Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Порядок
предоставления гражданам субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг
(утв. постановлением Администрации Томской области от 19 декабря 2003 г. N 62а)
I. Общие положения
1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (в дальнейшем - субсидии) предоставляются гражданам, зарегистрированным по месту жительства (в дальнейшем - проживающим) на территории Томской области, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ и настоящим Порядком.
II. Условия и процедура предоставления субсидий
2. Органы местного самоуправления через уполномоченные учреждения обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
3. Органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка:
для принятия решения о предоставлении субсидий ведут прием граждан, рассматривают их заявления с прилагаемыми документами, обрабатывают и хранят документы и информацию, содержащие сведения о праве граждан на получение субсидий, рассчитывают размеры субсидий. Решение о предоставлении гражданам субсидий принимается в срок, не превышающий десяти дней со дня обращения граждан за субсидиями. В решении указывается размер начисленной субсидии или основание для отказа в предоставлении субсидии;
в установленном законодательством порядке проверяют полноту и достоверность информации, содержащейся в представленных гражданами документах, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии и расчета ее размера, путем направления официальных запросов в налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, другие органы и организации.
4. Субсидии предоставляются:
нанимателям по договору социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде;
нанимателям жилых помещений по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов;
собственникам жилых помещений (квартир, жилых домов, части квартир или жилых домов), включая членов товариществ собственников жилья;
гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от формы собственности;
членам семей, совместно проживающим с лицами, указанными в настоящем пункте.
5. В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ утрачивают право на получение субсидий независимо от степени родства с нанимателем, наймодателем или ссудодателем, а также независимо от их доходов следующие категории граждан:
граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма с собственниками жилых помещений (принадлежащем на праве собственности физическим или юридическим лицам);
граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора поднайма (когда наниматель жилого помещения сдает нанятое им жилое помещение третьему лицу) с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде любого вида (государственного и муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда);
ссудополучатели, пользующиеся жилыми помещениями по договору безвозмездного пользования.
6. Субсидии предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг (водоснабжение, газоснабжение (включая газ в баллонах), электроснабжение, водоотведение и теплоснабжение, вывоз бытовых отходов, содержание и ремонт лифтов) и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Гражданам, указанным в Перечне категорий граждан, имеющих право на получение субсидий с учетом дополнительной общей площади жилья (приложение 3), субсидии предоставляются с учетом дополнительной общей площади жилья при наличии документов, подтверждающих льготу.
7. Гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидии предоставляются при условии принятия и выполнения ими обязательств по погашению задолженности.
8. Субсидии предоставляются гражданам на три последующих календарных месяца (начиная с первого числа месяца обращения) по данным о доходах заявителя и членов его семьи и расходах на оплату жилья и коммунальных услуг за три календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за предоставлением субсидии. В исключительных случаях (уважительные причины: болезнь, продолжительная командировка) при предоставлении подтверждающих документов субсидии могут быть начислены на период свыше трех календарных месяцев за весь период действия указанных обстоятельств, если обращение за субсидией последовало в течение одного месяца со дня, следующего за днем окончания действия вышеуказанных обстоятельств.
9. Субсидии предоставляются гражданину с учетом членов его семьи, зарегистрированных по месту жительства, включая граждан, зарегистрированных по месту пребывания в других жилых помещениях, на основании заявления гражданина и прилагаемых документов: о составе семьи, доходах и расходах на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленным перечнем.
Субсидии по месту пребывания гражданам не предоставляются.
В заявлении гражданин указывает о согласии всех совершеннолетних членов семьи на проверку представленной информации о доходах и направлении для ее контроля запросов в любые органы и организации.
При подаче заявления о предоставлении субсидий гражданин прилагает следующие документы:
удостоверяющие гражданство Российской Федерации всех членов семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);
подтверждающие право проживания в жилом помещении в качестве нанимателя по договору социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственника, нанимателя по договору найма в общежитии, члена жилищного, жилищно-строительного кооператива;
справку о составе семьи;
сведения о доходах всех членов семьи с места работы, учебы, подтверждаемые справками из налоговых органов (для предпринимателей). Виды доходов семьи указаны в Порядке учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При регистрации одного из супругов по месту жительства отдельно от другого супруга, а также от их несовершеннолетних или находящихся на иждивении детей предоставляются документы о доходах обоих супругов.
Для принятия решения о назначении или возобновлении выплаты субсидии, а также определения размера субсидии в органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, необходимо предоставить следующие документы:
N N п/п |
Наименование информации | Орган, выдающий документы |
1. | Документы, подтверждающие право проживания в жилом помещении |
ТОРЦ, БТИ |
2. | Справку о суммах начисления пенсий и пособий для исчисления совокупного дохода семьи |
Органы социальной защиты населения, органы Пенсионного фонда РФ |
3. | Сведения о доходах граждан (предпринимателей) для исчисления совокупного дохода семьи |
Органы налоговой инспекции |
4. | Для неработающих трудоспособных граждан (за исключением лиц, находящихся в отпуске по уходу за детьми до трех лет): справку о выплатах из центра занятости (при их отсутствии - справку о постановке на учет в качестве безработного); справку о размере получаемой компенсационной выплаты при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи |
Служба занятости, органы Пенсионного фонда РФ, органы социальной защиты населения |
5. | Справку о размере заработной платы, стипендии и иных доходах за три предыдущих месяца |
Организации, учреждения |
6. | Справку о составе проживающих на занимаемой жилой площади граждан и осуществляющих оплату по единому лицевому счету |
Жилищно-эксплуатационные организации, ТСЖ, ЖСК, органы местного самоуправления |
7. | Справку об отсутствии другого жилого помещения, принадлежащего на праве собственности (в том числе долевой, совместной) |
Бюро технической инвентаризации, ТОРЦ |
8. | Справку либо счета-квитанции о расходах на оплату жилья и коммунальных услуг за прошедшие три месяца в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг |
Жилищно-эксплуатационные организации, ТСЖ, ЖСК |
9. | Копию соглашения о погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги (и оригинал для сверки) с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги |
Жилищно-эксплуатационные организации, ТСЖ, ЖСК и другие организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги |
10. | Справку об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг |
Жилищно-эксплуатационные организации, ТСЖ, ЖСК |
11.* | Копию заявления с отметкой органа местного самоуправления о замене жилого помещения |
Исполнительный орган муниципального образования |
12. | Документы, подтверждающие суммы получаемых алиментов на детей |
Организации, учреждения |
13. | Решения, подтверждающие факт нахождения лица на иждивении |
Судебные органы |
"*" копия заявления предоставляется вместо справки, указанной в пункте 10
Документы, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13 Перечня, предоставляются один раз в три месяца, документы, указанные в пунктах 1, 6, 7, 11 - один раз в шесть месяцев.
Для отдельных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды и др.) периодичность предоставления документов может быть изменена по решению органов (учреждений), указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Доходы, получаемые от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину подтверждаются декларацией по форме, разработанной органом (учреждением), указанным в пункте 2 настоящего Порядка.
Справки действительны в течение месяца со дня их выдачи заявителю.
Перечень документов, необходимых для начисления субсидии, носит обязательный характер.
Выдача организациями независимо от формы собственности гражданам документов или их копий, необходимых для получения субсидий, осуществляется бесплатно, кроме документов, выдаваемых учреждениями БТИ и ТОРЦ.
10. Заявители несут персональную ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством. Заявитель или другие совершеннолетние члены семьи сообщают об изменении состава семьи и уровня ее доходов в течение пятнадцати дней после соответствующего события.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом (учреждением), принимающим решение о предоставлении гражданам субсидий.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с действующим законодательством.
Проверка отдельных сведений, сообщаемых гражданами, обращающимися за субсидиями, проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, отказывают ему в предоставлении субсидии. Действие, бездействие и решение органов (учреждений), указанных в пункте 2 настоящего Порядка, об отказе в предоставлении субсидии по этим основаниям заявитель может обжаловать у вышестоящего в порядке подчиненности органа местного самоуправления, учреждения, должностного лица, муниципального служащего либо непосредственно в суде в соответствии с действующим законодательством. Сведения о должностях, фамилиях, телефонах и адресах вышестоящих в порядке подчиненности органов и должностных лиц должны быть размещены в помещении органов (учреждений), принимающих решение о предоставлении субсидий, и доступны заявителям для ознакомления.
11. Органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, формируют на каждого заявителя самостоятельное дело, включающее все документы и сведения, необходимые для предоставления или отказа в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Документы, а в необходимых случаях их копии, и сведения на бумажных и электромагнитных носителях подлежат хранению не менее трех лет. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
12. Органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, несут ответственность за соблюдение режима защиты, обработки и порядка использования информации, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, полученные от граждан при обращении за субсидиями, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам.
13. Субсидии не предоставляются семьям, совершеннолетние трудоспособные члены которых не представили сведения о доходах от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, в течение расчетного периода, установленного порядком учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, за исключением периода, когда они имели статус безработных.
Указанное положение не распространяется на матерей или других родственников, фактически осуществляющих уход за ребенком, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
14. Днем обращения гражданина с заявлением о предоставлении субсидий, с приложением к нему всех необходимых документов, считается дата подачи заявления в органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Если органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, не имеют возможности принять заявление и все необходимые документы граждан в день их первого обращения, то они регистрируют дату первого обращения граждан за субсидиями и назначают дату повторного обращения. В этом случае днем обращения считается дата первого обращения гражданина.
III. Определение размера субсидии
15. При предоставлении гражданам субсидий учитываются их расходы на оплату жилья (для нанимателей с учетом платы за наем), коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, приходящиеся на граждан, зарегистрированных по месту постоянного жительства и проживающих в одном жилом помещении на основаниях, указанных в пункте 4 настоящего Порядка. Расходы граждан осуществляются за счет общих доходов членов семьи по общим платежным документам, а для проживающих в многоквартирных домах - и по общему финансовому лицевому счету.
16. Размер предоставляемой субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг рассчитывается исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления:
нормативов потребления коммунальных услуг;
цен на содержание и ремонт жилья, наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, предоставляемого по договорам социального найма;
тарифов на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности.
Для граждан, оплачивающих коммунальные услуги по показаниям приборов учета, расчет субсидии осуществляется по показаниям приборов учета, но не более установленных нормативов потребления коммунальных услуг с учетом положений настоящего пункта.
Размер субсидий не может превышать фактически начисленную плату за жилье и коммунальные услуги.
17. При установлении тарифов на коммунальные услуги для их оплаты гражданами не равномерно в течение года, а только во время отопительного сезона - для теплоснабжения, или за период, не включающий плановый перерыв для проведения ремонтных и профилактических работ установленной продолжительности - для водоснабжения, а также в случаях использования двухставочных тарифов для расчета субсидий используются виды и размеры платежей, начисленные и вносимые гражданами в каждом конкретном месяце.
18. Размер субсидии, предоставляемой семье, часть членов которой временно проживают отдельно в жилых помещениях, не являющихся их общим местом жительства, при частичном не начислении платы за отдельные виды жилищных и коммунальных услуг рассчитывается исходя из оплаты:
жилья и теплоснабжения - по социальной норме площади жилья с учетом в составе семьи временно выбывших членов семьи;
остальных коммунальных услуг - по нормативам потребления без учета временно выбывших членов семьи.
19. В случае регистрации по месту жительства в разных жилых помещениях членов семьи: супругов и их несовершеннолетних или находящихся на иждивении детей до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, имеющих право на получение субсидии, субсидия рассчитывается в пределах социальной нормы площади жилья, приходящейся на количество зарегистрированных по месту жительства заявителя с учетом дохода, равного произведению среднедушевого дохода, рассчитанного исходя из совокупного дохода семьи, на число зарегистрированных по данному адресу членов семьи.
20. При среднедушевом доходе семьи больше установленного законом Томской области прожиточного минимума величина субсидии (С1) определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи:
С1 = ОСН - [МДДр х Д],
где С1 - размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (руб.);
ОСН - расходы на оплату жилья (для нанимателей с учетом платы за наем), коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, приходящихся на тех граждан, которые имеют право на субсидию в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, по действующим на момент предоставления субсидий ценам и тарифам, рассчитанным с учетом льгот (руб.);
МДДр - максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленная органами государственной власти Томской области;
Д - совокупный доход семьи, определенный в соответствии с порядком учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
21. При среднедушевом доходе семьи ниже установленного в соответствии с законодательством Томской области прожиточного минимума величина субсидии (С2) определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, рассчитанной с применением поправочного коэффициента, равного отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму:
С2 = ОСН - [МДДр х Д х К],
где С2 - размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемой гражданам, имеющим среднедушевой доход семьи ниже установленного в соответствии с законодательством Томской области прожиточного минимума (руб.);
МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленный органами государственной власти Томской области;
К - поправочный коэффициент:
К = СД/ПМ,
где СД - среднедушевой доход семьи, рассчитанный путем деления совокупного дохода семьи, определенного в соответствии с Порядком учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на количество членов семьи (руб.);
ПМ - последняя, установленная законом Томской области, величина прожиточного минимума (руб.).
22. В течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (до 8 мая 2004 года) увеличение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления не может превышать пятьдесят процентов от указанных расходов на день вступления в силу вышеуказанного федерального закона для имеющего среднедушевой доход на одного члена семьи ниже установленного законом Томской области прожиточного минимума:
нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения;
нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая граждан, проживающих в общежитиях, входящих в состав такого жилищного фонда;
собственника жилого помещения;
членов семей, совместно проживающих с лицами, указанными в настоящем пункте.
При этом величина субсидии (С3) определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья, коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг и фактическим платежом получателя субсидии на день вступления в силу вышеуказанного федерального закона, увеличенными на пятьдесят процентов:
С3 = НП - 1,5 х НПстар.
где С3 - величина субсидий для граждан, которые в течение установленного срока имеют право на то, что увеличение их расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления не может превышать пятьдесят процентов от указанных расходов на день вступления в силу вышеназванного федерального закона (руб.);
НП - сумма начисленных платежей, приходящаяся на граждан, имеющих право на субсидии в соответствии с данным пунктом, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг исходя из действующих в настоящее время цен и тарифов с учетом льгот и ранее предоставленной субсидии;
НПстар.- сумма начисленных платежей, приходящаяся на граждан, имеющих право на субсидии в соответствии с настоящим пунктом, рассчитанная в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг исходя из установленных на момент вступления в силу вышеуказанного федерального закона (8 мая 2003 года) цен и тарифов с учетом льгот и ранее предоставленной субсидии (руб.).
Данный порядок применяется в случае, если после окончания периода предоставления ранее назначенной субсидии и при расчете субсидии в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг превышают более чем на пятьдесят процентов указанные расходы на день вступления в силу вышеуказанного федерального закона.
23. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать разницу между начисленным платежом за жилье, коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и установленной законодательством максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи.
IV. Механизм предоставления субсидии
24. На основании предоставленных гражданам органами (учреждениями), указанными в пункте 2 настоящего Порядка, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг наймодатели, организации, имеющие перед гражданами обязательства по предоставлению им жилищно-коммунальных услуг, производят уменьшение начисленной оплаты жилья и коммунальных услуг.
Рассчитанная сумма субсидии распределяется по видам оплаты жилищно-коммунальных услуг пропорционально начислениям платежей в пределах социальной нормы площади жилья и отражается в личном деле получателя субсидий и соответствующих платежных документах.
При уменьшении размера платежей граждан из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищно-коммунальных услуг размеры рассчитанных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг подлежат уменьшению.
V. Финансирование предоставления субсидий
25. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из областного бюджета в объеме, устанавливаемом законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
26. Органы местного самоуправления вправе создавать комиссии для принятия решений по вопросам предоставления гражданам субсидий в ситуациях, не урегулированных настоящим Порядком.
VI. Приостановление предоставления субсидий
27. Органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, обязаны во взаимодействии с наймодателями и организациями, имеющими перед гражданами обязательства по предоставлению жилищных и коммунальных услуг, обеспечивать контроль своевременности и полноты оплаты жилищно-коммунальных услуг получателями субсидий.
28. При неоплате текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги гражданами, получающими субсидии, предоставление субсидий может быть приостановлено до полного погашения ими задолженности или подачи заявления о замене жилого помещения в соответствии со ст. 15.7 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики".
29. Предоставление субсидий гражданам в ранее начисленных размерах может быть прекращено органом (учреждением), указанным в пункте 2 настоящего Порядка, предоставившим субсидию, в случае предоставления гражданином заведомо недостоверной информации о доходах членов семьи.
Возмещение гражданином необоснованно полученных сумм субсидий производится в добровольном порядке. В случае отказа гражданином вернуть необоснованно полученную субсидию, органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, обеспечивают взыскание в судебном порядке.
30. Органы (учреждения), указанные в пункте 2 настоящего Порядка, выносят решение о приостановлении предоставления субсидии, о котором в письменной форме уведомляют заявителя в течение трех рабочих дней с указанием причин его принятия. Сведения о принятом решении отражаются в деле заявителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.