостов, соответствующих расчетной интенсивности движения и категориям дорог;
увеличение сети федеральных дорог за счет перевода части территориальных дорог в федеральный статус;
включение в сеть дорог общего пользования новых направлений, обеспечивающих межрегиональные связи области с соседними территориями;
приемка в сеть дорог общего пользования ряда сельских дорог;
выполнение комплекса мер по содержанию и своевременным ремонтам дорог и мостов;
осуществление мер и мероприятий по повышению безопасности движения и обеспечению охраны окружающей среды, повышению уровня сервисного обустройства.
4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы рассчитана на период до 2010 г. с прогнозом до 2020 г. Параметры Программы начального периода с 2002 по 2005 гг. детализированы по каждому году. Параметры последующих периодов 2006 - 2010 гг. и 2011 - 2020 гг. представлены в обобщенном виде (Прил. 1, 2, 3, 4, 5). В эти периоды произойдут качественные изменения в структуре сети автомобильных дорог (Прил. 6).
Всего в соответствии с Программой протяженность сети дорог на перспективу до 2020 года составит 6773 км (с учетом сельских дорог, которые будут приняты в сеть дорог общего пользования) (Рис. 5).
Объемы дорожных работ по периодам приведены в таблице 6.
Таблица 6. Объемы дорожных работ
Вид работ |
Ед. изм. |
|
в том числе по периодам |
||
Всего |
|
||||
2001-2005 |
2006-2010 |
2011-2020 |
|||
Федеральные дороги строительство реконструкция Межрегиональные дороги строительство реконструкция Территориальные дороги строительство реконструкция Основные с/х дороги реконструкция |
км км км км |
16, 335,0 704, 139, 281,0 72,0 |
16, 127, 58, 6, 53,0 45,0 |
180, 163, 57, 105,0 27,0 |
28, 483, 76, 123,0 |
Итого: строительство реконструкция |
км |
474,0 1073,0 |
133,0 172,0 |
237,0 295,0 |
104,0 606,0 |
Приведение сельских дорог в нормативное состояние (Прогноз до 2030г.) |
- " - |
2557,0 |
- |
- |
- |
Мосты на федеральных дорогах Мосты на территориальных дорогах, всего: |
шт. п.м " |
1 35, 66 4666,0 |
1 35, 37 2179,0 |
25 2323,0 |
4 164,0 |
Итого: |
шт. п.м |
67 4701,0 |
38 2214,0 |
25 2323,0 |
4 164,0 |
В этот период необходимо построить и реконструировать 1547 км дорог (474 км - строительство, 1073 км - реконструкция) общей стоимостью 17091,5 миллионов рублей (цены 2002 года). Для приведения в нормативное состояние 2557 км сельских дорог требуется 3947,3 миллионов рублей (Приложение 10). В этот же период на дорогах области необходимо построить 67 мостов общей длиной 4701 п. м и общей стоимостью 1508,6 миллионов рублей (Приложение 2). На сельских дорогах необходимо построить и отремонтировать 54 моста (Приложение 3). К 2011 году возрастет доля дорог III категории и их длина должна составить 1656 км, а к 2020 году - 1818 км. Удельный вес автомобильных дорог низких категорий в этот период будет снижаться (Рис. 6, 7) (без учета сельских дорог).
5. Система программных мероприятий
Разработанная областная целевая программа "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Томской области до 2010 года (с прогнозом до 2020 года)" предусматривает мероприятия по реализации поставленных задач.
1. В предложенном перечне важнейших федеральных, межрегиональных и основных территориальных автомобильных дорог, рекомендуемых к строительству и реконструкции в период до 2020 года в Томской области (Прил. 1), рассмотрены по титулам основные дороги области. Распределение объемов работ по периодам, как и выбор объектов строительства и реконструкции первой очереди (2002 - 2005 гг.), выполнены в соответствии с ранжированием по показателям экономической эффективности и с учетом ожидаемого финансирования.
На основании данных анализа существующего состояния дорог (Прил. 7), предполагаемого роста интенсивности движения (Прил. 8, рис. 9), материалов проекта обоснования инвестиций в строительство автомобильной дороги "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск" на участке "граница Томской области - Катыльга - Каргасок - Парабель - Инкино" уточнены категории каждой дороги, определены объемы необходимых работ и инвестиций в строительство и реконструкцию дорог и мостов (Прил. 4). Перечень мостов, которые необходимо построить на дорогах Томской области, представлен в приложениях 2, 3.
2. Рассмотрены и определены объемы необходимых работ по ремонту и содержанию федеральных и территориальных дорог, а также объемы необходимых инвестиций для их выполнения и обеспечения сохранности существующей сети общего пользования (Прил. 5).
3. Рассмотрены проблемы Томского транспортного узла с поэтапным формированием кольцевой дороги г. Томска для полного вывода транзитного движения за черту города.
4. Предложен перечень сельских автомобильных дорог, требующих доведения их технического состояния до уровня, соответствующего нормативным требованиям (Прил. 10). Определены мероприятия, направленные на приведение в нормативное состояние сельских дорог.
В связи с этим из многочисленных стратегий развития сети автомобильных дорог наиболее целесообразным и оправданным в настоящее время является единственно возможная стратегия - "сохранить, что имеем". Основной задачей данной стратегии является сохранение существующей сети автомобильных дорог, доведение ее технического состояния до уровня, соответствующего нормативным требованиям. Работы по содержанию и ремонту должны проводиться в полном объеме. В пределах остатка средств осуществляются другие виды дорожных работ. Поэтому к первой группе проблем оперативного характера, на решение которых в первую очередь должны быть направлены имеющиеся средства, следует отнести:
содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений с целью приостановки разрушения дорог и обеспечения их сохранности, повышения безопасности дорожного движения и нормальных условий работы транспорта;
ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений, который также должен приостановить разрушение дорог и обеспечить доведение их до состояния, соответствующего уровню обращающихся нагрузок;
ликвидация или реконструкция наиболее неблагоприятных участков с высокой повторяемостью ДТП;
обеспечение высокого качества ремонтно-строительных работ, при котором может быть достигнута эксплуатационная надежность и долговечность дорог и сооружений на них.
Основные проблемы второй группы - целевого характера, могут быть решены либо за счет средств ТДФ по остаточному принципу, либо при совместном финансировании за счет ТДФ, ФДФ и других дополнительных нетрадиционных источников финансирования. К таким проблемам следует отнести:
новое строительство участков автомобильных дорог для обеспечения межрегиональных связей;
реконструкцию существующих дорог на наиболее напряженных участках с плохим техническим состоянием;
передачу части сельских дорог, выполняющих функции дорог общего пользования, в областную собственность;
формирование кольцевой автомобильной дороги г.Томска для организации движения транзитного транспорта. Эта задача может быть решена только при активном финансовом участии заинтересованных субъектов и при поддержке органов власти территориального и федерального уровней.
Приведенная выше приоритетность проблем была использована при разработке данной Программы, хотя в реальных условиях времени и конкретной ситуации могут быть изменения в указанной очередности.
5.1. Дорожные объекты приоритетного строительства и реконструкции
Для решения задачи по совершенствованию и укреплению межрегиональных транспортных связей необходимо обеспечить функционирование пяти автомобильно-транспортных маршрутов.
Два автомобильно-дорожных маршрута во многом предопределяют эффективность функционирования всей сети автомобильных дорог Томской области. Это:
участок Северного широтного коридора "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск" от границы с ХМАО до г. Томска образует меридиональный маршрут протяженностью 835 км, пересекающий Томскую область с Севера на Юг. Строительство Северного широтного коридора осуществляется в рамках Соглашения между республикой Коми, Свердловской областью, Томской областью, Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом, Ямало-Ненецким автономным округом и Федеральной Дорожной Службой РФ (N ОВПР - 11/670 от 2.12.98г) (Рис.8, вариант 2).
участок дороги "Новосибирск - Томск - Мариинск" от границы с Новосибирской областью до границы с Кемеровской областью образует южно-широтный маршрут протяженностью 261 км. По завершению строительства участка дороги по территории Новосибирской области в 2003 году данный маршрут сможет обеспечивать движение транзитного транспорта в направлениях Запад - Восток и выполнять роль альтернативного маршрута для федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал".
Еще 2 автомобильно-дорожных маршрута должны содействовать укреплению транспортных связей с Кемеровской областью.
"Томск - Межениновка - Тайга" (протяженность 106 км) позволит обеспечить автомобильное движение к крупному транспортному узлу на Транссибирской железнодорожной магистрали, от которого осуществляется движение всех пассажирских и грузовых поездов до г. Томска и далее до Белого Яра.
"Томск - Коларово - Ярское - Яшкино " (46 км в пределах Томской области) обеспечит выход Томской области к месторождениям каменных материалов на территории Кемеровской области, а также позволит обеспечить завоз строительных материалов из Кузбасса по кратчайшему пути.
Транспортная связь с Красноярским краем может быть осуществлена за счет продолжения строительства автомобильной дороги:
"Большедорохово - Зырянское - Тегульдет" до с. Поваренкино (Красноярский край), что обеспечит выход на промышленные центры Красноярского края г. Боготол и г. Ачинск. Протяженность титула составит 216 км.
В планах развития дорог Западно-Сибирского региона в соответствии с Программой совершенствования и развития автомобильных дорог "Дороги Западной Сибири" до 2010 года, предусмотрено строительство автомобильных дорог из Омской области (Седельниково) и Новосибирской области (Кыштовка) до слияния с промысловой дорогой "Стрежевой - Пионерный - Изба Власова". Это позволит выйти соседним территориям на Иголово-Таловское месторождение нефти на территории Томской области.
Реализация задачи по развитию и укреплению межрайонных транспортных связей предусматривает дорожно-строительные работы по 3-м титулам автомобильных дорог:
"Бакчар - Парбиг - Кедровый" (протяженность 235 км) соединит территории перспективной нефте-газодобычи (Пудинское, Нижнетабаганское, Казанское, Калиновое и другие месторождения) между собой и будет осуществлять их связь с областным центром.
"Первомайское - Белый Яр - Колпашево " (436 км), "Первомайское - Белый Яр - Степановка" (418 км) обеспечит транспортную связь Верхнекетского, Колпашевского и Первомайского районов с областным центром. Реализации плана по строительству этих дорог способствует завершение строительства 2-х мостов через наиболее значительные водные преграды р. Чичка-Юл (2000 г.), р. Улу-Юл (2001 г.) и продолжающееся строительство мостового перехода через р. Чулым.
"Володино - Никольское - Красный Яр" (53 км) обеспечит бесперебойную транспортную связь двух крупных населенных пунктов по берегу р. Обь (Никольское, Красный Яр) между собой и с автомобильной дорогой "Томск - Каргала - Колпашево".
Анализ изменения интенсивности движения по годам показал, что на сложившейся сети автомобильных дорог прирост интенсивности движения составляет 2,5 - 4,5 % в год в зависимости от района расположения дороги. В расчетах принято среднее значение 3,5%. Исключение составляют дороги и участки дорог вновь вводимые в эксплуатацию ("Колпашево - Белый Яр", "Первомайское - Белый Яр", "Белый Яр - Степановка"), для которых прирост интенсивности будет выше. Для этих дорог характерным является резкое увеличение интенсивности движения в течение первых 3 - 5 лет после ввода в эксплуатацию с дальнейшим выравниванием процента прироста интенсивности движения.
Кроме прироста интенсивности движения с течением времени происходит изменение и состава транспортных потоков. Это обусловлено возможностью дополнительных транспортных связей по межрегиональным и территориальным направлениям, а также возможностью проезда другими типами транспортных средств. Так, наличие асфальтобетонного покрытия способствует хорошему проезду легкового транспорта.
Показатели интенсивности движения на основных автомобильных дорогах Томской области приведены в приложении 8 и на рис. 9.
Анализ полученных результатов показал, что уже в 2010 г. на Федеральной автомобильной дороге "Байкал", М 53, "Новосибирск - Иркутск", подъезд к г. Томску интенсивность движения будет соответствовать I категории. Это обстоятельство необходимо учесть при планировании финансовых и технических средств на реконструкцию, ремонт и содержание дороги. Изменение категории дороги с течением времени (по интенсивности движения) произойдет и по ряду других титулов автомобильных дорог.
При планомерной реализации настоящей Программы, кроме увеличения интенсивности движения, произойдет и перераспределение ее по сети автомобильных дорог. Это коснется прежде всего тех дорог, по которым выполняются транзитные перевозки и дорог прилегающих к г. Томску:
"Байкал", М 53, "Новосибирск - Иркутск", подъезд к г. Томску;
Северный широтный коридор "Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск" на участке "Граница ХМАО - Томск";
"Новосибирск - Томск - Мариинск";
"Камаевка - Асино - Первомайское";
"Кольцевая дорога г. Томска" (обходы).
5.2. Томский транспортный узел
Реализация задачи по поэтапному формированию кольцевой дороги г. Томска (Рис. 10) стало возможным в связи с вводом в 1999 г. 2-го моста через р. Томь и правобережного и левобережного подходов к нему. Актуальность этой дороги существенно возрастет уже в 2003 году, когда будет завершено строительство участка дороги "Новосибирск - Томск - Мариинск" на территории Новосибирской области. К завершению строительства Северной широтной дороги необходимо, чтобы кольцевая дорога г. Томска функционировала, что позволит избежать транспортных пробок.
До 1999 г. движение транзитного транспорта полностью осуществлялось в пределах города по узким и загруженным улицам: пр. Комсомольский, пр. Фрунзе, ул. Пушкина, ул. Шевченко, ул. Ивановского, ул. Балтийская. Геометрические параметры и транспортно-эксплуатационное состояние этих улиц не соответствует нормативным требованиям для городских улиц. Наличие транзитного движения, а это в основном грузовой транспорт, существенно усугубляет положение. В настоящее время требуют проработки западный и восточный участки будущей кольцевой дороги. С завершением строительства западного обхода, в пределах поймы р. Томь, будет исключено движение транзитного транспорта через уникальный Тимирязевский бор. Еще более важным является строительство восточного обхода, который сможет полностью исключить движение транзитного транспорта по городу.
В феврале 2001 года был выполнен подсчет интенсивности и состава движения на Томском транспортном узле, на 8 основных узлах, тяготеющих к мостам через р. Томь.
Таблица 7. Интенсивность движения по транспортным развязкам
Наименование узла |
Интенсивность, авт./сутки |
1. ул. Нахимова - пр.Ленина |
7600 |
2. ул. Нахимова - Московский тракт |
4820 |
3. Развязка на посту ГИБДД у коммунального моста |
5155 |
4. Кольцевая развязка у п.Зоркальцево |
3720 |
5. Пересечение Левобережный подход - п. Дзержинское - п. Петрово |
1100 |
6. Транспортная развязка ("труба") у второго моста через р. Томь |
2620 |
7. Транспортная развязка ("клеверный лист" "Томск - Северск - Светлый" |
14870 |
8. Транспортная развязка ("кольцо") "Томск - ТНХК - Северск - Светлый" |
4060 |
Формирование транспортных потоков по развязкам обусловлено различными причинами. Интенсивность движения на развязке у поста ГИБДД формируется из транспортных средств транзитного потока с автомобильной дороги "Новосибирск - Иркутск", М 53, "Байкал", идущего в г. Томск, Красноярский край и на север Томской области.
В составе транспортного потока 25,7% грузовых автомобилей. Интенсивность движения на транспортных пересечениях, находящихся в непосредственной черте города: ул. Нахимова - пр. Ленина и ул. Нахимова - Московский тракт, формируется за счет городского транспорта и транспорта, входящего и выходящего из г. Томска.
Кольцевая развязка у п. Зоркальцево выполняет роль разделения и слияния транспортных потоков, формируемых двумя мостами через р. Томь. Общая интенсивность на узле составляет 3720 авт./сутки. При этом 2760 авт./сутки уходит на север Томской области по объездной дороге у п. Зоркальцево и непосредственно через населенный пункт. Около 2000 авт./сутки осуществляет движение по второму мосту.
На транспортной развязке "Труба" часть транспортного потока уходит в г. Томск и выходит из него. На этом узле в общем транспортном потоке - 39,7 % грузовых автомобилей.
На следующем, наиболее сложном и загруженном узле "клеверный лист" ("Томск - Северск - Светлый"), общая интенсивность составляет 14870 авт./сутки. В составе транспортного потока отмечается уменьшение количества грузовых автомобилей до 20,6%. Это обусловлено увеличением процента легковых автомобилей, осуществляющих движение "Томск - Северск". Наиболее загруженными направлениями на данном узле являются направление на Томск - 11750 авт./сутки, Северск - 9670 авт./сутки, Светлый - 5680 авт./сутки. Направление на мост через р. Томь около "ЗАТО Северск" менее загруженное, в летний период загрузка этого направления увеличится примерно на 50%.
Транспортный узел - "кольцо" ("Томск - ТНХК - Северск - Светлый") выполняет роль перераспределения транспортных потоков, идущих со стороны нового моста, выход из Томска, направление ТНХК, Светлый (на Мариинск) и имеет достаточно высокую загрузку для данного типа пересечения - 4060 авт./сутки и большой процент грузовых автомобилей - 42,6%. Такое содержание грузовых автомобилей в общем транспортном потоке на этом узле объясняется большим объемом грузовых перевозок, осуществляемых ТНХК. По отдельным направлениям на узле процент грузовых автомобилей в потоке достигает 50%.
Формирование интенсивности и состава движения на рассмотренном Томском транспортном узле осуществляется за счет транспорта, выполняющего пригородное, внутриобластное и транзитное сообщение.
С вводом второго моста через р. Томь и завершением строительства правобережного подхода началось формирование транзитного движения через левобережный подход с выходом на направление Мариинск и далее на Красноярский край.
Для полного исключения транзитного движения из черты города Томска необходимо рассмотреть возможность строительства Западного и Восточного обходов города.
5.3. Мероприятия, направленные на приведение сельских дорог в нормативное
состояние
Огромное экономическое и социальное значение дорог, связывающих сельские населенные пункты, определяет недопустимость недооценки их роли и экономии средств на совершенствование и развитие этих дорог. На фоне общего сокращения инвестиций в дорожную отрасль, вопрос сохранения этих дорог должен стать одним из приоритетных вопросов развития транспортных сетей области. В связи с этим решение задачи по совершенствованию и развитию сети сельских автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения является актуальным вопросом.
В программе приняты следующие подходы решения данной проблемы:
первоочередная ликвидация очагов аварийности (деревянные мосты с недостаточными габаритами, дороги с неудовлетворительными эксплуатационными геометрическими параметрами);
строительство и реконструкция участков дорог, где вложение средств наиболее эффективно, т.е. дорог наиболее загруженных транспортными потоками;
паритетность затрат по административным районам, т.е. строительство должно быть предусмотрено по всем районам области с учетом протяженности дорог в пределах района и в зависимости от их технического состояния;
максимально возможная ликвидация зимников и грунтовых дорог.
Анализ состояния сельских дорог показал их крайне неудовлетворительное состояние, как в части технических параметров, так и обеспечении безопасности движения, сервисного обустройства. Большинство из этих дорог не имеют покрытия, а 75% являются проселочными дорогами или зимниками. Из-за неудовлетворительного состояния сельских дорог постоянно срываются графики движения автобусов, подвоза учащихся в школы и больных в больницы, доставка товаров повседневного спроса, перевозка сельхозпродукции.
За последние годы в сеть дорог общего пользования принят ряд дорог общей протяженностью 788,5 км и в ближайшие годы предстоит продолжить эту работу (Приложение 9).
Приведение сельских дорог в нормативное состояние и их перевод в сеть дорог общего пользования позволит улучшить социально-экономическое положение на селе и приведет к изменению следующих показателей:
социальный фактор:
увеличится экономия времени пассажирами;
повысится потребительский эффект, получаемый владельцами индивидуальных легковых автомобилей;
уменьшится ущерб от дорожно-транспортных происшествий.
экономический фактор:
понизится себестоимость грузовых перевозок, что отразится на цене продукции, в первую очередь сельскохозяйственной (доля транспортных затрат в себестоимости продукции составляет порядка 30-50 %).
демографический фактор:
сохранение места жительства населением и уменьшение оттока сельского населения в города из-за условий, связанных с бездорожьем;
расширение сферы приложения труда населением, создание дополнительных рабочих мест и рост производства продукции.
Перечень мероприятий, направленных на перевод сельских дорог в сеть дорог общего пользования, может быть сформулирован в следующем виде:
Доведение существующих сельских дорог до нормативных требований с последующей передачей в сеть дорог общего пользования.
Выполнение комплекса работ по строительству, ремонту и содержанию дорог и мостов для обеспечения круглогодичного пропуска транспорта с нормативными нагрузками.
Осуществление работ по улучшению обустройства дорог, повышению безопасности движения и обеспечению охраны окружающей среды.
Для приведения сельских автомобильных дорог в нормативное состояние рекомендуется применять строительные нормы применительно к V - IV категории:
ширина земляного полотна - 8 - 10 м;
тип покрытия - серповидного профиля из подобранной щебеночной смеси;
ширина покрытия - 8 - 10 м.
Перечень сельских дорог Томской области, требующих приведения в нормативное состояние, приведен в Приложении 10.
Развитие сети сельских дорог, обеспечивающих внутрирайонные и межрайонные транспортные связи, позволит существенно увеличить протяженность территориальных автомобильных дорог. (Рис. 11-20 7646546 7646547 7646548 7646549 7646550 7646551 7646552 7646553 7646554).
5.4. Система мероприятий, направленных на повышение безопасности
дорожного движения, охрану окружающей среды и улучшение обустройства
дорог
Проблема безопасности дорожного движения является одной из наиболее актуальных задач защиты населения в условиях интенсивного развития транспортной системы области.
Основными путями уменьшения ДТП из-за дорожных условий по-прежнему остаются:
ликвидация или реконструкция наиболее неблагоприятных участков дорог с высокой повторяемостью ДТП (переезды железных дорог в одном уровне, крутые повороты на дорогах, съезды с основной дороги и переходно-скоростные полосы с грунтовым покрытием, аварийные мосты и трубы);
сооружение защитных устройств в виде ограждений проезжей части дороги и установка сигнальных столбиков на бровке земляного полотна, разделение полос встречного движения, установка колесоотбойных брусьев или бордюров на мостах;
создание более благоприятных условий эксплуатации дороги (обеспечение необходимой ширины и качества исполнения проезжей части и обочин, повышение ровности дороги, поверхностная обработка покрытий для улучшения сцепления, хорошая освещенность наиболее опасных участков дорог, устройство дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей, качественное зимнее содержание дорог как в организации работ, так и методах использования конкретных процедур технологии зимних работ);
своевременное оперативное устранение очагов и причин, создающих аварийную обстановку на дорогах.
Наиболее эффективным путем решения проблемы является повышение технических характеристик дорог, соответствующих потребностям участников дорожного движения. При этом в первую очередь, необходимо решить проблему разметки всех дорог с усовершенствованными покрытиями. При устройстве дорожной разметки необходимо использовать импортные материалы (краски, светоотражающие стеклошарики, термопластики и пр.).
Систематическое превышение нормативных нагрузок на ось автомобиля сокращает срок службы дороги в 3 - 4 раза (4:5 лет вместо 18:20 лет). Весовой контроль большегрузных автомобилей на въезде на территорию Томской области сдерживает безответственное поведение владельцев транспорта и позволяет частично компенсировать ущерб от провоза тяжеловесных грузов.
На дорогах Томской области ежегодно (февраль, июнь) осуществляется контроль интенсивности транспортного движения. Данные по учету движения транспортных средств помогают определить первоочередные задачи по ремонту особо напряженных участков дорог и приоритетность направления финансовых средств.
Рост объемов перевозок, развитие сети дорог в перспективный период неизбежно создадут предпосылки для увеличения экологических нагрузок на окружающую среду. Это, прежде всего, воздействие шума и выделение в атмосферу вредных выхлопных газов, объем которых зависит от количества автомобилей и используемого топлива, а также от состояния автодорог. При низком качестве дорог, (из-за необходимости снижения скоростей движения менее 70 км/ч), выбросы окиси углерода увеличиваются в несколько раз.
Источниками вредных воздействий являются также сами дороги, имея в виду пылеобразование на них и загрязнение прилегающей территории стоками с покрытий дорог и с других дорожных сооружений. Эти стоки приводят к аккумуляции свинца в почве придорожной полосы.
Вопросы защиты окружающей среды должны быть решены в процессе проектирования автомобильной дороги. В проектах необходимо предусмотреть минимальные стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями. Предпочтение должно быть отдано покрытиям, имеющим низкий уровень шумового воздействия и пылеобразования. С целью снижения негативного воздействия и сокращения зоны влияния автомобильной дороги, исключения необратимых последствий ухудшения условий проживания вблизи трассы, необходимо предусматривать природоохранные мероприятия по охране воздушного бассейна, основанных на государственных законодательных актах Российской Федерации.
В процессе эксплуатации дорог для улучшения экологической обстановки в полосах отвода следует предусматривать применение искусственных барьеров или снегозащитных лесополос, которые уменьшают уровень шума и распространение вредных выбросов транспорта. Кроме того лесополосы снижают затраты на содержание дорог в зимнее время и позволяют отказаться от установки снегозащитных щитов. Показатель протяженности защитных лесонасаждений и средств снегозащиты равен 380 км для дорог общего пользования в Томской области.
Создание сети современных автомобильных дорог в Томской области неразрывно связано с совершенствованием и улучшением уровня сервисного обслуживания, который, прежде всего, обеспечивает необходимые условия для безопасного движения на дорогах, дает возможность отдыха пользователям автомобильных дорог и способствует развитию автотуризма.
За счет средств дорожных фондов могут финансироваться следующие объекты сервиса:
площадки для кратковременной стоянки автомобилей;
устройства аварийно-вызывной связи;
сооружения технического обслуживания (самообслуживания) автомобилей;
санитарно-гигиенические помещения и устройства;
пункты весового контроля;
автобусные остановки и павильоны.
Средства юридических лиц (организация дорожной и автотранспортной службы, торговли и общественного питания, службы быта и культурного досуга и т.д.) могут быть использованы для финансирования следующих объектов:
площадки для длительной стоянки автомобилей;
автозаправочные станции;
пункты технической помощи;
станции технического обслуживания;
пункты питания и торговли;
мотели и кемпинги.
Объекты придорожной инфраструктуры в настоящее время обладают наибольшей привлекательностью для частных инвесторов. Необходимо воспользоваться сложившейся в настоящее время благоприятной конъюнктурой и привлечь средства банков, фирм, предприятий и частных лиц, создавая для них выгодные условия вложения средств.
Практическая реализация намеченных программ сервисного обслуживания пользователей автомобильных дорог находится в начальной стадии. Одним из элементов сервисного обустройства является дислокация дорожных знаков, разметка проезжей части и дорожные ограждения.
В целях более эффективной реализации указанных мероприятий целесообразно разработать программы по направлениям, представленным в таблице 8.
Таблица 8. Наименование и сроки разработки подпрограмм
Наименование подпрограммы |
Сроки |
Обеспечение условий безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах области |
2005, 2010 |
Информационно-сервисное обустройство автомобильных дорог Томской области |
2004 |
Применение новых дорожно-строительных материалов |
2003- 2008 |
Новые методы проектирования |
2003 |
Совершенствование системы управления качества дорожных работ на основе международных стандартов ГОСТ P ISO9001 |
2004- 2009 |
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Потребности в финансовых ресурсах
Основными источниками финансирования программных мероприятий являются Федеральный бюджет и областной бюджет.
При разработке программы рассмотрены варианты прогноза доходов областного бюджета предназначенных для ведения работ по содержанию и развитию дорожного хозяйства: при сложившемся уровне финансирования; при уровне финансирования, обеспечивающем полное удовлетворение потребностей; при снижении уровня финансирования развития дорожной сети. В результате был выбран более реальный вариант при сложившемся уровне финансирования. Финансирования дорожных работ на 2002 - 2003 годы предусмотрено в соответствии с реальными объемам.
Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется на основании ежегодно заключаемого договора между Министерством транспорта Российской Федерации и Администрацией Томской области.
Общие потребности в финансовых ресурсах по периодам выполнения программы развития и совершенствования сети автомобильных дорог Томской области представлены в таблице 9.
Направления расходов финансовых средств при строительстве и реконструкции представлены в таблице 10.
Таблица 9. Показатели потребности в финансовых ресурсах
N п/п |
Наименование |
Финансовые ресурсы, млн. руб. (цены 2002 г.) |
|||
1 этап 2001-2005 |
2 этап 2006-2010 |
3 этап 2011-2020 |
Всего 2001 - 2020 |
||
1. |
Строительство и реконструкция - федеральные дороги и мосты - территориальные дороги и мосты |
380, 3641,5 |
215,0 6742,7 |
6102,3 |
595,0 16496,5 |
Итого |
4021,5 |
6967,7 |
6102,3 |
17091,5 |
|
в том числе из федерального бюджета (прогноз) из областного бюджета |
2116,6 1904,9 |
2806,2 4161,5 |
2663,9 438,4 |
7586,7 9504,8 |
|
2. |
Ремонт - федеральные дороги и мосты - территориальные дороги и мосты |
28,2 2175,8 |
28,2 2809,7 |
62,1 3538,0 |
118,5 8523,5 |
Итого |
2204,0 |
2837,9 |
3600,1 |
8642,0 |
|
в том числе из федерального бюджета (прогноз) из областного бюджета |
2204,0 |
2837,9 |
3600,1 |
8642,0 |
|
3. |
Содержание - федеральные дороги и мосты; - территориальные дороги и мосты |
15,2 1128,9 |
16,7 1172,6 |
38,4 1202,1 |
70,3 3503,6 |
Итого |
1144,1 |
1189,3 |
1240,5 |
3573,9 |
|
в том числе из федерального бюджета (прогноз) из областного бюджета |
1144,1 |
1189,3 |
1240,5 |
3573,9 |
|
4. |
Приведение сельских дорог в нормативное состояние, итого |
588,7 |
784,9 |
2573,7 |
3947,3 |
в том числе из федерального бюджета (прогноз) из областного бюджета |
294,3 294,4 |
392,5 392,4 |
1275,6 1298,1 |
1962,4 1984,9 |
|
5. |
Всего по Томской области - федеральные дороги и мосты территориальные дороги и мосты сельские дороги |
7958,3 423,4 6946,2 588,7 |
11779,8 259,9 10735 784,9 |
13494,1 100,5 10842,4 2573,7 |
33232,2 783,8 28523,6 3947,3 |
из федерального бюджета (прогноз) из областного бюджета |
2410,9 5547,4 |
3198,7 8581,1 |
3939,5 9577,1 |
9549,1 23705,6 |
Примечание: Ежегодные объемы финансирования корректируются в зависимости от предусматриваемых Законом Томской области "Об областном бюджете" на очередной год.
Таблица 10. Расходы финансовых средств при строительстве и реконструкции
Этап реализации |
Расходы, млн.руб. (цены 2002 г.) |
||||
Инвестиции |
НИОКР (0,5%) |
Научно-тех. сопр. (1,3%) |
Прочие (3%) |
Всего |
|
1 этап (2002 - 2005 г.г.) |
4003,3 |
22,0 |
54,7 |
126,2 |
4206,2 |
2 этап (2006 - 2010 г.г.) |
5656,8 |
29,7 |
77,2 |
178,3 |
5942,0 |
3 этап (2011 - 2020 г.г.) |
6610,0 |
34,7 |
90,3 |
208,3 |
6943,3 |
Всего за период 2001 - 2020 г.г. |
16270,1 |
86,4 |
222,2 |
512,8 |
17091,5 |
6.2. Потенциал предприятий области по выпуску дорожно-строительных
материалов и конструкций, по строительству и содержанию дорог
Успешная реализация целей, определенных Программой, невозможна без решения важнейших проблем, стоящих перед производственными предприятиями дорожной отрасли.
Для строительства дорог необходимы большие объемы строительных материалов при высоком их качестве. Учитывая, что в стоимости строительной продукции от 30 до 50 % занимает стоимость материалов и конструкций, для области чрезвычайно актуально развитие предприятий по производству строительных материалов. В первую очередь следует способствовать созданию новых и реконструкции действующих предприятий по добыче инертных материалов. В стоимости материалов подавляющая часть средств расходуется на их транспортировку, поэтому необходимо по возможности развивать хозяйства по добыче строительных материалов, приближенные к потребителям. Наиболее важной проблемой, которая возникнет и потребует решения - это качественное и полное соблюдение природоохранных мероприятий.
Не менее важна проблема создания в области новых предприятий или цехов на действующих заводах ЖБК по производству готовых строительных конструкций для отрасли.
Необходимо также непрерывное переоснащение и обустройство большинства заводов по приготовлению бетонов - асфальтобетонов и цементобетонов для дорожного строительства более совершенными смесителями и другими агрегатами.
Современное производство, ориентированное на перспективу, немыслимо без современной техники и технологий. Через ужесточение требований по соблюдению строительных норм и стандартов, конкурсы, торги и тендеры, необходимо проводить селекцию, и побуждать подрядные организации на техническое перевооружение. Наиболее остро как в области, так и в России, стоит проблема отсутствия техники для качественного уплотнения земляного полотна. В среднем сейчас работает около 50% техники с продленным сроком действия, которая должна быть списана еще в 2001 году. Имеющийся в дорожном хозяйстве области парк дорожно-строительной техники характеризуется многомарочностью машин и оборудования, физически и морально устарел. Поэтому первоочередной задачей является как повышение технического уровня машин и механизмов, так и приобретение новой техники.
В перспективный период необходимо также решить проблему комплектации современными машинами по ремонту и содержанию дорог, осуществить мероприятия по созданию условий для внедрения в строительную практику новых, качественных и нетрадиционных материалов и технологий (использование синтетических нетканых материалов, модифицированных битумов, решетчатых оснований в дорожных одеждах и т.д.).
В настоящих условиях необходимы меры по поддержанию и возрождению системы профессиональной подготовки кадров для отрасли. Если потребность в инженерных кадрах восполняется выпускниками Томского дорожного техникума и специалистами Томской государственной архитектурно строительной академии, то подготовка кадров по рабочим специальностям практически не решается. Возрождение профессионально технического образования возможно только в случае финансирования его посредством отчислений в специальные фонды предприятиями и организациями.
Подготовка специалистов рабочих профессий может быть решена в рамках фирм, специализирующихся на профессиональном обучении, через центры занятости. В этом случае параллельно решались бы проблемы ликвидации безработицы, профессиональной ориентации, переселенцев и т.д.
Перспектива снижения роста безработицы может быть частично разрешена созданием системы общественных работ на дорогах, что также создает дополнительные потребности по ускоренным курсам обучения простейшим профессиональным навыкам.
Томская область практически не имеет на своей территории месторождений каменных материалов. Единственный карьер "Камень" позволяет добывать камень и получать щебень разных фракций для нижних слоев дорожных одежд. В тоже время на территории области значительные запасы песка и гравийно-песчаной смеси.
С 1996 г. организациям независимо от форм собственности обеспечен равноправный доступ на рынок подрядных работ на основе конкурсной системы в соответствии с действующим законодательством.
В последние годы практически все крупные объекты строительства и реконструкции дорог и мостов были распределены на конкурсной основе (мостовой переход через р.Чулым - Мостоотряд-101 ТФ ОАО "Сибмост", строительство обхода с.Парабель - ОАО "Томскэкскавация", ремонт асфальтобетонного покрытия "Черная речка - Кисловка" - Светленское ДРСУ).
Содержанием автомобильных дорог занимается 18 районных ДРСУ, которые имеют определенный потенциал для выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Значительный объем подрядных дорожно-строительных работ выполняют ОАО "Томскэкскавация", Управление механизации ОАО "Томсктрансстрой".
Строительство дорожных мостов и путепроводов осуществляет, в основном, Мостоотряд 101, ТФ ОАО "Сибмост".
7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Организация управления и контроля за ходом реализации Программы совершенствования и развития автомобильных дорог Томской области не требует создания специальных организационных структур. Управление Программой осуществляется Администрацией Томской области.
Контрольные функции выполняет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Ежегодные и ежеквартальные отчеты о выполнении мероприятий и показателей Программы представляются Томской областной дирекцией дорожного фонда и автомобильных дорог в органы государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством.
Оценка выполнения Программы осуществляется ежегодно по плановым и фактически достигнутым показателям. Государственный заказчик Программы вправе ежегодно уточнять и корректировать объемы финансирования исходя из выделенных лимитов.
Таблица 11. Основные направления деятельности органа управления
Программой и решаемые задачи
Исполнитель |
Решаемые задачи |
Администрация Томской области |
Разработка годового бюджета дорожного фонда |
Контроль за целевым использованием средств дорожного фонда | |
Принятие постановлений по вопросам, требующим решений для обеспечения реализации Программы | |
Координация деятельности органов управления, участвующих в реализации Программы | |
Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам реализации и координации Программы | |
Развитие и совершенствование конкурсной системы размещения заказов на проведение дорожных работ | |
Финансирование мероприятий Программы, совершенствование системы контроля целевого и эффективного использования финансовых средств | |
Томская областная Дирекция дорожного фонда и автомобильных дорог |
Оперативное планирование |
Составление ежегодных планов ремонта и содержания автомобильных дорог | |
Планирование модернизации производственной базы дорожного хозяйства | |
Организация выполнения планов и мероприятий Программы | |
Организация предпроектной и проектной подготовки дорожных объектов | |
Заключение контрактов с исполнителями дорожных работ, финансирование этих работ | |
Проведение мероприятий по безопасности дорожного движения совместно с ГИБДД | |
Томская областная Дирекция дорожного фонда и автомобильных дорог |
Контроль за сроками и качеством выполнения работ |
Контроль выполнения условий договоров и мероприятий, предусмотренных планами ремонта и содержания дорог, норм содержания дорог | |
Технический надзор за выполнением дорожных работ | |
Согласование интересов области с интересами пользователей дорог, являющихся одновременно потребителями производимых дорожным хозяйством услуг и налогоплательщиками | |
Развитие информационно-методического обеспечения процедур управления, адаптированных к новым условиям и нацеленных на создание эффективно функционирующей системы состояния дорожной сети области, хозяйственной деятельности отдельных подразделений | |
Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по управлению планирования в дорожной отрасли, изысканиям и проектированию дорог, дорожно-строительным материалам, машинам и механизмам, технологии выполнения дорожно-строительных работ |
8. Оценка ожидаемой эффективности программы
В результате реализации мероприятий Программы протяжение сети автомобильных дорог Томской области к 2011 году возрастет на 327 км, будет построено 63 моста общей длиной 4537 п.м. и реконструировано 464 км дорог.
Эффективность инвестиций в Программу дорожных работ обеспечивается прямым и косвенным эффектом.
Прямой экономический эффект достигается снижением себестоимости перевозок грузов и пассажиров за счет повышения скорости движения, снижения расхода горючего, повышения производительности подвижного состава автомобильного транспорта в результате улучшения дорожных условий и, как следствие этого, высвобождением части автомобилей, прежде работавших в плохих условиях. То есть, улучшение дорожных условий отражается на показателях работы автомобильного транспорта, дает значительное сокращение транспортно-эксплуатационных затрат при перевозке грузов и пассажиров, чем, в основном, и возмещает первоначальные капиталовложения.
Косвенный эффект образуется в социальной сфере (торговле, бытовом обслуживании, медицине), а также в других отраслях (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.), как результат улучшения системы транспортного обслуживания.
Средства, направляемые целевым образом на развитие дорожного хозяйства, имеют в современных условиях один из наиболее высоких показателей социально-экономической эффективности из всех бюджетных ассигнований, исходя из факторов содействия региональному развитию и экономической активности населения. Наряду с созданием всегда востребованной продукции - дорог и мостов, - порядка 35 - 40 % средств, направляемых в дорожное хозяйство, возвращается в бюджеты всех уровней в форме соответствующих налоговых платежей предприятий и организаций дорожного хозяйства. До 70 % затрат предприятий и организаций дорожного хозяйства направляется на приобретение материально-технических ресурсов, производимых в сопряженных отраслях экономики, и являются основным источником финансирования для предприятий - производителей указанных ресурсов.
Средства, направляемые в дорожное хозяйство, работают с высоким мультипликативным эффектом в сопряженных отраслях экономики, и являются общепризнанным в мире инструментом антикризисной политики. Все это оказывает значимое позитивное влияние на региональное развитие, способствует росту экономической активности населения на всем протяжении трасс действующих и строящихся автомобильных дорог, а также создает предпосылки к созданию рабочих мест не только непосредственно в дорожном хозяйстве, но и в других отраслях экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.