Письмо ГТК РФ от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36226
"Об изъятии, аресте транспортных средств в ходе производства по делам о НТП, заведенным по признакам ст. 254 ТК России"
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано недействующим с 1 июля 2002 г.
В ГТК России поступают многочисленные обращения транспортных организаций о фактах неправомерного изъятия таможенными органами транспортных средств перевозчиков.
Проверки приводимых в данных обращениях фактов показали, что в подавляющем большинстве случаев изъятие транспортных средств проводилось с нарушениями таможенного законодательства, без достаточных правовых оснований.
Так, с учетом положений ч.5 ст.379 ТК России, а также ст.58 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" изъятие транспортных средств, не принадлежащих перевозчикам на правах собственности, в счет обеспечения взыскания штрафных санкций приводит к нарушениям таможенного законодательства и нанесению ущерба третьим лицам.
Зачастую указанные нарушения допускаются при осуществлении производства по делам о нарушении таможенных правил, заведенным по признакам ч.1 ст.254 ТК России по обстоятельствам, имевшим место в период 1996 - 1999 годов. Нередко основанием для заведения дел по данным фактам служит лишь отсутствие у таможенных органов информации о доставлении товаров в таможенный орган назначения.
Помимо этого, вследствие волокиты и затягивания сроков производства таможенные органы не предпринимают необходимых действий, направленных на поиск иных доказательств, свидетельствующих о недоставлении товаров и транспортных средств.
При принятии решения об изъятии, аресте транспортных средств для обеспечения взыскания штрафных санкций таможенным органом не исследуется вопрос о наличии на территории Российской Федерации у привлекаемого к ответственности лица филиала, представительства, отделения или другого обособленного подразделения и стоимости иного находящегося на территории Российской Федерации имущества.
Указанные нарушения наносят существенный ущерб участникам ВЭД и не способствуют развитию внешнеэкономических связей. Необоснованные действия должностных лиц таможенных органов, производящих изъятие, арест транспортных средств с нарушением таможенного законодательства без достаточных правовых оснований влекут за собой обращение организаций перевозчиков в суды с исками о возмещении ущерба.
Учитывая изложенное, для принятия решения об изъятии, аресте транспортных средств в качестве обеспечения уплаты сумм возможных санкций по делам о НТП недоставление товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом Российской Федерации место должно быть установлено доказательствами по делу, в том числе сведениями о подделке свидетельств о подтверждении доставки товаров и транспортных средств и/или использовании поддельных печатей и штампов на товаросопроводительных документах.
Предлагаю начальникам таможен осуществлять личный контроль за обоснованностью как изъятия, так и ареста транспортных средств международных перевозчиков в счет обеспечения взыскания штрафных санкций с учетом положений настоящего письма.
Первый заместитель |
В.И.Мещеряков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36226 "Об изъятии, аресте транспортных средств в ходе производства по делам о НТП, заведенным по признакам ст. 254 ТК России"
Текст письма опубликован в газете "Таможня" от 30 января 2001 г., N 2, в газете "Таможенный вестник" 2001 г., N 4, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2001 г., N 2
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано не действующим с 1 июля 2002 г.