Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому
употреблению наркотиков и их незаконному обороту
на 2004-2005 годы"
Областная целевая Программа
"Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению
наркотиков и их незаконному обороту на 2004-2005 годы"
11 ноября 2005 г.
Законом Томской области от 11 ноября 2005 г. N 199-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой Программы
"Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению
наркотиков и их незаконному обороту на 2004-2005 годы"
Наименование Программы |
- |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2004 - 2005 годы" |
Дата принятия решения и основания для разработки Программы |
- |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 18.03.2003 N 162-р; Решение Совета безопасности Российской Федерации от 28.09.2001 N 5; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы"; Закон Томской области от 12.11.2001 N 118-ОЗ "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Томской области"; итоги реализации областной целевой Программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2002 год"; сложная ситуация в сферах немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота |
Государственный заказчик Программы (директор) |
- |
Администрация Томской области |
Координатор (куратор) Программы |
- |
Комитет общественной безопасности Администрации Томской области |
Основные разработчики Программы |
|
Комитет общественной безопасности Администрации Томской области, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Томской области, Управление внутренних дел Томской области, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Департамент здравоохранения Администрации Томской области, Департамент общего образования Администрации Томской области |
Цель Программы |
- |
Создание условий для приостановления роста немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Задачи Программы |
- |
Реализация системы мер противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики немедицинского употребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками; совершенствование антинаркотической пропаганды; мониторинг распространения наркомании; совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; развитие материальной базы подразделений, осуществляющих мероприятия по профилактике и борьбе с незаконным оборотом наркотиков; совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту |
Главные целевые показатели |
- |
Снижение роста немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота |
Сроки и этапы |
- |
I этап: 2004 год, II этап: 2005 год |
Исполнители основных мероприятий |
_ |
Комитет общественной безопасности Администрации Томской области; Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Томской области (по согласованию); Управление внутренних дел Томской области (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (по согласованию); Томская таможня (по согласованию); Департамент общего образования Администрации Томской области; Департамент здравоохранения Администрации Томской области; Государственное учреждение здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (ГУЗ ТОНД); Управление фармации Администрации Томской области; Департамент финансов Администрации Томской области |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Областной бюджет (прогноз): 2004 год - 5.040.000 рублей; 2005 год - 4.990.000 рублей. Всего: 10.030.000 рублей. Итого: 10.030.000 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь для общества; приостановление роста немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества; уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками; оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков; снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономику и общественную жизнь области; совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; укрепление материально-технической базы подразделений по профилактике и борьбе с незаконным оборотом наркотиков; создание банка данных, содержащих информацию о фактах незаконного оборота наркотиков; развитие сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Томской области и Государственной Думой Томской области. |
1. Характеристика проблемы
Необходимость подготовки областной целевой Программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2004-2005 годы" (далее именуется - "Программа") и ее последующей реализации вызвана тем, что наркоситуация в Томской области характеризуется остротой, напряженностью, расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, правопорядку и безопасности.
По данным Томского областного наркологического диспансера, в области состоит на диспансерном учете 5917 больных наркоманией и на профилактическом учете 875 лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков. Доля женщин, состоящих на диспансерном учете по поводу наркомании, составляет 14%.
Началом эпидемии наркомании в Томской области следует считать 1993 год. В 1995 году отмечались максимальные темпы прироста заболеваемости наркоманией - 224%, а по подросткам - 428%. Самая высокая заболеваемость наркоманией по Томской области отмечалась в 1997 году - 13,0 на 10 тыс. населения, что превышало средний показатель по России в 4,6 раза (РФ - 1997г. 2,84 на 10 тыс. населения).
Проводимая профилактическая работа позволила в период 1998-2002гг. снизить в области заболеваемость наркоманией в 4,2 раза, а среди подростков - в 4,5 раза. Вместе с тем эти показатели остаются в 1,4 раза выше средних по РФ, а по подростковому населению в 1,2 раза.
Острота проблемы незаконного наркооборота не ослабевает: каналы и маршруты транспортировки наркотиков постоянно изменяются и усложняются, появляются новые виды наркотических средств и психотропных веществ. Особую тревогу вызывает происходящая в настоящее время интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка. Высококонцентрированные и дорогостоящие синтетические наркотики и героин вытесняют традиционные для России маковую соломку и марихуану. Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место нарушения в сфере легального оборота наркотиков.
Территория Томской области оказалась весьма уязвимой в отношении распространения наркомании, как болезни, чему способствовало:
- наличие собственной сырьевой базы (масличный мак и дикорастущая конопля). Только в июле-октябре 2003 года выявлено и уничтожено свыше 30.000 кв. м. дикорастущих наркосодержащих растений;
- компактное проживание в областном центре большой группы этнических цыган, составляющих "ядро" крупных наркосбытчиков;
- студенческая среда, составляющая значительную часть населения г. Томска. Отдельные ее представители не только употребляют наркотики сами, но и активно вовлекают сокурсников, приятелей, знакомых и т.д.;
- повышенная социальная мобильность жителей (население связано тысячами родственных, коммерческих, научных, деловых и иных связей с другими территориями Российской Федерации, странами СНГ, Средней и Юго-Восточной Азии);
- внутреннее расположение региона: отсутствие транзитных путей на практике означает, что все изъятые в регионе наркотики имеют "целевое" назначение и привезены в расчете на местных потребителей.
Все это оказывает серьезное негативное влияние на криминогенную обстановку в целом и представляет масштабную угрозу. В ближайшей перспективе возможны:
- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на региональном и межрегиональном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
- расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
- возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
Тем не менее, в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков. Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.
Администрация Томской области постоянно, начиная с 1998 года, осуществляла практические меры по координации профилактики и борьбы с немедицинским употреблением наркотиков и контролю за выполнением программных мероприятий, предусмотренных областными целевыми Программами.
В результате принятых совместных усилий удалось добиться некоторых положительных сдвигов. Общее число зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков по сравнению с 2001 годом снизилось на 13,1%. Основные усилия правоохранительных органов были направлены на борьбу с наркоторговлей и наркобизнесом. В сравнении с показателями за 2001 год в 1,3 раза больше выявлено преступлений, связанных со сбытом. Возросло количество пресеченных наркопреступлений, совершаемых в составе организованных преступных групп (2001 год - 2 факта, 2002 год - 21, 2003 год - 54). Из незаконного оборота изъято 422,6 кг наркотических средств и наркосодержащих растений (годом ранее - 206,7 кг). Особо следует отметить, что в 2002 году изъято свыше 4 кг героина. Ранее "тяжелые наркотики" изымались в малом количестве, максимальный вес изъятых партий составлял граммы или десятки граммов.
Результативность борьбы с наркопреступностью напрямую зависит от наличия в правоохранительных органах достаточного числа специалистов в этой области и их материально-технической оснащенности. При незначительном финансировании федеральных программ в 1998-2002гг., средства областного бюджета были единственным источником укрепления материально-технической базы подразделений по борьбе с наркопреступностью.
Финансирование областных Программ позволило Управлению внутренних дел Томской области приобрести автомобили, компьютеры, радиостанции, иную спецтехнику и оборудование для подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и экспертно-криминалистических лабораторий. Также удалось осуществить запланированные мероприятия Департамента здравоохранения и Департамента общего образования, среди которых открытие подросткового центра профилактики наркоманий, реабилитационного отделения в Томском областном наркологическом диспансере, приобретение дорогостоящей диагностической аппаратуры для экспертизы наркотического опьянения, автобусов для осуществления профилактических мероприятий в сельских районах области.
Были проведены выездные циклы ведущих российских специалистов по актуальным вопросам наркологии для специалистов различных служб и ведомств Томской области.
Таким образом, практика реализации предыдущих Программ показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на региональном уровне указанных проблем. Основным итогом усилий, предпринятых правоохранительными органами, можно считать то, что не допущено массового проникновения тяжелых наркотиков на территорию области. По итогам 6 месяцев 2003 года в обобщенном рейтинге МВД России по приоритетным направлениям Томская область занимает 2 место по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
2. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа имеет два этапа реализации:
I этап - 2004 год;
II этап - 2005 год.
Предполагается решение следующих задач:
- определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;
- совершенствование антинаркотической пропаганды;
- расширение межведомственного сотрудничества;
- формирование негативного общественного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- развитие и укрепление подразделений, осуществляющих профилактику и борьбу с незаконным оборотом наркотиков, повышение эффективности управленческой деятельности, улучшение их кадрового состава и материально- - технической оснащенности;
- проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот.
3. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:
- организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
- профилактика немедицинского употребления наркотиков;
- пресечение незаконного оборота наркотиков;
- материально-техническое укрепление подразделений по профилактике и борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Указанная классификация направлений деятельности рекомендована Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и областным Межведомственным советом по противодействию немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту.
Подробный перечень программных мероприятий, с указанием сроков исполнения, объемов и источников финансирования, приведен в приложении к областной целевой программе "Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2004-2005 годы".
4. Механизм реализации программы
После утверждения настоящей Программы Государственной Думой Томской области координатор Программы совместно с основными исполнителями программных мероприятий организуют при необходимости размещение заказов на конкурсной основе с заключением соответствующих договоров на выполнение конкретных мероприятий, предусмотренных Программой. Основные исполнители Программы совместно с координатором Программы контролируют ход и качество выполнения договорных обязательств подрядчиками работ по договорам.
При необходимости в рамках оперативного управления Глава Администрации (Губернатор) Томской области имеет право своим постановлением перенаправить финансовые средства с одной статьи расходов настоящей Программы на другую (другие), но не более чем в размере 10% от общего объема финансирования Программы из областного бюджета на текущем этапе.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Государственная Дума Томской области. Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Администрация Томской области, ежеквартально уточняя целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, запрашивая через ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, сведения о ходе исполнения Программы.
Комитет общественной безопасности Администрации Томской области представляет первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) Томской области и в областной Межведомственный совет по противодействию немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту обобщенную информацию (доклад) о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
При отсутствии бюджетного финансирования мероприятий Программы исполнители по согласованию с координатором вносят первому заместителю Главы Администрации (Губернатора) Томской области предложения об изменении сроков выполнения соответствующих мероприятий, либо о снятии с контроля.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются по мере необходимости на заседаниях областного Межведомственного совета по противодействию немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту.
Реализация Программы будет освещаться в областных средствах массовой информации.
6. Финансовое обеспечение программы
Объем финансирования в 2004 году
из областного бюджета: 5.040.000 рублей;
всего: 5.040.000 рублей.
Объем финансирования в 2005 году
из областного бюджета: 4.990.000 рублей;
всего: 4.990.000 рублей.
Итого: 10.030.000 рублей.
6.1 Финансирование программы по направлениям
Организационные и правовые меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту:
в 2004 г.
из областного бюджета: 945.000 рублей;
всего: 945.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 950.000 рублей;
всего: 950.000 рублей.
Итого: 1.895.000 рублей.
Профилактика немедицинского употребления наркотиков
в 2004 г.
из областного бюджета: 572.000 рублей;
всего: 572.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 779.600 рублей;
всего: 779.600 рублей.
Итого: 1.351.600 рублей.
Материально-техническое укрепление подразделений по профилактике и борьбе с незаконным оборотом наркотиков:
в 2004 г.
из областного бюджета: 3.523.000 рублей;
всего: 3.523.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 3.260.400 рублей;
всего: 3.260.400 рублей.
Итого: 6.783.400 рублей.
6.2 Финансирование программы по ведомствам
1. Управление Госнаркоконтроля России по Томской области (по согласованию):
в 2004 г.
из областного бюджета: 1.500.000 рублей;
всего: 1.500.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 1.500.000 рублей;
всего: 1.500.000 рублей.
Итого: 3.000.000 рублей.
2. Управление внутренних дел Томской области (по согласованию):
в 2004 г.
из областного бюджета: 1.000.000 рублей;
всего: 1.000.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 1.000.000 рублей;
всего: 1.000.000 рублей.
Итого: 2.000.000 рублей.
3. Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (по согласованию):
в 2004 г.
из областного бюджета: 310.000 рублей;
всего: 310.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 290.000 рублей;
всего: 290.000 рублей.
Итого: 600.000 рублей.
4. Департамент общего образования Администрации Томской области:
в 2004 г.
из областного бюджета: 1.030.000 рублей;
всего: 1.030.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 1.000.000 рублей;
всего: 1.000.000 рублей.
Итого: 2.030.000 рублей.
5. Департамент здравоохранения Администрации Томской области,ГУЗ "Томский областной наркологический диспансер":
в 2004 г.
из областного бюджета: 1.200.000 рублей;
всего: 1.200.000 рублей.
в 2005 г.
из областного бюджета: 1.200.000 рублей;
всего: 1.200.000 рублей.
Итого: 2.400.000 рублей.
<< Статья 2 Статья 2 |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Закон Томской области от 13 февраля 2004 г. N 20-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.