Обзор изменений в Инструкции 191н и 33н
январь 2020 г.
С 31 декабря 2019 года вступили в силу поправки в Инструкцию N 33н, внесенные приказом Минфина России от 16.10.2019 N 166н. Ранее, приказом Минфина России от 20.08.2019 N 131н, были внесены изменения и в Инструкцию N 191н. Новшества необходимо учесть при формировании отчетности за 2019 год наряду с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 16.05.2019 NN 72н и 73н.
Подробнее об изменениях, внесенных приказами Минфина России от 16.05.2019 NN 72н и 73н, читайте в нашем Обзоре.
Общие требования к составлению и представлению отчетности
Часть внесенных поправок носит общий характер и обусловлена изменениями в Закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, в частности, теперь бухгалтерская отчетность считается составленной не только после подписания ее экземпляра на бумажном носителе, но и при подписании ее усиленной квалифицированной электронной подписью при формировании комплекта отчетности в виде электронного документа. При этом Инструкциями NN 191н и 33н предусмотрены только два случая для представления отчетности на бумажном носителе - отсутствие организационно-технической возможности и наличие в ней сведений, составляющих гостайну.
Инструкции NN 191н и 33н дополнены понятиями "субъекты консолидированной отчетности" и "периметр консолидации". Субъектами консолидированной отчетности признаются пользователи отчетности, ответственные за формирование консолидированной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. При этом к субъектам консолидированной отчетности теперь относятся и централизованные бухгалтерии.
Периметр консолидации - перечень субъектов отчетности, представляющих комплект отчетности соответствующему субъекту консолидированной отчетности. При этом строго регламентирована процедура формирования консолидированной отчетности при несвоевременном представлении ее комплекта учреждениями, включенными в периметр консолидации. Так, в случае непредставления учреждением бухгалтерской отчетности в срок, установленный субъектом консолидированной отчетности, для последнего установлена обязанность направления учреждению требования о представлении им в течение двух рабочих дней, следующих за датой направления указанного требования, бюджетной или бухгалтерской отчетности. Одновременно субъект консолидированной отчетности обязан уведомить о несоблюдении срока представления бюджетной или бухгалтерской отчетности орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ. При непредставлении комплекта отчетности после получения требования консолидированная отчетность будет сформирована на основании показателей последней принятой (утвержденной) бюджетной (бухгалтерской) отчетности, представленной субъекту консолидированной отчетности, и данных субъекта консолидированной отчетности о взаимосвязанных показателях, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности и подтвержденными Справками (ф.ф. 0503125, 0503725), составленными иными субъектами периметра консолидации.
Обновленные редакции Инструкций NN 191н и 33н содержат требование о составлении и размещении на официальном сайте финансового органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таблиц соответствия показателей, раскрываемых в изменяемых формах бухгалтерской отчетности, с показателями бухгалтерской отчетности до изменений в том случае, если в течение финансового года принимается решение об изменении состава раскрываемых в бюджетной (бухгалтерской) отчетности показателей (структуры формы отчетности).
Порядок формирования отчетности при реорганизации и ликвидации
Обновленные редакции Инструкций NN 191н и 33н теперь содержат определения понятий "первый отчетный год", "последний отчетный год" и "последняя бюджетная/бухгалтерская отчетность".
Последний отчетный год
Форма реорганизации/ликвидация |
Период |
Реорганизизация, за исключением реорганизации в форме присоединения |
С 1 января года, в котором произведена госрегистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой госрегистрации |
Реорганизация в форме присоединения |
С 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения |
Ликвидация |
С 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица, до даты внесения такой записи |
Последняя бюджетная (бухгалтерская) отчетность - отчетность, сформированная за последний отчетный год.
Составленная на дату реорганизации (ликвидации) отчетность реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта отчетности включается в промежуточную, годовую отчетность субъекта консолидированной отчетности, на каждую отчетную дату, начиная с даты реорганизации (ликвидации) до 31 декабря года, в котором произошла реорганизация (ликвидация) включительно.
Последняя бюджетная/бухгалтерская отчетность
Форма реорганизации/ ликвидация |
Порядок включения в состав консолидированной отчетности |
Слияние |
В отчетность по периметру консолидации, в который входит созданный в результате реорганизации субъект отчетности |
Присоединение |
В отчетность по периметру консолидации, в который входит созданный в результате реорганизации субъект отчетности |
Разделение, ликвидация |
В отчетность по периметру консолидации, консолидации в который входил реорганизуемый (ликвидируемый) субъект отчетности |
Отчеты об обязательствах: обновлены формы 0503128, 0503738, установлена периодичность формирования отчетов о реализации нацпроектов
В целях раскрытия информации о ходе реализации национальных проектов (региональных проектов в составе национальных проектов) обновленными редакциями Инструкций NN 191н и 33н установлен порядок формирования Отчетов (ф.ф. 0503128-НП, 0503738-НП). Отчеты (ф.ф. 0503128-НП, 0503738-НП) формируются по формам 0503128 и 0503738 соответственно, но имеют ряд принципиальных различий в части порядка включения и детализации показателей.
Отличительные особенности формирования Отчетов (ф.ф. 0503128-НП, 0503738-НП)
Порядок формирования отчета |
||
Периодичность представления |
полугодие, 9 месяцев, год |
месяц |
Код финансового обеспечения деятельности |
2, 4, 5, 6, 7 |
5, 6 |
Допустимость показателей: |
|
|
Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 |
ДА ДА ДА |
ДА НЕТ ДА |
Детализация показателей в разрезе кодов классификации |
Код (составная часть кода) расходов и источников финансирования дефицита бюджета |
Код (составная часть кода) классификации расходов бюджета, содержащие в 4 - 5 разрядах кода целевой статьи коды основных мероприятий целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) |
Детализация показателей Раздела 3 в разрезе финансовых периодов (строки 810, 820, 830, 850) |
НЕТ |
ДА |
Детализация показателей Раздела 3 в разрезе кодов бюджетной классификации |
НЕТ |
ДА |
Строка 900 |
ДА |
НЕТ |
Изменения, касающиеся форм в составе Пояснительной записки (ф.ф. 0503160,0503760)
1. Обновленной редакцией Инструкции N 191н предусмотрена обязанность включения в состав Сведений (ф. 0503169) информации:
- о суммах дебиторской задолженности по счету 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами";
- о суммах кредиторской задолженности по счету 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС".
Положениями Инструкции N 33н и ранее было установлено требование о включении соответствующих показателей в Сведения (ф. 0503769).
2. Таблица N 3 "Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете" теперь представляется только в составе годовой бюджетной отчетности. Ранее Инструкцией N 191н была предусмотрена ежеквартальная периодичность представления Таблицы N 3.
3. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключены Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762).
К сведению:
Минфином России подготовлен проекты изменений:
- в Инструкцию N 191н (ID проекта 01/02/10-19/00096248), предусматривающий исключение из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) Сведений о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий (ф. 0503161) и Сведений об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств (ф. 0503163), а также уточнение отдельных строк Отчетов ф. 0503121 и ф. 0503123;
- в Инструкцию N 33н (ID проекта 01/02/11-19/00096756), предусматривающий исключение из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) Сведений о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), Сведений о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 5 Раздела 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения") и Сведений о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля" (Таблица N 7 Раздела 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения"). Кроме того, предполагается дополнение Сведений (ф. 0503773) графой 10 для обособления показателей исправления ошибок прошлых лет по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.
А. Шершнева
эксперт направления "Бюджетная сфера"
службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.