Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Томской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Томской области", изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:
"Закон Томской области
"О статусе депутата представительного органа местного
самоуправления и выборного должностного лица местного
самоуправления в Томской области"
Настоящий Закон определяет правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривает правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своей деятельности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Депутат представительного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления
1. Депутат представительного органа местного самоуправления (далее - депутат в соответствующем падеже) - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган местного самоуправления, наделенное полномочиями представлять интересы населения, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. Выборное должностное лицо местного самоуправления (далее - выборное должностное лицо в соответствующем падеже) - должностное лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Статья 2. Правовая основа деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
В своей деятельности депутат, выборное должностное лицо руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Томской области, настоящим Законом, иными законами Томской области, а также уставом муниципального образования.
Статья 3. Срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
3. Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
4. Срок полномочий выборного должностного лица, избранного представительным органом местного самоуправления из своего состава, не может превышать срок полномочий избравшего его органа.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Досрочное прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица осуществляется по решению представительного органа местного самоуправления в случаях:
а) представления ими письменного заявления о сложении своих полномочий;
б) утраты ими гражданства Российской Федерации;
в) вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда;
г) признания их недееспособными либо ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
д) признания их безвестно отсутствующими либо объявления их умершими решением суда, вступившим в законную силу;
е) их смерти;
ж) несоблюдения ограничений, установленных статьей 5 настоящего Закона.
2. Полномочия депутата подлежат досрочному прекращению также в случаях:
а) принятия представительным органом местного самоуправления решения о самороспуске;
б) роспуска представительного органа местного самоуправления законом области либо федеральным законом в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Полномочия выборного должностного лица прекращаются досрочно также в случаях:
а) отрешения его от должности Главой Администрации (Губернатором) области либо Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
б) если представительным органом местного самоуправления принято решение об отрешении от должности выборного должностного лица, избранного из его состава.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица в случае, предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта, может обсуждаться на заседании представительного органа местного самоуправления только в присутствии выборного должностного лица с обязательным предоставлением ему слова для выступления.
4. Полномочия депутата, выборного должностного лица подлежат досрочному прекращению также в иных случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 5. Ограничения, связанные с осуществлением депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления своей деятельности
1. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
а) быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Томской области;
б) замещать иную выборную должность в органах местного самоуправления, за исключением случая избрания выборного должностного лица представительным органом местного самоуправления из своего состава, а также случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи;
в) состоять на государственной или муниципальной службе;
г) быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах местного самоуправления, в которых депутат, выборное должностное лицо избраны, либо в органах местного самоуправления, которые им непосредственно подчинены или подконтрольны;
д) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением их обязанностей;
е) получать гонорары за выступления и публикацию материалов, подготовка которых входит в их обязанности;
ж) использовать в целях, не связанных с осуществлением их деятельности, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и информацию, полученные в связи с осуществлением полномочий.
2. Депутат, выборное должностное лицо могут замещать иные выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления другого муниципального образования в случае, если исполнение полномочий хотя бы по одной из указанных должностей осуществляется на непостоянной основе.
3. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на профессиональной постоянной основе:
а) не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности;
б) обязаны передать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Томской области;
в) не вправе выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования, в котором избран депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4. Депутат, выборное должностное лицо независимо от порядка осуществления полномочий обязаны ежегодно подавать в налоговые органы декларацию установленной формы о полученных ими доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, копия которых представляется в представительный орган местного самоуправления. Информация, изложенная в указанных документах, является открытой (за исключением сведений о местах нахождения имущества) и может быть опубликована (обнародована).
5. Если депутат, выборное должностное лицо избраны или назначены на должность, занятие которой несовместимо со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, они обязаны в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов или назначения представить в представительный орган местного самоуправления заявление о сложении с себя полномочий либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленном порядке такого заявления.
Отсутствие документов (их копии) в течение указанного срока влечет досрочное прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица путем принятия на очередном заседании представительного органа местного самоуправления соответствующего решения.
6. Полномочия депутата не подлежат передаче иному лицу.
7. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, полномочия выборного должностного лица могут быть переданы другому должностному лицу.
Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутат, выборное должностное лицо имеют удостоверение, подтверждающее их полномочия, а также по решению представительного органа местного самоуправления могут иметь нагрудный знак, которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.
Положение об удостоверении и нагрудном знаке, их образцы и описание утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Статья 7. Этика депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутаты и выборные должностные лица обязаны при осуществлении своих полномочий соблюдать правила этики, утверждаемые представительным органом местного самоуправления.
Ответственность за нарушение указанных правил устанавливается правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Глава 2. Деятельность депутата представительного органа
местного самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления
Статья 8. Условия осуществления депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления своей деятельности
1. Депутат, выборное должностное лицо в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и иной деятельности.
2. Депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются в главе 3 настоящего Закона.
Статья 9. Формы деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Формами деятельности депутата являются:
а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;
б) участие в работе постоянных и временных комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления;
в) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий;
г) обращение с предложениями и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти области, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
д) проведение депутатского расследования;
е) работа с избирателями;
ж) содействие осуществлению территориального общественного самоуправления;
з) участие в организации и проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан.
2. Формами деятельности выборного должного лица являются:
а) выполнение организационно-распорядительных функций в органах местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями;
б) принятие правовых актов по вопросам своего ведения, участие в разработке проектов правовых актов представительного органа местного самоуправления;
в) назначение должностных лиц, применение в установленном порядке мер поощрения, дисциплинарной и иной ответственности в отношении подчиненных ему должностных лиц;
г) обращение с предложениями и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти области, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
д) содействие осуществлению территориального общественного самоуправления;
е) работа с избирателями;
ж) участие в организации и проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан.
3. Депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 10. Участие депутата в заседании представительного органа местного самоуправления
Депутат обязан участвовать в заседании представительного органа местного самоуправления. Отсутствие депутата на заседании представительного органа без уважительной причины не допускается.
Депутат заблаговременно извещается о дате, времени и месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления, а также о вопросах, выносимых на его рассмотрение, с обязательной передачей всех необходимых материалов по этим вопросам.
На заседании представительного органа депутаты в коллегиальном порядке рассматривают и принимают решения по вопросам, отнесенным действующим законодательством к ведению представительного органа местного самоуправления.
Депутат при участии в заседании представительного органа местного самоуправления имеет право:
- решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании представительного органа;
- предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом;
- вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
- вносить проекты нормативных правовых актов и поправки к ним, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие акты либо о признании указанных актов утратившими силу, а также вносить предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов. Поправки, внесенные депутатом на заседании представительного органа, в обязательном порядке рассматриваются при принятии соответствующих правовых актов, по ним проводится голосование;
- высказывать мнения по персональному составу создаваемых представительным органом комитетов, комиссий и по кандидатурам должностных лиц, избрание, назначение, согласование или утверждение которых находится в ведении представительного органа, а также ставить вопрос о доверии им;
- выступать с докладами и содокладами по обсуждаемым вопросам;
- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам (содокладчикам), а также председательствующему на заседании. Депутат, не выступивший на заседании представительного органа в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу. Текст выступления прилагается к протоколу заседания представительного органа;
- выступать по мотивам голосования и с обоснованием своих предложений и замечаний, давать справки;
- по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, вносить предложения о заслушивании информации должностных лиц органов местного самоуправления, подотчетных или подконтрольных представительному органу, а также запрашивать и изучать необходимые документы и информационно-справочные материалы;
- оглашать на заседании представительного органа обращения граждан, имеющие общественное значение;
- вносить депутатские обращения;
- вносить предложения о необходимости проверок исполнения правовых актов представительного органа местного самоуправления, проведении депутатских расследований;
- знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний представительного органа;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Порядок реализации депутатами указанных полномочий устанавливается уставом муниципального образования и иными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Статья 11. Участие депутата в работе комитетов, комиссий и иных структурных подразделений представительного органа местного самоуправления
Депутат вправе избирать и быть избранным в состав постоянных и временных комитетов, комиссий, образуемых представительным органом местного самоуправления, обязан принимать личное участие в их работе с правом решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам.
Депутат по решению представительного органа местного самоуправления может быть выведен из состава комитета, комиссии за систематическую неявку на их заседания без уважительных причин в порядке, определенном представительным органом.
Депутат, не входящий в состав комитетов и комиссий, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на их заседаниях, вносить предложения по существу рассматриваемых вопросов и участвовать в их обсуждении. В случае несогласия с решением комитета, комиссии, депутат может внести свои замечания и предложения в письменной форме в качестве поправки к проекту правового акта на заседании представительного органа.
В представительном органе местного самоуправления могут быть образованы депутатские объединения и группы для организации совместной деятельности депутатов по осуществлению их полномочий, повышения активности депутатов. Порядок образования, деятельности, полномочия депутатских объединений и групп устанавливаются правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Статья 12. Участие депутата в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий
Депутат обязан выполнять поручения представительного органа, его комитетов и комиссий, данные в пределах их полномочий, в порядке и сроки, установленные представительным органом.
По поручению представительного органа, его комитетов и комиссий депутат участвует в проверках исполнения органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, расположенными на территории муниципального образования организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами принятых представительным органом правовых актов.
О результатах выполнения поручения депутат информирует соответственно представительный орган местного самоуправления, его комитеты и комиссии, а в случае необходимости вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных актов, привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших исполнение правовых актов представительного органа.
Статья 13. Депутатский запрос и депутатское обращение
1. Депутат (группа депутатов) вправе внести на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращение к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, по кругу вопросов, относящихся к ведению представительного органа и входящих в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании представительного органа.
Если депутатское обращение касается нарушений действующего законодательства либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, представительный орган местного самоуправления своим решением может признать его депутатским запросом.
Депутатский запрос в соответствии с решением представительного органа направляется в его комитеты, комиссии, руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Должностное лицо, к которому адресован депутатский запрос, обязано дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа) или письменной форме в сроки, установленные статьей 25 настоящего Закона, либо в иной срок, определенный представительным органом местного самоуправления.
Депутатский запрос, а также письменный ответ на него оглашаются на заседании представительного органа или доводятся до сведения депутатов иным путем. При этом на заседание может быть приглашено должностное лицо, давшее письменный ответ на депутатский запрос. При рассмотрении депутатского запроса могут быть открыты прения, в ходе которых депутаты вправе дать оценку ответа должностных лиц на запрос.
По результатам рассмотрения депутатского запроса представительный орган местного самоуправления принимает соответствующее решение.
Депутатский запрос, ответ на него, а также решение представительного органа местного самоуправления, принятое по результатам рассмотрения запроса, могут быть опубликованы для всеобщего сведения.
Обращение депутата или группы депутатов, не признанное депутатским запросом, может быть рассмотрено в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.
2. Депутат или группа депутатов (инициаторы обращения) вправе направить обращение должностным лицам, указанным в части 1 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно, без оглашения его на заседании представительного органа.
Должностное лицо, которому направлено депутатское обращение, должно дать ответ на него в письменной форме в сроки, установленные статьей 25 настоящего Закона, либо в иной срок, согласованный с инициаторами обращения.
3. Ответ на депутатское обращение (запрос) должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлено депутатское обращение (запрос), либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
Статья 14. Обращение депутата с вопросом к должностным лицам на заседании представительного органа местного самоуправления
В рамках реализации своих полномочий депутат, группа депутатов вправе на заседании представительного органа обратиться с вопросом к любому должностному лицу органов государственной власти области, органов местного самоуправления, расположенных на территории муниципального образования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается руководителю представительного органа, что является основанием для приглашения на заседание представительного органа соответствующего должностного лица.
В случае, если приглашенное должностное лицо не может прибыть на заседание представительного органа, указанное лицо обязано в 15-дневный срок дать письменный ответ на заданный вопрос, который доводится до сведения депутатов на очередном заседании, либо по согласованию с руководителем представительного органа прибыть в иное время.
Статья 15. Рассмотрение предложений и замечаний депутатов, внесенных на заседании представительного органа местного самоуправления
Предложения и замечания, высказанные депутатами на заседании представительного органа или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются представительным органом, его комитетами, комиссиями либо направляются соответствующим органам государственной власти области, органам местного самоуправления и должностным лицам.
Указанные органы и должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, обязаны рассмотреть их и о результатах сообщить в письменной форме непосредственно депутату, а также представительному органу в сроки, установленные статьей 25 настоящего Закона.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутата осуществляется представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами.
Статья 16. Депутатское расследование
В случае создания препятствий деятельности представительного органа, выдвижения обвинений в адрес депутата, а также других обстоятельств, возникших на территории соответствующего муниципального образования, которые вызвали общественный резонанс, представительный орган местного самоуправления может по предложению комитета или комиссии принять решение о проведении депутатского расследования этих обстоятельств. Ведение расследования поручается депутатской комиссии, созданной представительным органом для указанных целей.
Решение о проведении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
Должностные лица органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также руководители и иные должностные лица организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, обязаны по обращению депутатской комиссии, ведущей расследование, оказывать необходимое содействие в проведении расследования, беспрепятственно предоставлять необходимые для всестороннего и объективного изучения вопросов сведения и документы.
При проведении депутатского расследования вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда не допускается. Вмешательство в деятельность находящихся на территории муниципального образования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности допустимо только в пределах, предусмотренных действующим законодательством.
Результатом депутатского расследования является мотивированное заключение депутатской комиссии, которое рассматривается на заседании представительного органа местного самоуправления с принятием соответствующего решения.
Статья 17. Взаимодействие депутата представительного органа местного самоуправления с иными органами местного самоуправления
Депутат вправе участвовать с правом совещательного голоса в работе иных органов местного самоуправления, в полномочия которых входит принятие правовых актов, затрагивающих интересы населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по существу обсуждаемых вопросов.
Статья 18. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления
Выборное должностное лицо вправе:
- присутствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления с правом совещательного голоса, а в случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования - с правом решающего голоса. При этом согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, а также подписывать правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления;
- инициировать созыв внеочередного заседания представительного органа местного самоуправления;
- предлагать вопросы для включения в повестку дня заседания представительного органа местного самоуправления;
- вносить на рассмотрение представительного органа проекты нормативных правовых актов и поправки к ним, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие акты либо о признании указанных актов утратившими силу, вносить предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов;
- выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня заседания представительного органа;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами.
Выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (глава муниципального образования), пользуется правом внеочередного выступления на заседании представительного органа местного самоуправления. Его предложения по повестке дня и предлагаемые им проекты правовых актов принимаются к обсуждению и рассматриваются в обязательном порядке.
Статья 19. Работа депутата, выборного должностного лица местного самоуправления с избирателями
Депутат, выборное должностное лицо информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутат, выборное должностное лицо обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц. Время и место приема граждан устанавливается представительным органом местного самоуправления и доводится до сведения избирателей.
Депутат, выборное должностное лицо рассматривают поступившие к ним предложения, заявления и жалобы граждан, проживающих на территории муниципального образования, в порядке и сроки, предусмотренные Законом Томской области "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления", способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному их разрешению.
Статья 20. Отчет депутата, выборного должностного лица местного самоуправления перед избирателями
Депутат, выборное должностное лицо обязаны не реже одного раза в полгода отчитываться перед избирателями своего округа о работе представительного органа местного самоуправления и о результатах своей деятельности.
По требованию населения может быть проведен внеочередной отчет. Под требованием о проведении внеочередного отчета необходимо собрать не менее 10% подписей избирателей одномандатного округа, а в многомандатном округе - не менее 10% подписей от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. Собранные подписи представляются в представительный орган местного самоуправления. В этом случае представительный орган не позднее чем в десятидневный срок принимает решение о проведении внеочередного отчета и предпринимает меры, необходимые для его организации, в том числе уведомляет депутата, выборное должностное лицо о дате, времени и месте проведения отчета, а также о причинах, послуживших основанием для его проведения.
Глава 3. Основные гарантии деятельности депутата
представительного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления
Статья 21. Гарантии деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Всем депутатам и выборным должностным лицам обеспечиваются равные условия для осуществления их полномочий.
Депутату, выборному должностному лицу, работающим на профессиональной постоянной основе, выплачивается заработная плата, а также производятся иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 22. Гарантии реализации прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления при принятии представительным органом местного самоуправления правовых актов
При принятии представительным органом правовых актов депутату, выборному должностному лицу гарантируются:
а) обязательное рассмотрение внесенных ими обращений и иных инициатив;
б) обязательная постановка на голосование внесенных инициатив, в том числе поправок к проектам правовых актов;
в) иные гарантии, предусмотренные уставом муниципального образования, другими нормативными правовыми актами.
Статья 23. Гарантии самостоятельности деятельности выборного должностного лица местного самоуправления
В пределах своих полномочий выборное должностное лицо обладает правом самостоятельного осуществления своей деятельности.
Вмешательство в какой-либо форме в деятельность выборного должностного лица, осуществляемую в рамках реализации его полномочий, не допускается. При этом выборное должностное лицо в соответствии с уставом муниципального образования подотчетно и несет ответственность за результаты своей деятельности перед населением непосредственно и представительным органом местного самоуправления.
Статья 24. Право депутата, выборного должностного лица местного самоуправления на посещение органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций и внеочередной прием должностными лицами
Депутат, выборное должностное лицо по предъявлении удостоверения имеют право для осуществления своих полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти области, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории муниципального образования (с учетом режима их работы), пользуются правом внеочередного приема их руководителями и иными должностными лицами.
При невозможности приема депутата, выборного должностного лица во внеочередном порядке соответствующие должностные лица вправе отложить прием на срок не более пяти дней либо с согласия депутата, выборного должностного лица поручить принять их другому должностному лицу.
Статья 25. Порядок рассмотрения обращений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Руководители и иные должностные лица органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, к которым обратился депутат, выборное должностное лицо по вопросам своей деятельности, обязаны безотлагательно дать устный либо письменный ответ на их обращение, предоставить запрашиваемые документы и сведения.
Депутат, выборное должностное лицо имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, о дне рассмотрения которых депутат, выборное должностное лицо должны быть извещены заранее, но не позднее чем за три дня.
В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или истребования каких-либо дополнительных материалов, соответствующие должностные лица обязаны сообщить об этом депутату, выборному должностному лицу в недельный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату, выборному должностному лицу не позднее двадцати дней со дня получения обращения, если иное не установлено настоящим Законом.
Статья 26. Право депутата, выборного должностного лица местного самоуправления на получение информации
Депутату, выборному должностному лицу обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы.
Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата, выборного должностного лица. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.
Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска.
Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.
При обращении в органы государственной власти области, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата, выборное должностное лицо консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.
Статья 27. Неприкосновенность депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутат, выборное должностное лицо при осуществлении своих полномочий обладают неприкосновенностью на территории муниципального образования в течение всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Томской области.
Депутат, выборное должностное лицо не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, выборного должностного лица, в том числе по истечении срока полномочий, если при этом со стороны депутата, выборного должностного лица не были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Страхование депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Жизнь, здоровье и имущество депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, по решению представительного органа местного самоуправления могут быть застрахованы за счет средств местного бюджета на общую сумму, равную годовому денежному вознаграждению соответствующего депутата, выборного должностного лица.
Страховые суммы выплачиваются в случаях:
а) гибели (смерти) депутата, выборного должностного лица, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью в связи с осуществлением полномочий депутата, выборного должностного лица;
б) причинения депутату, выборному должностному лицу в связи с осуществлением полномочий увечья или иного повреждения здоровью;
в) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством и договорами.
Статья 29. Освобождение депутата представительного органа местного самоуправления от выполнения производственных и иных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности
На время участия в заседании представительного органа местного самоуправления, а также выполнения иных депутатских полномочий депутат, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных и иных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту работы.
Если ввиду специфики работы депутату не может быть сохранен средний заработок, по решению представительного органа местного самоуправления депутату может быть предоставлена за счет средств местного бюджета компенсация за каждый день выполнения депутатских полномочий, исходя из дневной ставки оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
Статья 30. Гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Время осуществления депутатом, выборным должностным лицом, работающими на профессиональной постоянной основе, своих полномочий в органах местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления их на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий.
Депутату, выборному должностному лицу, работающим на профессиональной постоянной основе, по окончании срока их полномочий, а также в случае упразднения соответствующего муниципального образования, роспуска (самороспуска) представительного органа местного самоуправления, в случаях досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица, предусмотренных пунктом 3 статьи 4 настоящего Закона, предоставляется в соответствии с действующим законодательством прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с его согласия другой организации.
Депутат, выборное должностное лицо, работающие на профессиональной постоянной основе, в случае упразднения их должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления, невозможности исполнять должностные обязанности по состоянию здоровья на основании медицинского заключения продолжают получать установленную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение одного календарного года. Оплата производится за счет средств местного бюджета.
Если на новом месте работы в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, указанный депутат, выборное должностное лицо получают заработную плату ниже размеров прежней, им производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более одного календарного года с момента прекращения полномочий. Оплата производится за счет средств местного бюджета.
Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
Гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица из числа военнослужащих и других категорий граждан, порядок прохождения службы которых определяется уставами и положениями, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Отпуск депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, отпуск предоставляется соответственно руководителем представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования с соблюдением норм законодательства о труде.
Статья 32. Освобождение депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования от военных сборов
Депутат, глава муниципального образования, осуществляющие полномочия на профессиональной постоянной основе, освобождаются на срок своих полномочий от военных сборов.
Статья 33. Обеспечение депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления условий для работы с избирателями
Депутатам и выборным должностным лицам обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними.
Соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения встреч депутата, выборного должностного лица с избирателями, оказывает иную помощь в осуществлении ими своих полномочий. По решению представительного органа местного самоуправления и за счет средств местного бюджета депутату, выборному должностному лицу может быть безвозмездно предоставлено помещение для встреч с избирателями, а в необходимых случаях - транспортное средство.
Статья 34. Помощники депутата представительного органа местного самоуправления
Депутат вправе иметь помощников для содействия в осуществлении своих полномочий.
Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оказывают депутату организационно-техническую, юридическую и иную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
Количество помощников, их права, обязанности и условия труда определяются представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Помощники депутата работают, как правило, на общественных началах.
По решению представительного органа местного самоуправления помощникам депутата может выплачиваться заработная плата за счет средств местного бюджета в размере, определенном депутатом в пределах установленного для каждого депутата фонда оплаты труда помощников.
Статья 35. Право депутата, выборного должностного лица местного самоуправления на бесплатный проезд
В соответствии с решением представительного органа местного самоуправления депутат, выборное должностное лицо на территории муниципального образования пользуются по предъявлении удостоверения правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси.
Депутату, выборному должностному лицу, использующим личный транспорт для осуществления своих полномочий, в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления возмещаются расходы на его содержание и эксплуатацию.
Статья 36. Возмещение расходов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
Расходы органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, связанные с материально-техническим обеспечением деятельности депутата, выборного должностного лица, оплачиваются за счет средств местного бюджета в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления.
Основанием для компенсации расходов являются представленные депутатами, выборными должностными лицами счета и иные документы, подтверждающие указанные расходы.
Глава 4. Ответственность за нарушение настоящего закона
Статья 37. Ответственность за невыполнение законных требований депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и иные нарушения настоящего Закона
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности законных требований депутата, выборного должностного лица либо создание им препятствий в осуществлении полномочий, в том числе предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации, ответов на запросы и обращения влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 38. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата, выборное должностное лицо местного самоуправления и их родственников, а также за иные нарушения настоящего Закона
Неправомерное воздействие на депутата, выборное должностное лицо, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оскорбление депутата, выборного должностного лица, в том числе при осуществлении ими своих полномочий, а равно клевета в отношении депутата, выборного должностного лица либо распространение информации об их деятельности в искаженном виде, оказанные в целях прекращения деятельности депутата, выборного должностного лица или изменения ее характера, нарушение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности гарантий трудовых прав депутата, выборного должностного лица, установленных настоящим Законом, а также положений настоящего Закона, регулирующих вопросы их неприкосновенности, влекут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 39. Заключительные и переходные положения
1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления Закона в силу.
2. Ограничение, установленное подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 настоящего Закона в части запрета на совмещение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы Томской области, вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Томской области от 24 октября 2000 г. N 43-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.