Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
"Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории Томской
области на 2002-2010 годы"
Возможные направления развития молодежной жилищной политики в Томской
области
1. Оценка инвестиционных источников обеспечения жилищного строительства
Анализ различных источников финансирования и ресурсов для жилищного строительства свидетельствует о наличии потенциала, который можно привлечь на жилищное строительство. Использование этих предпосылок и реализуемых в России программ обеспечения населения жильем позволяет построить конкретные механизмы.
При оценке инвестиционных источников обеспечения строительства жилья будут рассматриваться ресурсы следующих видов:
денежные ресурсы,
трудовые ресурсы,
материальные ресурсы, передаваемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства,
услуги, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства,
освобождения от обременений, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства.
Проведенные в процессе разработки программы выборочные исследования жилищной проблемы молодых семей показали о высокой остроте жилищной проблемы.
Доходы молодых семей достаточно низкие для того, чтобы выступать серьезным источником финансирования жилищного строительства.
Ниже приведены результаты выборочных исследований 1999 года.
Уровень среднедушевого месячного дохода (руб.) |
Доля опрошенных семей (%) |
Из них доля семей, освобождающих жилплощадь для повторного заселения |
Доля семей, освобождающих жилую площадь родственников |
Доля семей, могущих продать занимаемую жилую площадь |
До 900 | 79,6 | 44,3 | 39,2 | 16,5 |
901 - 1500 | 16,5 | 43,1 | 34,6 | 22,3 |
1501 - 2500 | 1,8 | 13,6 | 60,3 | 26,1 |
2501 и более | 0,1 | - | 100 | - |
Нет дохода | 2,0 | 31,3 | 68,7 | - |
Среднемесячный доход по данным выборочного опроса среди молодежи в 2001 году (в % от общего числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Менее 200 руб. | 21.41 | 62.26 |
200 - 500 руб. | 21.21 | 16.23 |
501 - 1000 руб. | 20.10 | 7.55 |
1001 - 1500 руб. | 13.94 | 2.26 |
1501 - 2000 руб. | 8.89 | 3.40 |
2001 - 3000 руб. | 5.86 | 3.02 |
3001 - 5000 руб. | 3.74 | 2.64 |
Свыше 5000 руб. | 2.42 | 2.64 |
Отказ от ответа | 2.42 | - |
Наличие у опрошенных личного имущества, которое может быть использовано в порядке реинвестирования при решении жилищной проблемы (в % от числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Жилье | 19.48 | 23.95 |
Гараж | 5.05 | 7.22 |
Ценные бумаги | 5.25 | 5.70 |
Машина | 5.95 | 9.51 |
Дача | 6.05 | 9.09 |
Компьютер | 17.86 | 9.51 |
Ничего из этого нет | 59.53 | 62.74 |
Пути получения указанного имущества (в % от числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Жилье: получил от родных Приобрел сам |
18.14 1.22 |
21.51 1.51 |
Гараж: получил от родных Приобрел сам |
4.56 0.61 |
5.28 2.26 |
Ценные бумаги: получил от родных Приобрел сам |
3.45 2.03 |
3.77 2.26 |
Машина: получил от родных Приобрел сам |
4.15 1.42 |
5.66 2.26 |
Дача: получил от родных Приобрел сам |
5.48 0.81 |
9.43 1.13 |
Компьютер: получил от родных Приобрел сам |
13.36 4.76 |
8.30 1.13 |
В настоящее время число молодых семей в Томской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценивается на уровне 45 тысяч.
В целом могут рассматриваться следующие источники финансирования жилищного строительства:
средства населения, привлекаемые как заем;
средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы (включая реинвестирование);
средства различных фондов, включая фонды организаций;
кредиты коммерческих банков;
долгосрочные льготные кредиты;
средства бюджетов всех уровней (субсидии и др.);
целевые средства от концессионных проектов.
1. Средства населения за счет жилищных займов
Данный источник финансирования сильно зависит от конкретных региональных условий. В целом он может рассматриваться реальным, если доходы по займам и надежность вложений будут сопоставимы или даже превосходить аналогичные параметры по другим способам вложения свободных средств.
Для условий областных центров, в среднем, этот источник весьма неустойчив, поскольку существуют другие, более эффективные способы вложения свободных средств.
Проведенные экономико-математические исследования функционирования механизма привлечения средств населения с помощью краткосрочных жилищных займов при различных условиях показали ряд особенностей этого источника, которые не позволяют его рассматривать как серьезную, устойчивую поддержку в решении задачи финансирования строительства жилья для молодежи.
Анализ позволяет сделать следующие выводы: привлечение средств путем продажи жилищных сертификатов следует рассматривать как дополнение к другим методам и источникам финансирования строительства;
при применении сертификатного метода необходимо разрабатывать систему мер, заинтересовывающих население не продавать сертификаты эмитенту, а получать жилье на сумму инвестиций, и тем самым снижать долю возвращаемых эмитенту сертификатов;
направлять на финансирование строительства не более четверти средств, получаемых от продажи сертификатов;
следить за финансовым состоянием банка, в котором размещены средства от продажи сертификатов.
2. Средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы
Для оценки данного источника необходимо провести более подробный анализ и сделать некоторый прогноз относительно важности и места жилищной проблемы в системе приоритетов населения.
Необходимость решения жилищной проблемы или улучшения жилищных условий существует с той или иной степенью настоятельности для 65% семей и одиноких г. Томска и 48% по области (по данным социологического обследования 2001г.). Это верхний предел, максимальный уровень потребности в жилье.
Настоятельным, актуальным является улучшение жилищных условий для 32,5% домохозяйств. Это наиболее вероятный или реальный уровень потребности в жилье.
Готовы и собираются улучшить жилищные условия за счет мобилизации собственных денежных ресурсов около 8% всех домохозяйств. Это вероятный минимальный уровень жилищной потребности.
Сегодняшние потребности городского населения в жилье достаточно скромны: городские жители в целом не претендуют на уровень жилищной обеспеченности, характерный, например, для большинства восточноевропейских стран, не говоря уже о более высоких международных стандартах. В своих запросах они исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга, и реже - люди более высокого социального статуса.
Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не ниже 20 кв.м.
Относительно потребности в определенном количестве комнат в квартире можно сказать, что население не устраивает практиковавшаяся до недавнего времени модель заселения квартирного фонда (семье - квартиру с числом комнат на одну меньше количества членов семьи). Большинство жителей считают, что количество комнат в квартире по меньшей мере должно равняться количеству членов семьи.
Представления населения о нормативно-уравнительной системе распределения жилья как о социально оправданной начали разрушаться еще до начала экономических реформ. Уже в начале 90-х годов каждый третий житель высказывал заинтересованность и готовность к радикальному экономическому реформированию жилищной системы. В настоящее время все нуждающиеся (и сторонники, и противники развития рыночных отношений в этой сфере) фактически поставлены перед необходимостью решать проблему улучшения жилищных условий за свой собственный счет. Таким образом одним из главных лимитирующих условий развития рынка жилья становятся размеры текущих доходов и денежных сбережений населения. По-видимому этим и объясняется, что убежденных сторонников рыночного способа решения жилищной проблемы среди горожан около 20% , причем чем выше уровень дохода, тем больше вероятность, что человек разделяет эту точку зрения.
Текущие доходы и размеры денежных накоплений нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом недостаточны для масштабного инвестирования жилищного строительства и быстрого решения жилищной проблемы. Денежные сбережения есть лишь примерно у 25% нуждающихся, а их месячный душевой доход находится на уровне 1.7 прожиточного (физиологического) минимума.
Самая крупная группа молодых граждан, желающих улучшить свои жилищные условия (80%), относится к группе бедных и малообеспеченных. При этом у семей данной группы среднедушевые доходы не превышают прожиточного минимума, т.е. они могут и должны рассчитывать только на бесплатное жилье.
С учетом размеров текущих доходов населения и численности нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривается несколько групп молодежи по условиям решения жилищной проблемы.
Оценка инвестиционных возможностей населения в сфере финансирования жилищного строительства приводит к выводу, что на данном этапе рынок жилья не может получить ощутимого импульса в своем развитии за счет мобилизации средств населения. Это связано с низкой долей населения, которое платежеспособно на этом рынке без существенного ущемления удовлетворения других потребностей. Без учета нуждаемости в жилье сейчас таких домохозяйств в городе Томске 16% от общего количества. Лишь в том случае, когда эта группа увеличится раза в 3-3.5, можно рассчитывать на массового потребителя на рынке жилья. Поэтому на развитие рынка жилья будут работать те социально-экономические мероприятия, которые ведут к снятию поляризации в доходах и формированию полноценного среднего класса. Но на это сложно рассчитывать в ближайшие 3-4 года, даже в условиях начавшегося экономического подъема, поскольку для этого необходим выход из кризиса прежде всего массовых производств, обеспечивающих стабильные и достаточно высокие доходы для широких слоев населения. Наиболее же вероятное развитие событий - это при сохраняющейся поляризации в доходах увеличение числа состоятельных и богатых людей, которые расширяют лишь элитарный рынок.
3. Средства различных фондов
- фонды организаций сегодня в подавляющем большинстве не являются серьезным источником финансирования жилищного строительства, потому что вытесняются отчислениями в обязательные фонды;
- внебюджетные фонды не имеют механизмов стимулирования отчисления в них средств, поскольку нет определенной связи между отчислением в эти фонды и возможностью решать жилищные проблемы работников.
В этом состоит одна из задач, которую необходимо решать в настоящее время. Существующая система налогообложения заставляет предприятия изыскивать возможности скрывать прибыль и часто незаконными методами. Зачастую эта скрытая прибыль становится источником инвестиций в недвижимость за границей и реже в России.
В связи с этим решение проблемы вовлечения в оборот указанных средств не только расширит базу финансирования жилищного строительства, но и через систему мультипликативных механизмов благоприятно скажется на экономической ситуации в России.
Ситуация стала меняться в последние два года, когда в условиях экономического подъема возник дефицит в квалифицированных трудовых ресурсах, который может покрываться за счет подготовки молодых кадров, нуждающихся в жилье.
Кроме того, следует отметить тенденцию роста недоимки платежей в бюджетную систему. Ниже приведены данные по недоимке и задолженности в консолидированный бюджет Томской области (млн. руб.):
Дата | недоимка | Задолженность |
01.01.98 | 415 | 1419 |
01.01.99 | 601 | 1337 |
01.01.00 | 530 | 1239 |
01.01.01 | 757 | 1733 |
В случае согласования интересов консолидированного бюджета, предприятий и нуждающихся в жилье недоимки могут стать серьезным источником финансирования жилищного строительства.
4. Кредиты коммерческих банков
Как источники финансирования жилищного строительства кредиты могут рассматриваться лишь в качестве финансовых амортизаторов. Их использование эффективно только в нескольких случаях:
- цены на жилье растут быстрее, чем сумма процентов по кредитам;
- высокая рентабельность жилищного строительства;
- выделение государственных субсидий в определенных пропорциях к сметной стоимости строительства;
расконсервация незавершенных объектов жилищного строительства с высокой степенью готовности;
средняя месячная заработная плата по уровню сопоставима с ценой 1 кв. метра жилья.
Такие условия могут наблюдаться в отдельных регионах, в отдельные периоды времени, при определенных условиях.
Экономико-математический анализ ситуации использования банковских кредитов с государственными субсидиями на завершение уже начатых строительством объектов показал возможность таких ситуаций и их формирования. В целом же благоприятные условия достаточно быстро исчерпываются и использование кредитов в жилищном строительстве становится непредпочтительным направлением использования кредитных ресурсов банка.
В связи с этим необходимо формировать локальные условия и механизмы, позволяющие использовать банковские кредиты для жилищного строительства
5. Бюджет
- долгосрочные льготные кредиты;
- субсидии;
- целевое финансирование жилищного строительства;
- средства, предусматриваемые на компенсацию вкладов населения согласно закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". При создании определенных предпосылок и стимулирующих условий этот источник может оказать серьезное положительное влияние на сферу жилищного строительства и сопряженные отрасли экономики.
Муниципальные бюджеты наряду с существующими формами участия в решении жилищной проблемы могут осуществлять поддержку строительства жилья путем освобождения застройщика от обязательных платежей и предоставлением благоприятных строительных площадок.
В целом же в настоящих условиях государство не обладает возможностью участвовать в крупномасштабных акциях по решению жилищной проблемы как это было ранее или как участвовали и участвуют государства развитых стран и бурно развивающихся стран. Государство может участвовать только по ранее принятым программам и в реализации пилотных проектов - таких как Томская областная программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов". Рассредоточение бюджетных средств по различным программам затрудняет их рациональное использование, но с другой стороны позволяет при формировании локальных региональных механизмов создавать эффективные схемы консолидации различных источников финансирования строительства жилья.
Следует отметить, что в Томской области в последние два года заметно улучшилась бюджетная ситуация, что позволяет рассматривать бюджет как серьезный источник финансирования программы.
Подтверждением этому является динамика регионального валового продукта по Томской области за последние годы в сопоставимых ценах (%).
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1пг.2001 |
94,5 | 92,7 | 95,2 | 92,3 | 104,1 | 109,1 | 104,9 |
Улучшилась собираемость доходов в консолидированный бюджет Томской области (тыс. руб.)
2000 | 1999 | 1998 | |
Планируемые доходы | 5967495 | 3748454 | 3451149 |
Фактические доходы | 6848906 | 4194058 | 2994951 |
+доп, -недост | +881411 | +445604 | -456198 |
Аналогично обстоят дела и с доходами в областной бюджет (тыс. руб.)
2000 | 1999 | 1998 | |
Планируемые доходы | 3480146 | 2109195 | 1886717 |
Фактические доходы | 3941186 | 2502818 | 1700015 |
+доп, -недост | +461040 | +393623 | -186702 |
В таких условиях можно предположить, что сумма в размерах 0,5% от доходов консолидированного бюджета, составляющая в 2000 году 34,24 млн. руб. и находящаяся в пределах статистической погрешности, вполне приемлемая бюджетная нагрузка для решения важнейшей национальной проблемы.
6. Целевые средства от концессионных проектов
В зависимости от региональных особенностей и актуальности решения жилищных проблем этот источник может играть решающую роль в решении проблемы финансирования жилищного строительства. Опыт и правовая основа использования такого подхода имеется.
Выполненный анализ позволяет сделать оценки ожидаемых и необходимых источников обеспечения ресурсами жилищного строительства для различных категорий молодежи, участвующей в программе (Приложение 3.).
2. Использование жилищных субсидий
Затруднения выделения субсидий в денежной форме, предусмотренных в бюджете, могут быть преодолены с помощь организационно-финансового механизма, заменяющего наличное и безналичное денежное обращение. Механизм состоит из двух элементов:
агента получателя субсидии (ст. 1005 ГК РФ);
зачета, проводимого между бюджетом, выделяющим субсидию, поставщиками комплекта материалов и конструкций, проектной документации, производителями специализированных работ, перевозчиками грузов, получателем (агентом получателя) субсидий. Данный механизм применим для бюджетов всех уровней.
В общих чертах механизм действует следующим образом:
Местные администрации осуществляют землеотвод под застройку и обеспечивают технические условия при необходимости в счет межбюджетных отношений и определяют получателей субсидий.
Агент заключает с получателем субсидии соглашение на предоставление субсидии в согласованной материальной форме.
Агент с помощью и при участии Администрации Томской области осуществляет проведение зачета по субсидиям, позволяющим предоставить проект, поставить комплект материалов, выполнить специфические работы, требующие квалификации (фундамент, подъемно-монтажные работы и др.).
Получатель на свои средства выполняет чистовые отделочные работы и приобретает добор материалов, которые не входят в основной комплект поставок, и вносит свой трудовой вклад в строительство. В качестве агента могут выступать: местные органы власти, специализирующиеся организации или местные подрядные организации под контролем местной власти.
По данной схеме могут возводиться дома усадебного типа, небольшие многоквартирные дома и дома целевого назначения.
После создания организации-заказчика по программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов" данный механизм позволяет работать с бюджетами всех уровней и участвовать в любой жилой застройке.
3. Кредитование под залог недвижимого имущества и другие гарантии
По аналогичной схеме могут использоваться кредитные ресурсы, предусматриваемые бюджетами различных уровней. Особенность заключается в том, что определяется особый порядок гарантий кредита и его погашения, учитывающий конкретные условия предоставления кредита.
Активную роль в предоставлении таких гарантий могут выполнять работодатели и организации, как в городе, так и в сельской местности.
Погашение кредита по согласованию может осуществляться поставками товаров, продовольствия, выполнением подряда и тому подобное. Наиболее предпочтительным данное направление является для сельской местности и малых городских поселений, с развитым сельскохозяйственным и другим мелкотоварным производством.
По текущим условиям (имеются в виду доходы молодых семей, ставка процента по кредитам, стоимость 1 кв.м. жилья) схема ипотечного кредитования пока не имеет реальной опоры в молодежной среде.
Общеизвестно, что ипотечное жилищное строительство имеет благоприятные условия, когда процентная ставка по кредиту не высока, темп инфляции низок, а средняя заработная плата в месяц примерно равна стоимости одного квадратного метра жилья. Исследования ситуации в молодежной среде показывают, что для нее условия и механизм ипотечного кредитования в подавляющей массе не приемлемы.
В этой связи актуально участие бюджетов всех уровней в предоставлении жилищных кредитов.
Участие федерального бюджета в кредитовании граждан для жилищного строительства может осуществляться по многоуровневой схеме с участием бюджета Томской области.
Схема выглядит следующим образом. В соответствии с областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" в бюджете области предусматриваются средства на предоставление гражданам жилищных кредитов. Источником же этих кредитов может выступать как областной бюджет, так и федеральный, который в соответствующих объемах предоставляет области бюджетную ссуду с целевым назначением и с последующим ее переоформлением (пролонгацией) в конце финансового года на период, предусмотренный федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей".
Использование такого двухуровневого механизма позволяет на уровне бюджета области активизировать погашение недоимок платежей в бюджет за счет прямого использования их продукции на нужды строительства, трансформируя денежный кредит в товарный, минуя механизм рыночных товарно-денежных отношений.
Оставаясь по существу жилищным кредитом для гражданина, на конкретном строительном объекте он трансформируется в товарный кредит.
Эта схема применима в условиях использования средств федерального бюджета, при финансировании жилищного строительства из областного и муниципальных бюджетов и за счет средств организаций.
Особенность данной схемы состоит в необходимости тщательной проработки получения и использования товарного кредита.
Кредитная схема может использоваться и при формировании возвратного фонда программы за счет товарных кредитов предприятий на строительство жилья для молодых кадров, который затем трансформируется в возвратный фонд программы, позволяющий осуществлять продажу жилья в рассрочку без подрыва технологического процесса строительства.
Источником такого фонда могут стать недоимки по платежам в бюджет при соответствующем решении Администрации Томской области.
При принятии соответствующих решений на федеральном уровне могут использоваться демографические стимулирующие функции жилищного кредита при возможности переоформления займа в субсидию при определенных условиях.
Использование "метода народной стройки"
Метод народной стройки, используемый в России в сельской местности и взятый частично на вооружение в период развития движения МЖК, может эффективно использоваться как организационный механизм при индивидуальной застройке или строительстве небольших многоквартирных домов. Участниками строительства должны выступать будущие жители и их добровольные помощники. Положительная практика такого строительства жилья на селе имеется, и реализована она по инициативе застройщиков. В случае поощрения и поддержки такого подхода с использованием жилищных субсидий, кредитов и других ресурсов потенциал его может оказаться очень большим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.