Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Томской городской Думы от 31 августа 2004 г. N 719 в приложение 1 настоящего постановления внесены изменения
Приложение N 1
к решению Томской городской Думы
от 20 апреля 2004 г. N 635
Целевая программа на 2004 год
"Развитие общественного самоуправления в г. Томске"
31 августа 2004 г.
Паспорт программы
/-----------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование Программы | "Развитие общественного самоуправления в |
| | городе Томске". |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Основания для разработки | ФЗ "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от |
| Программы: | 12 января 1996; |
| | ФЗ "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от |
| | 19 мая 1995 г.; |
| | Закон Томской области N 32-03 от 20.07.2000 г. |
| | "О территориальном общественном самоуправлении |
| | в Томской области"; |
| | Устав г. Томска; |
| | Положение "О порядке разработки и реализации |
| | целевых программ в городе Томске" N 40 от 18 |
| | января 1999 г.; |
| | Положение "О муниципальном социальном заказе |
| | для некоммерческих организаций в г. Томске" |
| | N 176 от 20 октября 1999г.; |
| | Положение "О территориальном общественном |
| | самоуправлении", утвержденное решением Томской |
| | городской Думы N 115 от 06.10.98 г.; |
| | Положение "О порядке наделения органов |
| | территориального общественного самоуправления |
| | отдельными муниципальными полномочиями |
| | органами местного самоуправления", |
| | утвержденное решением Томской городской Думы |
| | N 90 от 20 декабря 2001 г. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Заказчики Программы: | Администрация г. Томска и Томская городская Дума. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Разработчик Программы: | Департамент по вопросам местного самоуправления |
| | и международной деятельности администрации |
| | города Томска |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Исполнители Программы: | Администрация г. Томска, объединенная администрация |
| | Кировского и Советского округов г. Томска, |
| | объединенная администрация Ленинского и Октябрьского |
| | округов г. Томска, некоммерческие организации |
| | города Томска |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Цели и задачи Программы: | - развитие общественного самоуправления в г. |
| | Томске; |
| | - оптимизация расходов бюджета за счет |
| | привлечения некоммерческих организаций к |
| | решению социально-экономических проблем города; |
| | - демонополизация управления городским |
| | хозяйством за счет наделения органов |
| | территориального общественного самоуправления |
| | отдельными полномочиями органами городского |
| | самоуправления; |
| | - вовлечение жителей города в управление |
| | жилищным фондом, повышение их заинтересованности |
| | в экономном расходовании ресурсов и бережном к |
| | ним отношении, организацию благоустроительных |
| | работ; |
| | - юридическая и организационно-правовая помощь |
| | по созданию товариществ собственников жилья в |
| | домах существующей застройки. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Механизм реализации | Заказчиками Программы являются администрация |
| Программы: | города Томска и Томская городская Дума. |
| | Департамент по вопросам местного самоуправления |
| | и международной деятельности администрации |
| | города Томска обеспечивает реализацию Программы. |
| | Механизм реализации Программы включает в себя: |
| | - организационные мероприятия, обеспечивающие |
| | планирование, реализацию и контроль исполнения; |
| | - методические, технические и информационные |
| | мероприятия; |
| | - реализацию Программы на конкурсной основе; |
| | - широкое привлечение внебюджетных средств. |
| | При реализации Программы бюджетные средства |
| | предоставляются в формах: субвенций, субсидий, |
| | в том числе на выделение грантов физическим |
| | и юридическим лицам и оказание материальной |
| | поддержки, средств на оплату товаров, работ, |
| | услуг, выполняемых физическими и юридическими |
| | лицами по договорам, бюджетных кредитов. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Управление Программой | Общий контроль за исполнением Программы |
| и контроль за ходом | осуществляют администрация г. Томска и Томская |
| ее реализации: | городская Дума, которые по мере необходимости |
| | уточняют целевые показатели и затраты по |
| | программным мероприятиям, механизм реализации |
| | Программы, состав исполнителей и др. |
| | При отсутствии финансирования мероприятий |
| | Программы департаментом вносятся предложения об |
| | изменении объема и сроков их реализации. |
| | По решению Мэра г. Томска результаты выполнения |
| | мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях |
| | администрации г. Томска. |
| | Реализация Программы будет освещаться в средствах |
| | массовой информации. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы | 2004 г |
| реализации Программы: | |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Контроль за реализацией | Текущий контроль осуществляется правовым, |
| Программы: | контрольным комитетами администрации города, ее |
| | структурными подразделениями при подготовке |
| | проектов постановлений и распоряжений. В течение |
| | отчетного периода по итогам реализации Программы |
| | за квартал, полугодие и год контроль осуществляется |
| | Томской городской Думой. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Источники финансирования:| Бюджет города Томска, собственные средства |
| | общественных организаций (ОО) и органов |
| | территориального общественного самоуправления |
| | (ОТОС), средства спонсоров. |
|--------------------------+--------------------------------------------------------|
| Ожидаемые основные | Укрепление "третьего сектора" в г. Томске, |
| результаты реализации | развитие территориального общественного |
| Программы: | самоуправления, решение городских социально- |
| | экономических проблем при активном участии |
| | общественных организаций и органов ТОС. |
| | Развитие некоммерческих организаций в г. Томске, |
| | включая органы ТОС. |
| | Снижение социальной напряженности в обществе в |
| | результате создания с минимальными затратами |
| | новых рабочих мест, оказания реальных социально- |
| | бытовых услуг, вовлечение жителей города в |
| | управление городским хозяйством, в том числе |
| | жилищным фондом. |
| | Развитие механизмов сотрудничества ОТОС и |
| | муниципальных предприятий коммунального хозяйства |
| | в процессе решения жилищно-коммунальных проблем |
| | по месту жительства. |
| | Программа предполагает разработку и реализацию |
| | комплекса организационных мероприятий по |
| | поддержке и развитию форм общественного |
| | самоуправления, что позволит: |
| | - создать нормативно-правовые условия для |
| | формирования эффективной системы общественного |
| | самоуправления; |
| | - разгрузить службы и предприятия местного |
| | самоуправления от части функций, передаваемых ОТОС; |
| | - сосредоточиться органам местного самоуправления |
| | на задачах координации и экономического регулирования; |
| | - отработать систему развития общественной |
| | инициативы населения; |
| | - сформировать инвестиционную политику поддержки |
| | общественных инициатив; |
| | - способствовать получению социальных услуг |
| | различным категориям населения; |
| | - создать дополнительные рабочие места без крупных |
| | капитальных вложений; |
| | - увеличить число ОТОС в городе; |
| | - включить творческий потенциал ОО и ОТОС к |
| | реализации других городских программ; |
| | - создать благоприятные организационно-финансовые |
| | условия для образования товариществ собственников |
| | жилья. |
\-----------------------------------------------------------------------------------/
Введение
Предлагаемая целевая программа является продолжением целевой программы на 2003 г. "Развитие общественного самоуправления в г. Томске" и способствует дальнейшему построению гражданского общества. Всем уже понятно, что не все зависит от власти, очень многое зависит от самих российских граждан и определяется их степенью ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией всех составляющих частей общества, их взаимодействия.
"Третий сектор" выполняет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода выбора, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность. Уже не один год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, работа с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся.
Органы ТОС могут и должны участвовать в процессе осуществления реформы ЖКХ. Инициативы, реализуемые по месту жительства, включают ранее не использованные резервы соседского сообщества, являющиеся экономической основой деятельности органов ТОС и ОО, что ведет к экономии бюджетных средств и развитию инициативных групп, деятельность которых опирается в основном на собственные ресурсы.
Органы ТОС и ОО, работая непосредственно с людьми, наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально-полезное русло. Они решают социальные проблемы по месту жительства, привлекая потенциал населения. Результатом этого процесса становится снижение социальной напряженности за счет упорядочения взаимоотношений населения с органами власти и управления, а также за счет адаптации структуры потребностей индивида и семьи к новым условиям.
Опыт показал, что результативность деятельности органов ТОС и ОО в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города там, где выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения, улучшается социальный климат, снижается количество жалоб и обращений граждан.
Общественно-полезная деятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем, нуждается в организационной и финансовой поддержке. На данном этапе целесообразно поддерживать эти инициативы, которые с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой - должны быть увязаны с программами ведомств и служб города.
С этой целью необходимо в бюджетном финансировании предусмотреть инновационный поток, направляемый не по линии ведомств, а через настоящую Программу для выявления, подготовки и профессионализации людей, которые склонны и фактически занимаются организацией процессов проявления и поддержки общественных инициатив населения.
Структура и содержание настоящей целевой программы сформированы на основании имеющегося в г. Томске опыта деятельности органов ТОС и ОО. Программой предусмотрены мероприятия, касающиеся всех форм общественного самоуправления. На уровне департамента по вопросам местного самоуправления и международной деятельности осуществляется координация взаимодействия служб и ведомств администрации, органов ТОС и ОО. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию программы, используются как стимулирующий фактор. С помощью минимальной бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала ОО и ОТОС в интересах решения социальных проблем города.
Основные цели и задачи программы
Программа на 2004 год разработана с целями:
- формирования благоприятных условий для обеспечения прав жителей г. Томска на участие в городском самоуправлении и самоорганизацию по месту жительства;
- использования большого потенциала общественных организаций в условиях недостатка финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов в бюджетных учреждениях.
Для достижения указанных целей Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- удовлетворение потребностей органов местного самоуправления в привлечении населения к работе по благоустройству и озеленению территории, организации правопорядка, работе с детьми и пенсионерами по месту жительства;
- активизация взаимодействия ОО и ОТОС с муниципальными социальными учреждениями города по работе с пожилыми людьми, инвалидами, с семьями и детьми по месту жительства;
- выявление, подбор и подготовка инициаторов, организаторов общественных инициатив, координация и обеспечение, и их деятельности;
- организация деятельности ОО и ОТОС, направленной на удовлетворение потребностей населения;
- совершенствование нормативно-правовой и экономической базы, создание механизма регулирования самодеятельности населения по решению собственных и одновременно общественно значимых проблем.
Итоги развития форм общественного самоуправления в 2003 году
За последние 7 лет заметно укрепилось сотрудничество органов власти с общественными организациями и органами территориального общественного самоуправления, составляющих третий сектор. Население активно вовлекается в организацию и функционирование местной власти, в процесс социальных изменений, в разработку и реализацию программ социальных инноваций.
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что в г. Томске работает система взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями на основе механизма социального заказа, через целевые программы и наделение органов ТОС отдельными муниципальными полномочиями органами городского самоуправления.
Активное и плодотворное участие этих организаций в решении социально-экономических проблем на основе социального заказа и в рамках целевой программы 2003 года приносит свои плоды. Растет как перечень социальных услуг, предоставляемых НКО, так и их качество при снижении их себестоимости, что заметно экономит бюджетные средства.
В общественной жизни нашего города за последние годы произошли большие изменения. В отношении двух секторов городского сообщества - муниципальной власти и негосударственных некоммерческих организаций - не только наметился, но и абсолютно ясно обозначился переход на новую ступень взаимодействия. В последние три года все более заметными становятся усилия городской администрации по вовлечению ОО в управление городом. Лидеров некоммерческих организаций (НКО) привлекают к разработке нормативно-правовых документов, проектов городских программ, актуальные социальные проблемы мэрия выносит на обсуждение общественности. Это положительные шаги, ведущие к социальному партнерству власти и организации третьего сектора. С учетом важности последствий идущей реформы ЖКХ в департаменте по вопросам местного самоуправления и международной деятельности создан городской центр содействия домовладельцам, который оказывает всестороннюю помощь населению в решении жилищно-коммунальных проблем.
Еще одним этапом социального партнерства является муниципальный заказ для некоммерческих организаций. Сегодня можно утверждать, что социальный заказ, как наиболее эффективный инструмент этого взаимодействия, сделал в городе свои первые уверенные шаги и в будущем будет активно развиваться. Механизм социального заказа объединяет усилия нашего сообщества и направляет их на решение конкретных социальных проблем. В 2000-2003 гг. департамент по вопросам местного самоуправления и международной деятельности успешно провел четыре конкурса на предоставление муниципального социального заказа для некоммерческих организаций по темам: "Социальная реабилитация подростков с ограниченными возможностями", " Работа с населением по месту жительства", " Любимый город", "Территория партнерства", "Работа по месту жительства с социально-незащищенными слоями", "Мое жилье - моя забота". Конкурсы показали, что муниципальный социальный заказ вызывает огромный интерес и у администрации города, и у общественных организаций. В конкурсах приняли участие более 100 общественных организаций, из них 56 оказались победителями. В результате реализации проектов услуги получили около 45 тысяч человек. Перечень заявленных услуг НКО гораздо шире и разнообразнее предоставляемых государственными учреждениями. Более того, многие из них являются инновационными. Финансовые затраты из муниципального бюджета на проведение конкурсов на предоставление муниципального социального заказа составили 3 310 000 рублей, а ОО и ОТОС вложили собственных средств более 5 млн. рублей.
С 1997 года в г. Томске проводится ежегодный конкурс по благоустройству и озеленению. С каждым годом он приобретает все больший размах как по числу участвующих в нем жителей, так и по числу номинаций. В 1998 году конкурс проводился по 9 номинациям. В 1999 году в городском конкурсе "Томский дворик - 99" появились новые номинации "Микрорайон образцового содержания", "Квартал образцового содержания", "Студенческий городок образцового содержания", "Улица в частном секторе образцового содержания", "Школьный двор образцового содержания". Всего по итогам конкурса было награждено 54 победителя, 60 детей - активных участников конкурса, 23 активных участника, 19 организаторов, а также 18 работников коммунальных служб. Конкурс "Томский дворик - 2000" проводился уже по 14 номинациям. " Томский дворик-2001 - 2002" проводился по 10 номинациям. По итогам конкурса 2003 года награждено более 350 человек, и более 4 тысяч человек приняли в нем участие. В результате укрепилось сотрудничество органов власти с общественными организациями, а также с такими структурными объединениями, как Томская городская палата общественности, Томский городской совет по территориальному самоуправлению, координационный совет по вопросам национально-культурных объединений, Томское некоммерческое партнерство "Центр содействия защите прав и законных интересов объединений собственников жилья". Многие томские некоммерческие организации и органы ТОС в своем развитии достигли того уровня, когда они способны не только влиять на общественное мнение, но и самостоятельно решать отдельные социальные проблемы и привлекать для этого дополнительные финансовые средства. Развивается практика общественных слушаний по вопросу принятия бюджета, целевых программ и других социальных проблем городского значения.
Перспективы развития общественного самоуправления в 2004 году
Дальнейшее укрепление "третьего сектора" и развитие территориального общественного самоуправления в г. Томске будет продолжено в 2004 году. Для оптимизации взаимоотношений городской администрации с общественными объединениями предполагается выделение средств из бюджета на поддержку деятельности ОО и ОТОС, которые активно помогают в решении городских социальных проблем. Эти средства будут израсходованы по следующим направлениям:
- организация конкурса на предоставление муниципального социального заказа;
- проведение конкурсов по благоустройству и озеленению территорий "Томский дворик - 2004" и "Золотая метла";
- проведение праздников городских улиц, кварталов и дворов к 400-летию Томска;
- финансовая и материальная поддержка мероприятий ОО и ОТОС, проводимых совместно с администрацией г. Томска;
- организационно-техническая помощь начинающим ОО и инициативным группам по созданию ОТОС;
- подготовка и проведение грантового конкурса социально-значимых проектов и идей на средства консолидированного бюджета;
- проведение семинаров для ОТОС и ОО;
- подготовка сборников нормативно-методических и информационных материалов по деятельности ОТОС, ТСЖ, ЖСК, ОО;
- издание газеты "Общественное самоуправление в г. Томске" до 10 000 экз.;
- работа городского центра содействия домовладельцам;
- методическая и финансовая помощь объединениям собственников жилья, образованным в домах существующей застройки;
- проведение конференций национально-культурных объединений, общественных организаций, органов общественного самоуправления;
- другие виды помощи ОО и ОТОС.
В целях преодоления сдерживающих развитие ОО и ОТОС факторов и для эффективной организации их деятельности предусмотрены дополнительные меры по подготовке нормативно-правовых актов (постановления глав органов местного самоуправления, решения местных законодательных органов власти, координационных советов с определением приоритетных направлений в развитии общественных форм самоуправления).
Финансовая и организационно-правовая помощь населению обеспечит оформление документов по созданию ТСЖ: технические паспорта домовладения в БТИ и оформление землеотвода, консультации по правовым и экономическим вопросам.
Специалистами департамента по вопросам местного самоуправления и международной деятельности будет проводиться организационно-методическая работа с общественными структурами: Томской городской палатой общественности, городским советом по территориальному самоуправлению, координационным советом по вопросам национально-культурных объединений, Томским некоммерческим партнерством "Центр содействия защите прав и законных интересов объединений собственников жилья".
Выполнение мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит оказать расширенный перечень социальных услуг и общественных работ, используя при этом привлеченные и собственные средства организаций.
В итоге предполагаемые затраты на реализацию данной программы составят около 12 млн. рублей, из них бюджетных средств 4 500 000 рублей, и вклад общественных организаций, органов ТОС и других участников программы составит 7 500 000 рублей.
Эффективность реализации Программы
Программа позволит сделать очередной шаг в построении гражданского общества, поднять активность населения и сформировать общественное самоуправление в г. Томске, которое будет учитываться через следующие показатели:
- количество созданных органов ТОС;
- количество ОО и ОТОС, участвующих в реализации программы, в том числе в конкурсах;
- мнение населения о деятельности ОТОС и ОО;
- заключения соответствующих отраслевых администраций г. Томска по итогам реализации Программы;
- количество граждан, участвующих в работе объединений по интересам, в том числе клубов по месту жительства и количество этих объединений.
Программа позволит:
- сформировать благоприятные условия для обеспечения прав жителей города Томска на участие в местном самоуправлении;
- создать условия для самоорганизации по месту жительства;
- укрепить "третий сектор" в г. Томске;
- повысить эффективность участия ОО и ОТОС в решении городских социально-экономических проблем
- снизить социальную напряженность населения в сфере ЖКХ через поддержку создания ТСЖ в домах существующей застройки
Система организации контроля за исполнением Программы
Текущий контроль за исполнением программы осуществляется при подготовке проектов постановлений и распоряжений Мэра г.Томска о выполнении предусмотренных Программой мероприятий при получении заключений Правового комитета администрации, департамента экономики, департамента финансов и других структурных подразделений Администрации в соответствии с постановлением Мэра N 615 от 16.09.99 (ред.25.03.03г.).
Последующий контроль осуществляется при отчете департамента на бюджетно-налоговом, социально-экономическом комитетах Томской городской Думы.
Председатель |
Мэр города Томска |
Томской городской Думы
_______________ Н.А. Николайчук |
_________________ А.С. Макаров |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Решение Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 635 "Об уточнении объема финансирования Целевой программы на 2004... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.