Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей и
специалистов на территории Томской области
на 2002-2010 годы"
Областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
14 ноября 2003 г.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
Паспорт
областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской
области на 2002-2010 годы"
Наименование программы |
Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы |
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 08.05.1998 г. N 167 "О плане мероприятий по реализации молодежной политики на территории Томской области во II кв. 1998 года", Закон Томской области от 14.06.2000 N 24-ОЗ "О государственной молодежной политике в Томской области", Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26.12.2001 г. N 557-р "О создании постоянно действующей рабочей группы для разработки мероприятий по подготовке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области" |
/----------------------------------------------------------------------\
|Государственный |Департамент строительства, архитектуры и |
|заказчик программы |дорожного комплекса |
|-------------------+--------------------------------------------------|
|Основные |Томское региональное отделение общероссийской|
|разработчики |общественной организации "Союз МЖК России"; |
|программы |Комплексный НИИ СО РАН (г. Новосибирск) |
|-------------------+--------------------------------------------------|
|Цель программы |Создание системы государственной и муниципальной|
| |поддержки молодых семей и специалистов в решении|
| |жилищной проблемы для улучшения демографической|
| |ситуации в Томской области |
|-------------------+--------------------------------------------------|
|Задачи программы |1. Создание системы законодательных и нормативных|
| |правовых актов Томской области, обеспечивающих|
| |активную государственную и муниципальную поддержку|
| |молодежных инициатив по развитию движения|
| |молодежных жилых комплексов в виде общественных|
| |организаций, молодежных жилищно-строительных|
| |кооперативов, товариществ собственников жилья и|
| |других объединений молодых семей и специалистов. |
| |2. Создание системы государственной и|
| |муниципальной поддержки коллективного и|
| |индивидуального строительства силами молодых семей|
| |в сельской местности. |
| |3. Создание механизма решения жилищной проблемы|
| |молодых семей, в том числе по|
| |научно-методическому, организационному,|
| |информационному и кадровому обеспечению. |
| |4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для|
| |обеспечения жилищного инвестиционно-строительного|
| |процесса. |
| |5. Создание эффективной системы управления|
| |реализации программы, адекватной социальным|
| |масштабам и остроте жилищной проблемы. |
\----------------------------------------------------------------------/
6. Разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в 2002-2010 годы поэтапно: 1 этап (2002 - 2004 гг.) Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах, приобретение жилья. 2 этап (2005 - 2010 гг.) Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами. |
Перечень основных программных мероприятий |
Создание Дирекции жилищно-строительных программ Томской области, основного исполнителя программы. Разработка и принятие перспективного плана подготовки площадок и строительства жилых объектов программы, в том числе индивидуальных домов в сельской местности, на территории области. Освещение в средствах массовой информации целей и основных положений программы. Подготовка предложений и внесение поправок в нормативные акты, регулирующие жилищную сферу. Создание системы государственной и муниципальной поддержки при получении и выполнении технических условий. Разработка и реализация системы стимулирования участия хозяйствующих субъектов в программе. |
Исполнители программы |
Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), финансово-кредитные учреждения (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы |
Средства областного и местных бюджетов 202000 тыс. руб. Прогнозируемые поступления из федерального бюджета 400000 тыс. руб. Прогнозируемые поступления из внебюджетных источников 810800 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Улучшение демографической ситуации в области. Мобилизация ресурсов общества на жилищное строительство. Связывание инфляционных процессов. Усиление мотивации к труду у молодежи. Поддержка строительного комплекса области. Закрепление молодых специалистов в городе, на селе и молодых ученых в ВУЗах и НИИ. Строительство 153 тыс. кв. м. жилья. Обеспечение 3060 семей квартирами. |
/----------------------------------------------------------------------\
|Система организации|Контроль за исполнением программы осуществляют|
|контроля за |Департамент строительства, архитектуры и |
|исполнением |дорожного комплекса, органы местного |
|программы |самоуправления муниципальных образований Томской|
| |области, Государственная Дума Томской области. |
\----------------------------------------------------------------------/
Введение
Целью настоящей программы является создание и апробация механизмов, которые позволяли бы в современных условиях устойчиво решать жилищную проблему сначала для определенной категории населения (молодых семей и специалистов), а в дальнейшем возможно и для более широкого круга граждан.
В процессе анализа общей ситуации в жилищной сфере было выяснено, что в чистом виде традиционные схемы решения жилищной проблемы в современных условиях не жизнеспособны и поэтому необходимы новые подходы и соответствующие решения, законодательная база.
Изучение мирового опыта решения жилищной проблемы продемонстрировало изобилие подходов в этой области. Общий же вывод состоит в том, что государство всегда занимает активную позицию в решении жилищной проблемы и особенно в периоды серьезных структурных изменений в экономике и обществе страны.
На основе выполненного анализа была разработана общая схема решения жилищной проблемы молодых семей, суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны консолидировать возможные источники финансирования жилищного строительства, а с другой стороны устранить препятствия, мешающие нормально функционировать существующим механизмам решения жилищной проблемы. Реализация данной программы позволит сформировать механизм, мобилизующий ресурсы на жилищное строительство и тем самым создаст предпосылки для устойчивого решения жилищной проблемы.
1. Содержание проблемы, анализ ситуации и существующей практики
жилищного строительства
1.1. Жилищная проблема молодежи с позиции национальных интересов
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России наблюдается в ХХ веке уже в четвертый раз. Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в ХХI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества.
Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения следующие: в 1987 г. родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин фертильного возраста), а в 1998 г. - почти в 2 раза меньше (8,7). Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн. заканчиваются родами. В активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает практически больное поколение. Это страшный симптом вырождения нации.
С середины 60-х годов в России не обеспечивается простое воспроизводство населения. Если показатель рождаемости в среднем на одну женщину будет и далее снижаться такими же темпами, как в 90-е годы, то к 2005 году он составит 0,8-0,9, а население России уменьшится до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. Россия уже сейчас занимает одно из последних мест в мире по плотности населения, а в течение ХХI века Россия, как самостоятельное государство, может просто исчезнуть.
Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.
Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья. В основе второй причины лежит несопоставимый размер пособия на детей с уровнем затрат на содержание ребенка.
В Российской Федерации 80% детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.
Остальные проблемы, применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости, носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Жилищные условия остаются одним из самых критических экономических факторов, влияющих на положение семьи в России. По общей площади жилья на душу населения Россия во второй половине 80-х годов отставала от США и Швеции в 3,1 раза, от ФРГ и Франции - в 2,5 раза.
Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1988 годов.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.
Молодежные жилые комплексы возникли не случайно, а в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. МЖК выступал в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства.
Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодежных домохозяйств не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку. Таким образом, обеспечение для молодежи более благоприятных условий в решении жилищной проблемы максимально положительно скажется на улучшении демографической ситуации в России.
Проведенные исследования (1) свидетельствуют о том, что молодежь потенциально ориентирована на активную репродуктивную деятельность, до 80 % молодежи намерены вступить в брак до 30 лет и иметь в среднем по два ребенка на семью.
Намерение иметь детей (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Одного | 19.37 | 23.02 |
Двух | 54.19 | 54.34 |
Трех и более | 6.66 | 4.53 |
Ни одного | 4.64 | 3.40 |
Затрудняюсь ответить | 14.93 | 14.72 |
В современных условиях, при ограниченных ресурсах, на воспроизводство государство должно в буквальном смысле сохранять генетический потенциал общества. Как бы это цинично ни звучало, но в такой обстановке тем более важно поддерживать молодежь в решении ее социальных проблем. Это с точки зрения воспроизводства населения.
Не менее, если не более, важен и квалификационный аспект. Заблуждение в том, что рыночные отношения сами сформируют необходимые экономические пропорции уже приводит к тому, что целые сферы общественной деятельности оголяются, остаются без необходимого воспроизводства квалифицированных кадров. Это образование, наука, культура, здравоохранение, промышленность. И эти отрасли никак не отнести к неперспективным, просто рыночные механизмы в принципе не способны решать многие вопросы экономического развития рационально и без больших издержек.
В результате начинает возникать ситуация, когда молодежь выбирает такие профессии, которые хорошо востребованы на рынке труда за рубежом, и исходя из этого, получают в России образование. Сегодня меньше половины томской молодежи уверено, что останется жить и работать в России.
Считают для себя возможным навсегда уехать из России (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Да | 27.35 | 14.72 |
Нет | 49.45 | 58.49 |
Затрудняюсь ответить | 23.11 | 26.79 |
Причина этого скрывается в том, что в решении основных жизненных задач молодежь видит серьезные проблемы.
Основные жизненные задачи молодежи на ближайшие 3-5 лет (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Получить образование | 75.98 | 92.83 |
Найти работу | 73.23 | 71.70 |
Поправить здоровье | 25.33 | 27.92 |
Приобрести квартиру (дом) | 47.33 | 55.47 |
Основные помехи в решении жизненных задач (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Отсутствие денег | 55.80 | 58.49 |
Социально-экономическая ситуация в России |
42.79 | 43.77 |
Недостаток знаний и умения | 25.93 | 32.83 |
Таким образом, в области государственной молодежной политики, в том числе и жилищной, необходимо срочно принимать серьезные меры.
Молодежь сегодня имеет самую незначительную экономическую базу социальной адаптации в новых условиях. В современных условиях, когда перед населением страны стоит в основном две существенные проблемы: (1) доходы, следовательно, в основном занятость; (2) жилье, - а механизмы их решения еще не устоялись или даже еще не сложились, следует отметить, что молодежь как социальная и возрастная категория наименее социально защищена.
Получена следующая оценка молодежью своего материального положения (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Живем от зарплаты до зарплаты | 15.37 | 10.23 |
На ежедневные расходы хватает | 37.51 | 29.92 |
Можем откладывать | 30.03 | 27.27 |
Возможна покупка товаров длительного пользования |
12.74 | 20.45 |
Ни в чем себе не отказываем | 4.25 | 12.12 |
И оценка нуждаемости в собственном жилье (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Да, нуждаемся | 64.75 | 47.92 |
Нет | 35.25 | 52.08 |
Велика в современных условиях проблема трудоустройства в молодежной среде. Ниже приведены данные о наличии постоянного места работы у молодых людей (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
По профессии | 7.28 | 2.76 |
Не по специальности | 10.11 | 1.57 |
Нет постоянного места работы | 22.04 | 9.45 |
Не работаю | 59.66 | 86.22 |
Оценка молодежью вероятности остаться без работы свидетельствует о наличии проблем и в данном случае (в % от числа опрошенных)
Томск | область | |
Велика | 15.77 | 13.96 |
Есть, но мала | 41.56 | 33.58 |
Всегда найду работу | 26.79 | 26.79 |
Затрудняюсь ответить | 14.76 | 25.66 |
Наибольшие опасения молодежи в будущем (в % от числа опрошенных)
Томск | Область | |
Возможность потерять (не найти) работу |
36.83 | 41.13 |
Материальные проблемы | 57.21 | 49.81 |
Возможность серьезно заболеть | 42.18 | 30.57 |
Вывод: Таким образом, с позиции национальных интересов России, интересов регионального развития и с позиции ожидаемой результативности программы представляется целесообразным реализация областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы".
1.2. Анализ ситуации и существующей практики жилищного строительства
Детальный анализ мировой практики жилищного строительства, программ и мероприятий по решению жилищной проблемы в России обширно представлен в литературе.
Основные выводы из анализа опыта решения жилищной проблемы в развитых и развивающихся странах (США, Германии, Китае, России, Гонконге, Англии и др.). Анализ показал:
жилищное строительство и активное участие в нем государства стали в период после великой депрессии важнейшим рычагом государственной политики в решении социальных проблем общества и экономического развития в европейских странах и США;
государство в период серьезных структурных перестроек экономики и общества значительную часть бремени в решении жилищной проблемы брало на себя;
особое внимание в решении жилищной проблемы обращалось на маргинальные категории: ветераны, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные категории населения;
долгосрочные коммерческие кредиты широко применяются как средство решения жилищной проблемы лишь в устойчивой, стабильной экономической системе и при активной поддержке государства;
дифференцированный подход к различным категориям граждан в решении жилищной проблемы;
формирование стандартов гарантированной поддержки государства в решении жилищной проблемы;
Следует отметить, что активная роль государства в решении жилищной проблемы начинает затухать при следующих обстоятельствах:
создан более-менее устойчивый экономический организм, поддающийся управлению со стороны правительства (государственное регулирование);
уровень благосостояния основной массы населения находится на уровне, когда вопрос о жилищной проблеме стоит не как "поиск крыши над головой", а как выбор жилища отвечающего определенному требованию комфортности;
по некоторым оценкам активизация рыночных отношений в решении жилищной проблемы происходит тогда, когда средняя месячная заработная плата начинает превышать среднюю стоимость одного кв. м жилья.
социально взрывная острота жилищной проблемы снята.
Анализ экономической ситуации в России
Анализ свидетельствует:
В предшествующий период (до 1992 г.) существовала более устойчивая, ресурсоспособная и последовательная система решения жилищной проблемы.
В настоящих условиях для решения социальных проблем хотя бы в минимальных масштабах необходимо принятие решений на уровне федерального правительства и региональных органов власти по формированию нетрадиционных механизмов жилищного строительства.
Основными источниками средств для финансирования жилищного строительства в данном случае становятся:
доходы узкого круга населения (0,7 - 20 %), которые остаются постоянной составляющей в потребности жилья следующего качественного уровня (градация может быть произвольной) комфорта (кирпичное, кирпичное просторное, кирпичное с несколькими санузлами и т.п.);
реинвестирование других накопленных ранее благ населением с низким уровнем доходов и низким обеспечением жильем. (По Томской области это примерно 30% молодежи). Объектами реинвестирования в данном случае является жилье, дачные участки, освоенные и с постройками, в удобных, живописных, транспортно доступных местах; гаражи капитальные в удобных местах; автомобили. Население данной группы инвестирования является основным претендентом на жилье по качеству и нормам соответствующим концу 80 годов;
бюджет, как источник финансирования жилья в традиционных формах, потерял первенство. С трудом удается финансировать жилье по ранее принятым государством обязательствам (военным, переселенцам, чернобыльцам и т.п.). Средства бюджетов по программам жилищного строительства разрозненны и часто не используются по причинам отсутствия механизмов, отвечающих требованиям современных условий и состоянию финансово-денежной системы;
целевые средства от концессионных проектов выступают в современных условиях регулирующей составляющей в финансировании жилищного строительства;
средства предприятий (работодателей).
Таким образом, существует необходимость построения адаптивных механизмов финансирования и организации строительства, позволяющих решать возникающие проблемы, и других предпосылок развития жилищного строительства.
2. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие основные задачи (задачи первого уровня):
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 1 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
1. Создание системы законодательных и нормативно-правовых актов Томской области, обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку молодых семей по строительству (приобретению) жилья, а также молодежных инициатив по развитию движения молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций, молодежных жилищно-строительных кооперативов и других объединений молодых семей.
2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности.
3. Создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому, организационному, информационному и кадровому обеспечению.
4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса.
5. Создание эффективной системы управления реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется поэтапно в 2002-2010 годах.
1 этап (2002 - 2004 гг.)
Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах.
Создание системы мониторинга реализации программы.
2 этап (2005 - 2010 гг.)
Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка рекомендаций по совершенствованию нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его ресурсами.
4. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы изложен в Приложении 4 "Механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы".
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 4.1 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
4.1. Основные понятия программы
Молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет.
Право на участие в настоящей программе имеют молодые семьи, отвечающие следующим условиям:
- брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
- все члены семьи должны быть гражданами Российской Федерации;
- все члены семьи должны быть зарегистрированы по месту постоянного жительства (в отдельных случаях возможно рассмотрение и временных регистраций) на территории Томской области;
- один из членов семьи состоит на учете в органах по учету и распределению жилья муниципального образования, как представитель молодой семьи в соответствии с требованиями настоящей программы, при этом право на участие в программе сохраняется за семьей до момента получения жилья.
Право на участие в настоящей программе имеют также молодые специалисты бюджетных учреждений, общественных организаций (объединений), работающих с детьми и молодежью по различным направлениям молодежной политики.
Молодые специалисты должны стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы и по месту жительства.
Участниками программы являются молодые семьи и специалисты, а также могут быть их объединения.
Объединениями молодых семей и специалистов считаются некоммерческие организации и общественные объединения, основной целью которых является строительство жилья для их членов.
Приоритетные категории молодых семей в рамках настоящей программы (в порядке убывания):
Приоритетность молодых семей по месту работы:
молодые семьи, в которых оба супруга работают в бюджетной сфере;
молодые семьи, в которых оба супруга работают в сельском хозяйстве;
молодые семьи, в которых один из супругов работает в бюджетной сфере;
молодые семьи, в которых один из супругов работает в сельском хозяйстве;
молодые семьи, в которых оба супруга работают в рыночном секторе экономики.
Источники финансирования: средства федерального, областного, местного бюджетов, средства организаций, средства молодых семей, средства, полученные после реализации прав на долевое участие в строительстве нежилых офисных помещений и свободного жилого фонда.
Право на получение жилищного кредита имеют исключительно участники настоящей программы.
При принятии соответствующих решений на федеральном уровне может использоваться безвозмездная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка.
Заказчик-застройщик или генеральный подрядчик имеет право получить бюджетный кредит или кредит под гарантию Администрации в порядке, предусмотренном законодательством Томской области.
Кредит для строительства (приобретения) жилья (жилищный кредит) - денежные средства, предоставляемые молодой семье на строительство (приобретение) жилья. Получателем кредита может быть молодая семья или объединение молодых семей и специалистов.
Молодая семья может получить денежные средства в виде беспроцентной ссуды за счет разницы между рыночной и сметной стоимостью, полученной при реализации нежилых офисных помещений (внебюджетная беспроцентная ссуда) Получателем внебюджетной беспроцентной ссуды может быть молодая семья или объединение молодых семей и специалистов.
Денежные средства, предоставляемые молодой семье за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на безвозвратной основе для строительства (приобретения) жилья, являются безвозмездной жилищной субсидией.
Государственный заказчик программы - Департамент строительства и ЖКХ Администрации Томской области, который от имени Администрации заключает договор с основным исполнителем программы, осуществляет контроль за исполнением программы, за целевым использованием бюджетных средств и мониторинг программы.
Основной исполнитель программы - Дирекция жилищно-строительных программ Томской области, которая осуществляет реализацию программы, готовит необходимые предложения и дополнения в программу в процессе ее выполнения.
Исполнители программы - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области и Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России".
Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на объектах программы.
МЖК - общественные организации, а также молодежные жилищно-строительные кооперативы (и другие объединения), объединяющие представителей молодых семей и специалистов и выступающие от их имени агентами и коллективными инвесторами при строительстве жилья.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 4.2 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
4.2. Организационно-финансовый механизм и основные условия реализации программы
Организационный механизм опирается на систему договоров между основными субъектами, участвующими в реализации программы: государственный заказчик программы; основной исполнитель программы; генеральный подрядчик; участники программы; инвесторы; молодые семьи. Характер договоров определяется Постановлениями и Распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области, предусмотренными в Приложении 1, целями и задачами, которые решает каждый субъект программы, обязательствами, которые на себя принимает каждая договаривающаяся сторона, и конечными результатами сотрудничества.
Основные договоры заключаются:
- между государственным заказчиком и основным исполнителем программы;
между государственным заказчиком и уполномоченным банком;
- между основным исполнителем и генподрядчиком по объектам программы;
между основным исполнителем и МЖК;
между основным исполнителем и молодыми семьями;
между основным исполнителем и бюджетным кредитором;
между основным исполнителем и жилищным кредитором;
- кроме этого могут заключаться договоры, регулирующие отношения субъектов реализации программы по отдельным вопросам.
Размер предоставляемого жилищного кредита: размер предоставляемого жилищного кредита рассчитывается, исходя из следующих параметров:
а) стоимости строящегося (приобретаемого) жилья, которая определяется исходя из: социальной нормы жилья в расчете на 1 члена семьи, предельной рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, утверждаемой для целей выдачи жилищных кредитов участникам программы;
б) размера собственных средств, которые должны внести молодые семьи в качестве единовременного взноса или периодических выплат при строительстве жилья;
в) размера внебюджетной беспроцентной ссуды;
г) размера средств, перечисляемых за своего работника предприятием или организацией.
Оплата дополнительно строящейся (приобретаемой) общей площади жилья сверх рассчитанной по вышеуказанным параметрам общей площади жилья производится исключительно за счет средств молодой семьи.
Размер собственных средств, которые должна внести молодая семья на строительство (приобретение) квартиры предусмотрен в Приложении 4, таблица 2.
Вложение собственных средств в строительство (приобретение) жилья молодыми семьями может осуществляться:
в качестве единовременного взноса на строительство жилья;
в качестве периодических выплат молодыми семьями;
в форме, сочетающей единовременную выплату и периодические платежи.
В случаях, если молодая семья имеет на праве собственности отдельное жилое помещение, размер первоначального взноса может быть определен в размере рыночной стоимости данного отдельного жилого помещения.
Прочие условия: в случае, если до исполнения обязательств по кредитному договору молодая семья или объединение молодых семей прекращает выплаты по кредитному договору, взыскание невыплаченных денежных средств или отчуждение имущества производится в соответствии с действующим законодательством.
Условия предоставления бюджетных и жилищных кредитов, источники, сроки и условия их погашения, гарантии по возврату, размеры годовых процентных ставок регламентируются отдельными положениями и утверждаются постановлениями Главы Администрации (Губернатора) Томской области (Приложение 1).
5. Обеспечение реализации программы
5.1. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 1412,8 млн. рублей.
Средства областного бюджета составляют 77 млн. рублей.
Кроме того, в рамках реализации программы предполагается выделение средств из федерального бюджета в размере 400 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - 125 млн. рублей, а также привлечение внебюджетных средств в сумме 810,8 млн. рублей, из них личные средства молодых семей составляют 189 млн. рублей.
Объемы финансирования программы в 2002-2010 годах приведены в Приложении 2.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в пункт 5.2 раздела 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
5.2. Организационное обеспечение программы
Организационная система, призванная решать задачи, сформулированные в настоящей программе, должна состоять из нескольких уровней, обеспечивающих многоканальные связи друг с другом, и реализовывать основные принципы, позволяющие эффективно мобилизовать и консолидировать средства на жилищное строительство, обеспечивать индивидуальный подход к молодым семьям и их объединениям - участникам программы.
На областном уровне создается на основе двухсторонних соглашений (договоров) и протоколов система взаимоотношений организаций, отвечающих за решение жилищной проблемы в Томской области, государственного заказчика и основного исполнителя программы - Дирекции жилищно-строительных программ Томской области (Дирекция).
Основные задачи Дирекции состоят в:
подготовке предложений по развитию системы решения жилищной проблемы,
разработке механизмов использования различных источников обеспечения строительства (приобретения) жилья для молодежи необходимыми ресурсами,
подборе площадок и объектов для программы,
консолидации денежных и материальных ресурсов, поступающих из различных источников на цели программы,
финансировании процесса реализации программы,
мониторинге процесса реализации программы,
разработке ТЭО и подготовке бюджетных заявок на финансирование программы,
инициативе по принятию необходимых законов и правительственных решений,
выполнении функций заказчика - застройщика для эффективного контроля за денежными средствами,
выполнении функций управляющей компании для организаций - участников программы, основным родом деятельности которых является решение жилищной проблемы молодежи,
- подготовке списков молодых семей и специалистов путем сбора необходимой информации в органах местного самоуправления, учреждениях и т.д., анкетирования и собеседований с кандидатами, желающими участвовать в данной программе, для последующего их отбора и утверждения на конкурсной комиссии, созданной постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области.
На федеральном уровне Дирекция взаимодействует с Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, общероссийской общественной организацией "Союз МЖК России", основными задачами которых являются:
взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами по вопросам федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", с исполнителями региональных программ;
осуществление контроля и определение направлений использования средств на жилищное строительство, предусмотренных в федеральном бюджете в рамках задач настоящей программы.
Организационное развитие программа должна получить в процессе реализации в населенных пунктах Томской области в следующих формах:
- общественные организации МЖК;
молодежные жилищно-строительные кооперативы;
товарищества собственников жилья;
другие некоммерческие организации;
коллективное и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности.
Форма участия вновь созданных структур в программе определяется трехсторонним соглашением между территориальной администрацией, Государственным заказчиком и Дирекцией. Основное условие состоит при этом в роли Дирекции как управляющей компании в перечисленных организациях.
Такая организационная схема реализации программы позволяет гибко использовать региональные особенности проблемы, накопленный опыт и существующие источники и механизмы финансирования жилищного строительства.
5.3. Система контроля эффективности реализации программы
Система контроля эффективности реализации программы состоит из следующих элементов:
контроль целевого использования средств бюджетов, выделяемых на решение жилищной проблемы;
отчетность об использовании средств из различных источников на жилищное строительство и о полученных результатах в установленном порядке по согласованной форме;
анализ хода реализации программы и эффективности использования средств.
В каждом конкретном случае местные органы власти, Государственный заказчик и Дирекция определяют характер взаимоотношений по реализации этих элементов контроля.
5.4. Законодательное обеспечение программы
Предварительно подготовленные материалы программы позволяют определить перечень нормативных актов, принятие которых необходимо для придания нового импульса жилищного строительства в сложившихся социально-экономических условиях. Это:
внесение изменений и дополнений в Положение о предоставлении жилищных субсидий, допускающих использование региональных особенностей.
внесение изменений и дополнений в порядок предоставления кредитов на жилищное строительство, допускающих использование региональных особенностей и различных форм товарно-денежных отношений.
подготовка и согласование методики (или положения) о консолидации источников финансирования жилищного строительства в различных товарно-денежных формах.
Законом Томской области от 14 ноября 2003 г. N 144-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
Приложение 1
"Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
План
основных мероприятий по разработке и реализации областной целевой
программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
14 ноября 2003 г.
N пп | Наименование мероприятий и этапов работ | Вид документа (проект)/тип мероприятия |
Сроки начала и окончания работ |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Создание Дирекции жилищно-строительных программ Томской области Создание системы учета молодых семей, нуждающихся в жилье, на территории Томской области Подготовка пакета документов и участие в Конкурсе региональных программ по отработке механизмов приобретения (строительства) жилья молодыми семьями в рамках реализации первого этапа (2003-2004 гг.) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" Разработка и утверждение Положения о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов заказчику-застройщику Разработка и утверждение Положения о порядке и условиях предоставления жилищных кредитов участникам Программы Подготовка и заключение договора о сотрудничестве по обеспечению жильем отдельных категорий молодых семей между Региональным ипотечным агентством Томской области и Томским региональным отделением общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Подготовка пакета типовых проектов домов усадебного типа для молодых семей, проживающих в сельской местности Подготовка перечня объектов и площадок (в том числе для коллективного и индивидуального строительства в сельской местности) по области для включения их в перечень объектов Программы Подготовка предложений по использованию недоимок по платежам в бюджет организаций на территории области в качестве одного из источников финансирования Программы. Формирование областного заказа для нужд строительства объектов Программы Подготовка предложений по использованию возможностей подсобного домашнего хозяйства в сельской местности для пополнения продовольственного фонда области через механизм индивидуального строительства в рамках Программы Информационное обеспечение реализации Программы Разработка схем консолидации различных источников финансирования жилищного строительства. Разработка схемы строительства жилья "методом народной стройки" с трудовым участием граждан, участием организаций, участием органов государственной власти и местного самоуправления с учетом конкретных демографических условий. Разработка и утверждение Положения о порядке предоставления федеральных безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям - участникам программы при рождении ребенка Разработка предложений о внесении изменений в областные законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы Создание конкурсной комиссии по формированию списков участников программы Формирование информационной системы, предназначенной для мониторинга и подготовки информационно-аналитических материалов реализации программы Разработка Положения о порядке формирования очередности молодых семей и специалистов и порядке индивидуального определения видов и объемов бюджетной поддержки Подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год |
Регистрация уставных документов, получение лицензии Госстроя Постановление Главы Администрации (Губернатора) области, методические рекомендации, постоянно действующая общественная приемная В соответствии с положением о проведении Конкурса, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области Пакет проектной документации Перечень Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области "Об использовании дополнительных источников доходной части бюджета на цели Программы" Областной заказ Постановление Главы Администрации (Губернатора) области, Типовое положение Освещение Программы в средствах массовой информации, консультации молодежи Типовое положение. Типовое положение. Методические рекомендации. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области Поправки в жилищное законодательство Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области Организация сбора, хранения и обработки информации о реализации программы в Томской области Типовое положение. Методические рекомендации. Бюджетная заявка |
2002 2002 2002 2002-2003 2002-2003 2002 - 2003 2003 1999-2004 Ежегодно Ежегодно 2003 Ежегодно 2003 2002 -2006 После принятия федеральных нормативных правовых актов После принятия федеральных нормативных актов 2002 г. 2002-2006 гг. 2002 Ежегодно |
Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Региональное ипотечное агентство Томской области Главное управление архитектуры и градостроительства Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Департамент экономики и инвестиций Администрации Томской области Департамент финансов Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Областное государственное специализированное учреждение "Центр государственного заказа" Департамент государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия, перерабатывающей промышленности и поддержки предпринимательства Администрации Томской области Департамент по социально-экономическо- му развитию села Администрации Томской области Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области Департамент по информационной политике, международным и общественным связям Администрации Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России" Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области, Департамент экономики и инвестиций Администрации Томской области Департамент финансов Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Подразделения Администрации Томской области по профилю Дирекция жилищно-строительных программ Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области Дирекция жилищно-строительных программ Томской области, Департамент строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации Томской области, Департамент экономики и инвестиций |
Приложение 2
"Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
Расчетный баланс средств по различным источникам финансирования
на реализацию областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы"
в млн. рублей в ценах I кв. 2002 г.
Всего* | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Общая потребность в ресурсах на объекты программы |
1412,8 | 9,00 | 162,87 | 167,97 | 171,07 | 174,17 | 177,27 | 180,37 | 183,47 | 186,57 |
В том числе за счет: | ||||||||||
реализации прав на долевое участие в строительстве нежилых офисных помещений (сметная стоимость) |
170,00 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | 21,25 | |
реализации прав на долевое участие в строительстве свободного жилого фонда |
234,00 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | 29,25 | |
Реинвестирование кредитных ресурсов, выданных участникам программы |
100,80 | 5,10 | 8,20 | 11,30 | 14,40 | 17,50 | 20,60 | 23,70 | ||
Участники программы | 821,00 | 9,00 | 101,50 | 101,50 | 101,50 | 101,50 | 101,50 | 101,50 | 101,50 | 101,50 |
Из них: - личный трудовой вклад** |
66,00 | |||||||||
- личные средства | 189,00 | 7,00 | 22,75 | 22,75 | 22,75 | 22,75 | 22,75 | 22,75 | 22,75 | 22,75 |
- средства организаций (по согласованию) |
30,00 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | |
- внебюджетная беспроцентная ссуда |
87,00 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | 10,87 | |
- средства местных бюджетов (по согласованию) |
125,00 | 20,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | 15,00 | |
- средства областного бюджета*** |
77,00 | 2,00 | 5,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 |
- средства федерального бюджета (по согласованию) |
400,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 |
* - в настоящее время подготовлены для реализации программы только 3 строительные площадки общей сметной стоимостью 466 млн. рублей со сдачей в соответствии с нормативными сроками строительства в 2004-2005 гг. Составление полного перечня строительных площадок (в том числе для коллективного и индивидуального строительства на селе) запланировано в Приложении 1.
** - личный трудовой вклад просчитан только на "самоотделке" квартир и не учитывается в строках "Общая потребность в ресурсах на объекты программы" и "Участники программы".
*** - объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета будет ежегодно уточняться исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Приложение 3
"Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории Томской
области на 2002-2010 годы"
Возможные направления развития молодежной жилищной политики в Томской
области
1. Оценка инвестиционных источников обеспечения жилищного строительства
Анализ различных источников финансирования и ресурсов для жилищного строительства свидетельствует о наличии потенциала, который можно привлечь на жилищное строительство. Использование этих предпосылок и реализуемых в России программ обеспечения населения жильем позволяет построить конкретные механизмы.
При оценке инвестиционных источников обеспечения строительства жилья будут рассматриваться ресурсы следующих видов:
денежные ресурсы,
трудовые ресурсы,
материальные ресурсы, передаваемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства,
услуги, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства,
освобождения от обременений, предоставляемые в порядке участия в обеспечении жилищного строительства.
Проведенные в процессе разработки программы выборочные исследования жилищной проблемы молодых семей показали о высокой остроте жилищной проблемы.
Доходы молодых семей достаточно низкие для того, чтобы выступать серьезным источником финансирования жилищного строительства.
Ниже приведены результаты выборочных исследований 1999 года.
Уровень среднедушевого месячного дохода (руб.) |
Доля опрошенных семей (%) |
Из них доля семей, освобождающих жилплощадь для повторного заселения |
Доля семей, освобождающих жилую площадь родственников |
Доля семей, могущих продать занимаемую жилую площадь |
До 900 | 79,6 | 44,3 | 39,2 | 16,5 |
901 - 1500 | 16,5 | 43,1 | 34,6 | 22,3 |
1501 - 2500 | 1,8 | 13,6 | 60,3 | 26,1 |
2501 и более | 0,1 | - | 100 | - |
Нет дохода | 2,0 | 31,3 | 68,7 | - |
Среднемесячный доход по данным выборочного опроса среди молодежи в 2001 году (в % от общего числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Менее 200 руб. | 21.41 | 62.26 |
200 - 500 руб. | 21.21 | 16.23 |
501 - 1000 руб. | 20.10 | 7.55 |
1001 - 1500 руб. | 13.94 | 2.26 |
1501 - 2000 руб. | 8.89 | 3.40 |
2001 - 3000 руб. | 5.86 | 3.02 |
3001 - 5000 руб. | 3.74 | 2.64 |
Свыше 5000 руб. | 2.42 | 2.64 |
Отказ от ответа | 2.42 | - |
Наличие у опрошенных личного имущества, которое может быть использовано в порядке реинвестирования при решении жилищной проблемы (в % от числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Жилье | 19.48 | 23.95 |
Гараж | 5.05 | 7.22 |
Ценные бумаги | 5.25 | 5.70 |
Машина | 5.95 | 9.51 |
Дача | 6.05 | 9.09 |
Компьютер | 17.86 | 9.51 |
Ничего из этого нет | 59.53 | 62.74 |
Пути получения указанного имущества (в % от числа опрошенных)
г. Томск | Область | |
Жилье: получил от родных Приобрел сам |
18.14 1.22 |
21.51 1.51 |
Гараж: получил от родных Приобрел сам |
4.56 0.61 |
5.28 2.26 |
Ценные бумаги: получил от родных Приобрел сам |
3.45 2.03 |
3.77 2.26 |
Машина: получил от родных Приобрел сам |
4.15 1.42 |
5.66 2.26 |
Дача: получил от родных Приобрел сам |
5.48 0.81 |
9.43 1.13 |
Компьютер: получил от родных Приобрел сам |
13.36 4.76 |
8.30 1.13 |
В настоящее время число молодых семей в Томской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оценивается на уровне 45 тысяч.
В целом могут рассматриваться следующие источники финансирования жилищного строительства:
средства населения, привлекаемые как заем;
средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы (включая реинвестирование);
средства различных фондов, включая фонды организаций;
кредиты коммерческих банков;
долгосрочные льготные кредиты;
средства бюджетов всех уровней (субсидии и др.);
целевые средства от концессионных проектов.
1. Средства населения за счет жилищных займов
Данный источник финансирования сильно зависит от конкретных региональных условий. В целом он может рассматриваться реальным, если доходы по займам и надежность вложений будут сопоставимы или даже превосходить аналогичные параметры по другим способам вложения свободных средств.
Для условий областных центров, в среднем, этот источник весьма неустойчив, поскольку существуют другие, более эффективные способы вложения свободных средств.
Проведенные экономико-математические исследования функционирования механизма привлечения средств населения с помощью краткосрочных жилищных займов при различных условиях показали ряд особенностей этого источника, которые не позволяют его рассматривать как серьезную, устойчивую поддержку в решении задачи финансирования строительства жилья для молодежи.
Анализ позволяет сделать следующие выводы: привлечение средств путем продажи жилищных сертификатов следует рассматривать как дополнение к другим методам и источникам финансирования строительства;
при применении сертификатного метода необходимо разрабатывать систему мер, заинтересовывающих население не продавать сертификаты эмитенту, а получать жилье на сумму инвестиций, и тем самым снижать долю возвращаемых эмитенту сертификатов;
направлять на финансирование строительства не более четверти средств, получаемых от продажи сертификатов;
следить за финансовым состоянием банка, в котором размещены средства от продажи сертификатов.
2. Средства населения как личный вклад в решение своей жилищной проблемы
Для оценки данного источника необходимо провести более подробный анализ и сделать некоторый прогноз относительно важности и места жилищной проблемы в системе приоритетов населения.
Необходимость решения жилищной проблемы или улучшения жилищных условий существует с той или иной степенью настоятельности для 65% семей и одиноких г. Томска и 48% по области (по данным социологического обследования 2001г.). Это верхний предел, максимальный уровень потребности в жилье.
Настоятельным, актуальным является улучшение жилищных условий для 32,5% домохозяйств. Это наиболее вероятный или реальный уровень потребности в жилье.
Готовы и собираются улучшить жилищные условия за счет мобилизации собственных денежных ресурсов около 8% всех домохозяйств. Это вероятный минимальный уровень жилищной потребности.
Сегодняшние потребности городского населения в жилье достаточно скромны: городские жители в целом не претендуют на уровень жилищной обеспеченности, характерный, например, для большинства восточноевропейских стран, не говоря уже о более высоких международных стандартах. В своих запросах они исходят в основном из желания иметь жилищные условия, подобные тем, в которых проживают люди их социального круга, и реже - люди более высокого социального статуса.
Городские жители считают жилищные условия хорошими, когда обеспеченность общей площадью на одного человека составляет не ниже 20 кв.м.
Относительно потребности в определенном количестве комнат в квартире можно сказать, что население не устраивает практиковавшаяся до недавнего времени модель заселения квартирного фонда (семье - квартиру с числом комнат на одну меньше количества членов семьи). Большинство жителей считают, что количество комнат в квартире по меньшей мере должно равняться количеству членов семьи.
Представления населения о нормативно-уравнительной системе распределения жилья как о социально оправданной начали разрушаться еще до начала экономических реформ. Уже в начале 90-х годов каждый третий житель высказывал заинтересованность и готовность к радикальному экономическому реформированию жилищной системы. В настоящее время все нуждающиеся (и сторонники, и противники развития рыночных отношений в этой сфере) фактически поставлены перед необходимостью решать проблему улучшения жилищных условий за свой собственный счет. Таким образом одним из главных лимитирующих условий развития рынка жилья становятся размеры текущих доходов и денежных сбережений населения. По-видимому этим и объясняется, что убежденных сторонников рыночного способа решения жилищной проблемы среди горожан около 20% , причем чем выше уровень дохода, тем больше вероятность, что человек разделяет эту точку зрения.
Текущие доходы и размеры денежных накоплений нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом недостаточны для масштабного инвестирования жилищного строительства и быстрого решения жилищной проблемы. Денежные сбережения есть лишь примерно у 25% нуждающихся, а их месячный душевой доход находится на уровне 1.7 прожиточного (физиологического) минимума.
Самая крупная группа молодых граждан, желающих улучшить свои жилищные условия (80%), относится к группе бедных и малообеспеченных. При этом у семей данной группы среднедушевые доходы не превышают прожиточного минимума, т.е. они могут и должны рассчитывать только на бесплатное жилье.
С учетом размеров текущих доходов населения и численности нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматривается несколько групп молодежи по условиям решения жилищной проблемы.
Оценка инвестиционных возможностей населения в сфере финансирования жилищного строительства приводит к выводу, что на данном этапе рынок жилья не может получить ощутимого импульса в своем развитии за счет мобилизации средств населения. Это связано с низкой долей населения, которое платежеспособно на этом рынке без существенного ущемления удовлетворения других потребностей. Без учета нуждаемости в жилье сейчас таких домохозяйств в городе Томске 16% от общего количества. Лишь в том случае, когда эта группа увеличится раза в 3-3.5, можно рассчитывать на массового потребителя на рынке жилья. Поэтому на развитие рынка жилья будут работать те социально-экономические мероприятия, которые ведут к снятию поляризации в доходах и формированию полноценного среднего класса. Но на это сложно рассчитывать в ближайшие 3-4 года, даже в условиях начавшегося экономического подъема, поскольку для этого необходим выход из кризиса прежде всего массовых производств, обеспечивающих стабильные и достаточно высокие доходы для широких слоев населения. Наиболее же вероятное развитие событий - это при сохраняющейся поляризации в доходах увеличение числа состоятельных и богатых людей, которые расширяют лишь элитарный рынок.
3. Средства различных фондов
- фонды организаций сегодня в подавляющем большинстве не являются серьезным источником финансирования жилищного строительства, потому что вытесняются отчислениями в обязательные фонды;
- внебюджетные фонды не имеют механизмов стимулирования отчисления в них средств, поскольку нет определенной связи между отчислением в эти фонды и возможностью решать жилищные проблемы работников.
В этом состоит одна из задач, которую необходимо решать в настоящее время. Существующая система налогообложения заставляет предприятия изыскивать возможности скрывать прибыль и часто незаконными методами. Зачастую эта скрытая прибыль становится источником инвестиций в недвижимость за границей и реже в России.
В связи с этим решение проблемы вовлечения в оборот указанных средств не только расширит базу финансирования жилищного строительства, но и через систему мультипликативных механизмов благоприятно скажется на экономической ситуации в России.
Ситуация стала меняться в последние два года, когда в условиях экономического подъема возник дефицит в квалифицированных трудовых ресурсах, который может покрываться за счет подготовки молодых кадров, нуждающихся в жилье.
Кроме того, следует отметить тенденцию роста недоимки платежей в бюджетную систему. Ниже приведены данные по недоимке и задолженности в консолидированный бюджет Томской области (млн. руб.):
Дата | недоимка | Задолженность |
01.01.98 | 415 | 1419 |
01.01.99 | 601 | 1337 |
01.01.00 | 530 | 1239 |
01.01.01 | 757 | 1733 |
В случае согласования интересов консолидированного бюджета, предприятий и нуждающихся в жилье недоимки могут стать серьезным источником финансирования жилищного строительства.
4. Кредиты коммерческих банков
Как источники финансирования жилищного строительства кредиты могут рассматриваться лишь в качестве финансовых амортизаторов. Их использование эффективно только в нескольких случаях:
- цены на жилье растут быстрее, чем сумма процентов по кредитам;
- высокая рентабельность жилищного строительства;
- выделение государственных субсидий в определенных пропорциях к сметной стоимости строительства;
расконсервация незавершенных объектов жилищного строительства с высокой степенью готовности;
средняя месячная заработная плата по уровню сопоставима с ценой 1 кв. метра жилья.
Такие условия могут наблюдаться в отдельных регионах, в отдельные периоды времени, при определенных условиях.
Экономико-математический анализ ситуации использования банковских кредитов с государственными субсидиями на завершение уже начатых строительством объектов показал возможность таких ситуаций и их формирования. В целом же благоприятные условия достаточно быстро исчерпываются и использование кредитов в жилищном строительстве становится непредпочтительным направлением использования кредитных ресурсов банка.
В связи с этим необходимо формировать локальные условия и механизмы, позволяющие использовать банковские кредиты для жилищного строительства
5. Бюджет
- долгосрочные льготные кредиты;
- субсидии;
- целевое финансирование жилищного строительства;
- средства, предусматриваемые на компенсацию вкладов населения согласно закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". При создании определенных предпосылок и стимулирующих условий этот источник может оказать серьезное положительное влияние на сферу жилищного строительства и сопряженные отрасли экономики.
Муниципальные бюджеты наряду с существующими формами участия в решении жилищной проблемы могут осуществлять поддержку строительства жилья путем освобождения застройщика от обязательных платежей и предоставлением благоприятных строительных площадок.
В целом же в настоящих условиях государство не обладает возможностью участвовать в крупномасштабных акциях по решению жилищной проблемы как это было ранее или как участвовали и участвуют государства развитых стран и бурно развивающихся стран. Государство может участвовать только по ранее принятым программам и в реализации пилотных проектов - таких как Томская областная программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов". Рассредоточение бюджетных средств по различным программам затрудняет их рациональное использование, но с другой стороны позволяет при формировании локальных региональных механизмов создавать эффективные схемы консолидации различных источников финансирования строительства жилья.
Следует отметить, что в Томской области в последние два года заметно улучшилась бюджетная ситуация, что позволяет рассматривать бюджет как серьезный источник финансирования программы.
Подтверждением этому является динамика регионального валового продукта по Томской области за последние годы в сопоставимых ценах (%).
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1пг.2001 |
94,5 | 92,7 | 95,2 | 92,3 | 104,1 | 109,1 | 104,9 |
Улучшилась собираемость доходов в консолидированный бюджет Томской области (тыс. руб.)
2000 | 1999 | 1998 | |
Планируемые доходы | 5967495 | 3748454 | 3451149 |
Фактические доходы | 6848906 | 4194058 | 2994951 |
+доп, -недост | +881411 | +445604 | -456198 |
Аналогично обстоят дела и с доходами в областной бюджет (тыс. руб.)
2000 | 1999 | 1998 | |
Планируемые доходы | 3480146 | 2109195 | 1886717 |
Фактические доходы | 3941186 | 2502818 | 1700015 |
+доп, -недост | +461040 | +393623 | -186702 |
В таких условиях можно предположить, что сумма в размерах 0,5% от доходов консолидированного бюджета, составляющая в 2000 году 34,24 млн. руб. и находящаяся в пределах статистической погрешности, вполне приемлемая бюджетная нагрузка для решения важнейшей национальной проблемы.
6. Целевые средства от концессионных проектов
В зависимости от региональных особенностей и актуальности решения жилищных проблем этот источник может играть решающую роль в решении проблемы финансирования жилищного строительства. Опыт и правовая основа использования такого подхода имеется.
Выполненный анализ позволяет сделать оценки ожидаемых и необходимых источников обеспечения ресурсами жилищного строительства для различных категорий молодежи, участвующей в программе (Приложение 3.).
2. Использование жилищных субсидий
Затруднения выделения субсидий в денежной форме, предусмотренных в бюджете, могут быть преодолены с помощь организационно-финансового механизма, заменяющего наличное и безналичное денежное обращение. Механизм состоит из двух элементов:
агента получателя субсидии (ст. 1005 ГК РФ);
зачета, проводимого между бюджетом, выделяющим субсидию, поставщиками комплекта материалов и конструкций, проектной документации, производителями специализированных работ, перевозчиками грузов, получателем (агентом получателя) субсидий. Данный механизм применим для бюджетов всех уровней.
В общих чертах механизм действует следующим образом:
Местные администрации осуществляют землеотвод под застройку и обеспечивают технические условия при необходимости в счет межбюджетных отношений и определяют получателей субсидий.
Агент заключает с получателем субсидии соглашение на предоставление субсидии в согласованной материальной форме.
Агент с помощью и при участии Администрации Томской области осуществляет проведение зачета по субсидиям, позволяющим предоставить проект, поставить комплект материалов, выполнить специфические работы, требующие квалификации (фундамент, подъемно-монтажные работы и др.).
Получатель на свои средства выполняет чистовые отделочные работы и приобретает добор материалов, которые не входят в основной комплект поставок, и вносит свой трудовой вклад в строительство. В качестве агента могут выступать: местные органы власти, специализирующиеся организации или местные подрядные организации под контролем местной власти.
По данной схеме могут возводиться дома усадебного типа, небольшие многоквартирные дома и дома целевого назначения.
После создания организации-заказчика по программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов" данный механизм позволяет работать с бюджетами всех уровней и участвовать в любой жилой застройке.
3. Кредитование под залог недвижимого имущества и другие гарантии
По аналогичной схеме могут использоваться кредитные ресурсы, предусматриваемые бюджетами различных уровней. Особенность заключается в том, что определяется особый порядок гарантий кредита и его погашения, учитывающий конкретные условия предоставления кредита.
Активную роль в предоставлении таких гарантий могут выполнять работодатели и организации, как в городе, так и в сельской местности.
Погашение кредита по согласованию может осуществляться поставками товаров, продовольствия, выполнением подряда и тому подобное. Наиболее предпочтительным данное направление является для сельской местности и малых городских поселений, с развитым сельскохозяйственным и другим мелкотоварным производством.
По текущим условиям (имеются в виду доходы молодых семей, ставка процента по кредитам, стоимость 1 кв.м. жилья) схема ипотечного кредитования пока не имеет реальной опоры в молодежной среде.
Общеизвестно, что ипотечное жилищное строительство имеет благоприятные условия, когда процентная ставка по кредиту не высока, темп инфляции низок, а средняя заработная плата в месяц примерно равна стоимости одного квадратного метра жилья. Исследования ситуации в молодежной среде показывают, что для нее условия и механизм ипотечного кредитования в подавляющей массе не приемлемы.
В этой связи актуально участие бюджетов всех уровней в предоставлении жилищных кредитов.
Участие федерального бюджета в кредитовании граждан для жилищного строительства может осуществляться по многоуровневой схеме с участием бюджета Томской области.
Схема выглядит следующим образом. В соответствии с областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" в бюджете области предусматриваются средства на предоставление гражданам жилищных кредитов. Источником же этих кредитов может выступать как областной бюджет, так и федеральный, который в соответствующих объемах предоставляет области бюджетную ссуду с целевым назначением и с последующим ее переоформлением (пролонгацией) в конце финансового года на период, предусмотренный федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей".
Использование такого двухуровневого механизма позволяет на уровне бюджета области активизировать погашение недоимок платежей в бюджет за счет прямого использования их продукции на нужды строительства, трансформируя денежный кредит в товарный, минуя механизм рыночных товарно-денежных отношений.
Оставаясь по существу жилищным кредитом для гражданина, на конкретном строительном объекте он трансформируется в товарный кредит.
Эта схема применима в условиях использования средств федерального бюджета, при финансировании жилищного строительства из областного и муниципальных бюджетов и за счет средств организаций.
Особенность данной схемы состоит в необходимости тщательной проработки получения и использования товарного кредита.
Кредитная схема может использоваться и при формировании возвратного фонда программы за счет товарных кредитов предприятий на строительство жилья для молодых кадров, который затем трансформируется в возвратный фонд программы, позволяющий осуществлять продажу жилья в рассрочку без подрыва технологического процесса строительства.
Источником такого фонда могут стать недоимки по платежам в бюджет при соответствующем решении Администрации Томской области.
При принятии соответствующих решений на федеральном уровне могут использоваться демографические стимулирующие функции жилищного кредита при возможности переоформления займа в субсидию при определенных условиях.
Использование "метода народной стройки"
Метод народной стройки, используемый в России в сельской местности и взятый частично на вооружение в период развития движения МЖК, может эффективно использоваться как организационный механизм при индивидуальной застройке или строительстве небольших многоквартирных домов. Участниками строительства должны выступать будущие жители и их добровольные помощники. Положительная практика такого строительства жилья на селе имеется, и реализована она по инициативе застройщиков. В случае поощрения и поддержки такого подхода с использованием жилищных субсидий, кредитов и других ресурсов потенциал его может оказаться очень большим.
Приложение 4
"Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"
Механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем
молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010
годы"*
Государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является Министерство образования Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.07.2002 г. N 2949 Комитет по молодежной политике Администрации Томской области совместно с ТРО ОО "Союз МЖК России" стал победителем конкурса в номинации "Региональный проект" по созданию и организации деятельности основного исполнителя областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" - Дирекции жилищно-строительных программ Томской области (Дирекция).
Создание Дирекции предполагается в виде автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства или фонда. Учредителями Дирекции выступят Комитет по молодежной политике Администрации Томской области и ТРО ОО "Союз МЖК России".
Предполагаемый механизм реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" предусматривает использование бюджетных средств из областного бюджета с 2002 по 2010 годы для создания устойчивой системы по строительству жилья для молодых семей без дальнейшей бюджетной поддержки.
Для этого предлагается бюджетные средства выдавать молодым семьям в виде жилищных кредитов с учетом инфляции под 14 - 16% годовых.
Снижение реальной процентной ставки обеспечивается за счет внебюджетной беспроцентной ссуды, которая образуется при реализации объектов соцкультбыта из разницы между рыночной ценой и сметной стоимостью, а значит не подлежит инфляции.
Предлагаются следующие источники финансирования программы:
Средства участников программы (средства молодой семьи, родителей, предприятий) - не менее 30% стоимости квартиры;
Жилищный кредит - 35% стоимости квартиры;
Внебюджетная беспроцентная ссуда - 35% стоимости квартиры.
Для индивидуального и коллективного строительства в сельской местности предусматривается предоставление строительных материалов молодым семьям.
*Дополнение и детализация механизма реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" будет осуществляться по мере выполнения пунктов 1,4,5,6,9,11,13,14,15 плана основных мероприятий по разработке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы" (Приложение 1 к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы").
Таблица 1 к Приложению 4
к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы"
"Организационно-финансовая схема реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы"
Таблица 2 к Приложению 4
к областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей
и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы"
Условия предоставления жилищных кредитов и внебюджетных ссуд сроком
на 12 лет*
Собственные средства и средства организаций |
Жилищный кредит |
% ставка жилищного кредита |
Среднемесячные выплаты гашения кредита |
Среднемесячные выплаты гашения % по кредиту |
Подоходный налог за обслуживание кредита |
Внебюджетная беспроцентная ссуда |
Гашение беспроцентной ссуды |
Подоходный налог за обслуживание ссуды |
Итого: выплаты в месяц |
30% (138.000) |
35% (161.000) |
14% |
1.118 |
1.878 |
30,5 |
35% (161.000) |
1.118 |
275 |
4. 419,5 |
40% (184.000) |
30% (138.000) |
14% |
958 |
1.610 |
26 |
30% (138.000) |
958 |
236 |
4.076 |
* стоимость квартиры общей площадью 50 кв. метров составляет 460 тыс. руб.
По НК, гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" следует:
в доход налогоплательщика включается материальная выгода, полученная за счет уплаты процентов за кредит по ставке, меньшей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Томской области от 15 ноября 2002 г. N 81-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.