Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Обеспечение энергетической
эффективности на территории Томской
области на 2004-2008 годы"
Областная целевая Программа
"Обеспечение энергетической эффективности на
территории Томской области на 2004-2008 годы"
Паспорт Программы "Обеспечение энергетической эффективности
на территории Томской области на 2004-2008 годы"
Наименование Программы |
Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы |
|
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.04.2003 N 260-р |
|
Государственный заказчик Программы |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области |
|
Основные разработчики Программы |
НП "Региональный центр управления энергосбережением" |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2008 годы |
|
Исполнители Программы |
Структурные подразделения Администрации Томской области, организации на конкурсной основе (по согласованию) в соответствии с Приложением 2 . |
|
Цель Программы |
Реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения |
|
Основные задачи Программы |
Основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению |
|
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии: совершенствование финансовых механизмов; совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления; совершенствование системы энергоаудита и мониторинга; создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение. 2. Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения: создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний; создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению); разработка механизмов привлечения частных инвестиций. 3. Популяризация энергосбережения, информирование: создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; организация курсов повышения квалификации; проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом; пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации. | ||
Финансирование Программы |
Финансирование Программы осуществляется: на основе договоров за счет организаций, участвующих в реализации программы; за счет бюджетов: федеральный бюджет в соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 796 (прогноз), областной бюджет (прогноз - 58830 тыс. руб.), бюджеты муниципальных образований с привлеченными средствами (прогноз - 413050 тыс. руб.), внебюджетные источники в соответствии с законодательством РФ (прогноз - 48650 тыс. руб.). |
|
Ожидаемые конечные результаты |
В соответствии с разработанными индикаторами энергетической эффективности (Приложение 1) |
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области. Контроль за выполнением заданий Программы осуществляет Администрация Томской области |
Программа "Обеспечение энергетической эффективности на территории
Томской области на 2004-2008 годы"
Программа "Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы" определяет основные направления деятельности по энерго- и ресурсосбережению на период 2004-2008 годы, источники и объемы финансирования, заказчиков и исполнителей проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.
Для контроля за ходом выполнения Программы используются контрольные цифры-индикаторы (Приложение 1 в табличной форме и диаграммы).
Система индикаторов предыдущей Программы не в полной мере отвечала своему назначению. В связи с этим предлагается новая система индикаторов:
Энергоемкость ВРП - потребление энергоресурсов в области, отнесенное к единице валового регионального продукта. Показывает, в какой мере рост ВРП связан с изменениями потребления энергоресурсов в области.
Электроемкость ВРП - то же по электроэнергии.
Энергообеспеченность области - доля энергоресурсов, потребляемая в области, покрываемая из источников, расположенных на территории области. Характеризует энергетическую безопасность экономики в связи с возможными недопоставками энергоресурсов из-за техногенных, природных и иных угроз.
Удельное потребление тепловой энергии населением на душу населения - определяется как отношение годового потребления тепла по сектору "население" к численности постоянного населения области. В сравнении с другими регионами характеризует природно-климатическую пригодность региона для жизни человека.
Удельное потребление электроэнергии на душу населения - характеризует уровень электрификации на душу населения.
Удельный объем субсидий на душу населения - определяется как сумма объемов субсидий за энергетические услуги к численности постоянного населения. Характеризует нагрузку на бюджет энергетическими платежами из- за сохранения субсидирования населения за услуги энергетических компаний.
Несимметрия тарифов по электроэнергии - определяется как отношение тарифа за электроэнергию для населения к среднему тарифу на территории. Показывает сохраняемый уровень перекрестного субсидирования населения за счет промышленных и других потребителей.
Несимметрия тарифов по тепловой энергии.
Доля жилья, оснащенного приборами учета энергоресурсов - показывает уровень культуры потребления энергоресурсов в жилом секторе.
Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения.
Следствием достижения основной цели должно стать достижение следующих экономических, социальных и политических целей:
уменьшение выплат из бюджета на удовлетворение энергетических потребностей области;
уменьшение энергетической зависимости области;
повышение конкурентоспособности производимой продукции;
повышение научно-технического потенциала области;
повышение комфортности жизни населения;
улучшение условий труда;
улучшение экологического состояния;
устранение перекрестного субсидирования.
Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП. Энергетическая стратегия России предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 26-27% к 2010 году и от 45 до 55% к концу 2020 года. Такие же стратегические ориентиры относительно ВРП Томской области должна ставить и данная Программа.
Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей (доля промышленного и топливно-энергетического комплексов в энергопотреблении Томской области составляет свыше 70%). Необходимо снизить в перспективе долю ПК и ТЭК до среднего по России значения - 50-60%, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25% и транспортного комплекса до 15-20%. При этом рост среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.
Для достижения поставленных целей необходимо устранить корневые причины недостаточной эффективности энергохозяйства, выявленные в результате анализа выполнения программы энергосбережения Томской области. Устранение этих причин позволит создать условия для систематического выполнения энергосберегающих проектов, перейти от разовых кампаний по энергосбережению, инициируемых "сверху", к непрерывному процессу, реализуемому как специализированный энергосберегающий бизнес.
Таким образом, основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению.
Реализация Программы предполагает решение следующих задач:
Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективноеиспользование энергии:
совершенствование финансовых механизмов;
совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;
совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;
создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.
Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:
создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;
создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказ на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению);
разработка механизмов привлечения частных инвестиций.
Для реализации политики энергосбережения нужны профессиональные коллективы, нацеленные на выполнение энергосберегающих проектов, имеющие соответствующие людские и материальные ресурсы. К таким организациям относятся энергосервисные компании (ЭСКО).
ЭСКО должны работать на договорной основе. В сфере ЖКХ они могут работать по договору подряда с жилищной управляющей компанией, осуществляя следующие услуги:
установка и поверка приборов учета;
биллинговые услуги (снятие показаний счетчиков, расчеты потребленных объемов для каждого потребителя, выставление счетов на оплату энергии).
В сфере промышленности (включая ТЭК, АПК) ЭСКО действует на основе договора с конкретной организацией или на основе договора с органами местного самоуправления и могут выполнять следующие работы:
энергетическое обследование предприятия (энергоаудит);
подготовка проекта энергосбережения, его технико-экономическое обоснование, составление бизнес-плана;
поиск и организация финансирования;
инженерные разработки;
приобретение оборудования;
проведение работ по энергосбережению в соответствии с утвержденным планом (монтаж оборудования, отладка, обучение персонала и т.д.);
эксплуатация внедренных технологий;
мониторинг уровня экономии энергоресурсов.
Бизнес-проекты (целевые программы) в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемые из бюджетных источников, должны отбираться на основе конкурсов. Для организации конкурсов необходима, прежде всего, система приоритетов. На бюджетное финансирование могут претендовать в первую очередь проекты, имеющие большое социальное значение, а также проекты, обеспечивающие в стратегическом плане энергетическую безопасность области. К таковым направлениям относятся:
расширение использования экономически эффективных возобновляемых энергоресурсов;
комплексная переработка природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды;
замедление роста расхода энергоресурсов на централизованное теплоснабжение и опережающее развитие локальных и индивидуальных источников тепла ввиду особо больших возможностей снижения потерь и экономии тепла;
ускорение моторизации экономики и населения с увеличением потребления моторного топлива при более широком использовании заменителей нефтепродуктов (сжиженного и сжатого газа, водорода и др.).
Как приоритетные могут рассматриваться также проекты, требующие минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования; проекты, имеющие большой экономический эффект при минимальных рисках.
Проекты по энергосбережению могут разрабатываться как по инициативеотдельных организаций, так и по инициативе органов власти (областного илимуниципального уровня). Во втором случае организуется конкурс на лучшийпроект. Необходимо разработать четкие и понятные процедуры получения финансирования.
Для снижения рисков инвестора, привлекающего заемные средства коммерческих банков или размещающего проектные облигации для финансирования проектов по энергосбережению, имеются два пути - создание системы поручительства и создание системы страхования рисков
Для организации системы поручительства можно воспользоваться предложением о создании специализированного гарантийного агентства с государственным участием (СГА). СГА осуществляет оценку проектов и кредитоспособности заемщиков по стандартизованным методикам, дает поручительство по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных проектов, в случае соответствия стандартам. Поручительство может покрывать как все риски, связанные с проектом, так и часть их.
Популяризация энергосбережения, информирование:
создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации;
организация курсов повышения квалификации;
проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом;
пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации.
Программа включает в себя инвестиционные проекты, представленные организациями области и отобранные для реализации в 2004-2008 годах.
Отраслевые программы, а также программы отдельных организаций, разрабатываемые на основании проведенных энергетических обследований (п. 3.1. Мероприятий), включаются в план мероприятий областной целевой программы в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области на основании решения Координационного Совета по энергосбережению и финансируются за счет собственных средств организаций.
Финансирование Программы осуществляется на основе договоров за счет средств организаций, участвующих в реализации программы, кредитов банков и других финансово-кредитных учреждений, бюджетов всех уровней. Кроме того, в соответствии с постановлением ФЭК от 25.08.03г. N 66-э/1 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение в объеме до 3% от тарифов, установленных ими для конечных потребителей.
Внесение изменений и дополнений в Программу, связанное с корректировкой объемов, источников финансирования и направления деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Томской области.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области.
Контроль за выполнением заданий Программы осуществляет Администрация Томской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.