Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Стратегия
сокращения бедности на территории
Томской области
(утв. распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 20 ноября 2003 г. N 804-р)
21 апреля 2004 г.
Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области.
I. Характеристика проблемы
Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке c 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (23,3%) живет за чертой бедности.
Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия "бедность" не существует.
Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности.
С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, а также доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных и медицинских) (приложение 1).
Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1):
Таблица 1
Распределение муниципальных образований в соответствии с
интегральной оценкой уровня бедности
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Кедровый г. Северск г. Стрежевой г. Томск |
Томский Тегульдетский Первомайский Каргасокский Александровский |
Кожевниковский Шегарский Кривошеинский Парабельский Молчановский |
Зырянский Бакчарский Чаинский Колпашевский Асиновский Верхнекетский |
В основе определения уровня бедности по лишениям (депривации) лежат три основных фактора (таблица 2):
недостаток денежных доходов;
низкое качество жилья;
ограниченный доступ медицинских услуг.
Таблица 2
Группировка неблагополучных районов по основным факторам,
обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация)
Недостаток денежных доходов |
Низкое качество жилья | Ограниченный доступ медицинских услуг |
Бакчарский Кривошеинский |
Верхнекетский Тегульдетский |
Асиновский Молчановский |
По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1):
График 1
Портрет бедности населения Томской области
"Портрет бедности населения Томской области"
В группе населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум (23,3% от общей численности населения области), около половины граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 70% величины прожиточного минимума. Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения. Разрушается социальный консенсус базовых ценностей и принципов жизни. Поэтому в настоящее время усилия должны быть сконцентрированы на содействии сокращению бедности.
Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21 апреля 2004 г. N 268-р в раздел II настоящего приложения внесены изменения
II. Цель, задачи и приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является совершенствование региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния и сокращение уровня бедности в среднесрочной перспективе до следующего уровня:
Показатель | Единица измерения |
Оценка | Прогноз | |||
2003 год |
2004 год | 2005 год | ||||
Вариант 1* | Вариант 2** |
Вариант 1* |
Вариант 2** |
|||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в % ко всему населению) |
% | 23,0 | 20,4 | 19,4 | 19,4 | 19,0 |
вариант 1* (умеренный) - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, в том числе цен на нефть;
вариант 2** - исходит из достаточно благоприятного сочетания внешних и внутренних условий, в том числе цен на нефть.
Данная цель предполагает решение следующих задач в рамках реализации программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года:
сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономических факторов, обусловливающих бедность;
повышение эффективности социальной защиты населения и снижение влияния социальных факторов, обусловливающих бедность;
создание условий для формирования "среднего класса", как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя;
переход от стратегии "выживания" к стратегии развития.
Исходя из поставленных задач, приоритетным направлением Стратегии сокращения бедности является социальная и экономическая бедность.
Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем заработной платы. Она затрагивает наиболее активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 60,5%). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность.
Приоритетные направления сокращения экономической бедности:
1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения.
2. Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда.
3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований.
4. Сокращение влияния территориально-географического фактора бедности.
5. Совершенствование системы и механизмов микрокредитования как основы формирования малого предпринимательства.
Социальная бедность обусловлена наличием социально-уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, многодетные семьи). Затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 39,5%).
Приоритетные направления сокращения социальной бедности:
1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи.
2. Сокращение детской бедности.
3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам.
4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне.
1. Экономические факторы бедности
1.1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной
занятости населения
Формирование эффективного рынка труда Томской области осуществляется по следующим направлениям:
1. Реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий.
2. Развитие новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения.
3. Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы", направленной на:
профилактику безработицы и организацию системы профилирования безработных граждан;
оценку эффективности мероприятий по формированию эффективного рынка труда;
развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики;
усиление информационной поддержки политики занятости;
государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы.
4. Совершенствование нормативной правовой базы в части повышения социальных гарантий граждан, занятых в личном подсобном хозяйстве.
5. Обновление данных баланса трудовых ресурсов с целью оценки эффективной занятости населения в муниципальных образованиях области.
Реализация мероприятий программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" увязана с приоритетными направлениями государственной политики в сфере занятости населения, сформулированными в Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2003 - 2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р.
Кроме программных мероприятий ведется работа по следующим направлениям:
- обеспечение дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в государственной поддержке, повышение их социальной защищенности в соответствии с Законом Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" от 17.11.98 N 30-ОЗ;
- приоритетное финансирование трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь - выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16-23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы), в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 21.03.2003 N 179-р "О финансировании трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
- трудоустройство женщин, нуждающихся в государственной поддержке в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 23.11.2001 N 391 "О плане мероприятий по улучшению положения женщин в Томской области и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы";
- приведение в соответствие с федеральным законодательством перечня общественных работ, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 20.07.98 N 259 "Об организации и проведении общественных работ" (в редакции постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 18.06.02 N 196).
В рамках совершенствования нормативной правовой базы планируется подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", направленных на включение граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством в число занятых. Это позволит рассчитать трудовой стаж работы в личном подсобном хозяйстве, обеспечит оплату больничных листов, выход и начисление пенсий на общих основаниях и в конечном итоге повысит уровень социальной защищенности данной категории граждан.
Ежегодное обновление данных баланса трудовых ресурсов в разрезе муниципальных образований позволит определить:
- численность трудовых ресурсов;
- уровень общей безработицы;
- миграционные процессы и движение рабочей силы на территории муниципальных образований;
- эффективность занятости населения;
- потребность в квалифицированных рабочих кадрах.
Ожидаемые результаты
Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда позволит:
- повысить эффективность занятости населения;
- не допустить превышения уровня официальной безработицы к концу 2005 г. - 5,1%, в т.ч. к концу 2003 г. - 4,5%.
- определить потребность экономики в трудовых ресурсах;
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 633,5 тыс. человек, в том числе в 2003 г. - 150 тыс. человек;
- трудоустроить 110,9 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 22,0 тыс. человек, из них:
за счет общественных работ - 18 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 5,4 тыс. человек;
за счет временного трудоустройства подростков на период каникул - 33,2 тыс., в т.ч. в 2003 г. - 9,6 тыс. человек;
за счет поддержки предпринимательской инициативы 1,9 тыс. безработных граждан, в т.ч. в 2003 г. - 250 безработных;
предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т. ч. в 2003 г. - 1,2 тыс. человек;
провести профориентационную работу с 184,8 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 31,6 тыс. человек.
1.2. Политика в сфере доходов населения и оплаты труда
Начиная с 2000 года, в области отмечается устойчивая динамика роста реальной заработной платы. Наряду с этим, для региона характерна высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям. По данным единовременного статистического обследования крупных и средних предприятий области каждый пятый работник получает заработную плату на уровне прожиточного минимума и ниже. По итогам 2002 года наиболее низкая заработная плата сложилась в сельском хозяйстве - 2037 рублей, пищевой промышленности - 2235 рублей, лесной и деревообрабатывающей - 2347 рублей.
Решение этой проблемы требует комплексного подхода к изменению политики оплаты труда в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере.
Изменения в реальном секторе экономики должны проводиться по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в части:
снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
легализации доходов населения.
2. Совершенствование социального партнерства, направленное на:
расширение круга участников социального партнерства за счет включения в договорный процесс ассоциаций, объединений организаций малого бизнеса и частных предпринимателей;
поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения области с учетом особенностей отраслей экономики;
регулирование заработной платы в рамках коллективных договоров и тарифных соглашений, устранение на этой основе неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников и отраслям экономики.
3. Мониторинг и реализация мероприятий по ликвидации задолженности по заработной плате.
Изменения в бюджетной сфере должны проводиться по следующим направлениям:
1. Установление надтарифной части фонда оплаты труда в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры Томской области.
2. Подготовка к переходу на отраслевую систему оплаты труда, что приведет к дифференциации оплаты труда в зависимости от уровня образования, квалификации, сложности выполняемых работ, специального стажа работника и введению стимулирующих надтарифных надбавок.
В целях снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 241 и 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривает снижение ставки единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на 5% и снижение предельного размера налоговой базы, с которой применяется регрессивная шкала, для всех налогоплательщиков до - 75000 рублей, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - до 50000 рублей.
Ожидаемые результаты
Реализация поставленных задач приведет к стабильному росту заработной платы работников, ее легализации, увеличению поступлений средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, погашению задолженности по оплате труда, защите трудовых прав работников (таблица 3).
Таблица 3
Показатели | 2002 г. (факт) |
2003 г. (прогноз) |
2004 г. (прогноз) |
2005 г. (прогноз) |
Среднемесячная заработная плата, рублей: |
||||
в среднем по области | 5409 | 6700 | 7800 | 9100 |
в среднем по России | 4414 | 5428 | 6379 | 7390 |
Темп роста реальной заработной платы, в % к предыдущему году |
||||
по области | 115 | 108,4 | 106,7 | 107,4 |
по России | 108,1 | 106,4 | 106,6 |
1.3. Сглаживание неравномерности экономического развития
муниципальных образований
Низкий уровень диверсификации экономики большинства муниципальных образований области, наличие монопрофильных городов (Северск, Стрежевой, Кедровый) в сочетании с особенностями транспортной инфраструктуры и наличием северных и малонаселенных территорий делают территориально-экономическое неравенство в Томской области неизбежным.
В целях сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований необходимо провести:
- комплексную оценку уровня привлекательности муниципальных образований области с точки зрения проживания в них (на ее основе разработать карты развития территорий);
- поэтапную разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований области;
- мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований на основе индикаторов карты развития;
- подготовку проекта областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004 -2010 годы", которая послужит стимулом для развития социальной и производственной инфраструктуры сельской местности, а также поспособствует формированию рынка труда на селе за счет несельскохозяйственной занятости.
В основу сравнительной оценки социально-экономического развития муниципальных образований легли:
- система муниципальных индикаторов, включающая 160 показателей, полученных из информационных баз государственной статистики, областных и муниципальных органов исполнительной власти;
- расчет индексов уровня экономического развития, демографического состояния, доходов населения, бюджетной нагрузки, состояния рынка труда, отраслей ЖКХ, здравоохранения, образования, криминогенной обстановки, удаленности от областного центра;
- комплексная оценка сводных индексов развития и привлекательности муниципального образования с точки зрения проживания в нем.
Индекс экономического развития обобщает влияние на состояние экономики муниципального образования следующих факторов (таблица 4):
- объем производства промышленной продукции на душу населения;
- доля перспективных отраслей в общей структуре производства;
- объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
- объем произведенной валовой сельскохозяйственной продукции на душу населения;
- доля негосударственных предприятий;
- доля убыточных предприятий.
Таблица 4
Группировка муниципальных образований по значению индекса
экономического развития
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
Стрежевой г. Томск Томский * г. Кедровый * Каргасокский |
Александровский Кожевниковский |
Асиновский Верхнекетский Зырянский Колпашевский Кривошеинский Парабельский Первомайский Шегарский |
Бакчарский Молчановский Тегульдетский Чаинский |
*- без учета ухода с территории крупных предприятий
Индекс демографического состояния населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 5):
- демографическая нагрузка на трудоспособное население;
- смертность (человек на 1000 жителей);
- миграционный прирост.
Таблица 5
Группировка муниципальных образований по значению индекса
демографического состояния населения
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Стрежевой г. Томск г. Кедровый Александровский |
Верхнекетский Каргасокский Тегульдетский Томский |
Бакчарский Зырянский Кривошеинский Кожевниковский Парабельский Чаинский |
Асиновский Колпашевский Молчановский Первомайский Шегарский |
Индекс доходов населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 6):
- размер средней заработной платы;
- величина задолженности по заработной плате;
- объем оборота розничной торговли на душу населения;
- объем платных услуг на душу населения;
- доля семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка (признак детской бедности);
- доля семей, получающих жилищные субсидии (признак общей бедности).
Таблица 6
Группировка муниципальных образований по значению
индекса доходов населения
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый |
Александровский Томский Парабельский Колпашевский |
Бакчарский Верхнекетский Зырянский Кожевниковский Кривошеинский Молчановский Шегарский |
Асиновский Первомайский Тегульдетский Чаинский |
Индекс нагрузки на бюджет обобщает влияние следующих факторов (таблица 7):
- доля граждан, пользующихся дотациями и льготами по оплате жилья и коммунальных услуг;
- средний размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- доля граждан, пользующихся льготами при оплате проезда на муниципальном транспорте;
- доля граждан, пользующихся льготами при оплате услуг связи.
Таблица 7
Группировка муниципальных образований по значению
индекса нагрузки на бюджет
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные города и районы |
Неблагополучные районы |
г. Кедровый г. Стрежевой Александровский Верхнекетский |
Кожевниковский Шегарский |
г. Томск Асиновский Бакчарский Зырянский Каргасокский Молчановский Парабельский Первомайский Чаинский |
Колпашевский Кривошеинский Тегульдетский Томский |
Индекс состояния рынка труда муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 8):
- уровень регистрируемой безработицы;
- финансовые средства, выделенные из муниципального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в расчете на одного безработного;
- численность незанятого населения, обратившегося в органы службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию.
Таблица 8
Группировка муниципальных образований по значению
индекса состояния рынка труда
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные города и районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Томск г. Стрежевой Томский |
Александровский Асиновский Бакчарский Зырянский г. Кедровый Колпашевский Тегульдетский |
Парабельский Шегарский Чаинский Молчановский |
Верхнекетский Каргасокский Кожевниковский Кривошеинский Первомайский |
Индекс состояния жилищно-коммунальной сферы муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 9):
- уровень полного благоустройства жилого фонда;
- доля населения, проживающего в жилом фонде, обеспеченном канализацией и водопроводом;
- обеспеченность жильем в среднем на одного жителя;
- величина задолженности по оплате населения за ЖКУ в расчете на одного жителя.
Таблица 9
Группировка муниципальных образований по значению индекса
жилищно-коммунальной сферы
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Стрежевой г. Кедровый г. Томск |
Асиновский Томский Колпашевский Молчановский |
Зырянский Каргасокский Кожевниковский Кривошеинский Парабельский Чаинский Шегарский |
Александровский Бакчарский Верхнекетский Первомайский Тегульдетский |
Индекс состояния здравоохранения в муниципальном образовании обобщает влияние следующих факторов (таблица 10):
- выявлено больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза (человек на 100 тыс. жителей);
- число врачебных больничных коек (на 10 тыс. жителей);
- численность врачей (на 10 тыс. жителей);
- численность среднего медицинского персонала (на 10 тыс. жителей);
- численность среднего медицинского персонала в расчете на одного врача.
Таблица 10
Группировка муниципальных образований по значению индекса
состояния здравоохранения
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные города и районы |
Неблагополучные районы |
г. Томск г. Стрежевой |
Александровский Колпашевский Первомайский Бакчарский Верхнекетский |
Зырянский г. Кедровый Каргасокский Кривошеинский Молчановский Парабельский Чаинский |
Асиновский Кожевниковский Тегульдетский Шегарский Томский |
Индекс состояния сферы образования и детского воспитания обобщает влияние следующих факторов (таблица 11):
- доля выпускников средних школ в общей численности учащихся;
- доля педагогических работников детских дошкольных учреждений с высшим образованием;
- доля учащихся во вторую и третью смену;
- заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях (пропущено по болезни /общее количество посещений).
Таблица 11
Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния
сферы образования и детского воспитания
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные города и районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Кедровый г. Томск Молчановский Кожевниковский Томский |
г. Стрежевой Асиновский |
Верхнекетский Колпашевский |
Александровский Бакчарский Зырянский Каргасокский Кривошеинский Парабельский Первомайский Тегульдетский Чаинский Шегарский |
Индекс охраны правопорядка обобщает влияние следующих факторов (таблица 12):
- количество преступлений на 100 тыс.жителей;
- количество тяжких преступлений на 100 тыс.жителей.
Таблица 12
Группировка муниципальных образований по значению
индекса охраны правопорядка
Благополучные районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные города и районы |
Неблагополучные города и районы |
Кожевниковский Бакчарский Каргасокский |
Тегульдетский Александровский Парабельский Шегарский |
г. Кедровый Томский Верхнекетский |
г. Томск Асиновский Зырянский Колпашевский Кривошеинский Молчановский г. Стрежевой Первомайский Чаинский |
Индекс удаленности от областного центра обобщает влияние следующих факторов (таблица 13):
- удаленность от областного центра;
- плотность покрытия территории района автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Таблица 13
Группировка муниципальных образований по значению индекса
удаленности от областного центра
Благополучные районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные города и районы |
Шегарский Томский Кожевниковский |
Зырянский Кривошеинский Асиновский |
Чаинский Первомайский Молчановский Колпашевский |
Александровский Бакчарский Верхнекетский Каргасокский г. Кедровый Парабельский г. Стрежевой Тегульдетский |
Конечным результатом комплексной оценки являются сводные индексы уровня развития и привлекательности территории (таблицы 14, 15).
Таблица 14
Группировка муниципальных образований по сводному
индексу развития территорий
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г. Томск г. Стрежевой г. Кедровый |
Александровский Томский Каргасокский Кожевниковский |
Асиновский Бакчарский Верхнекетский Парабельский Шегарский |
Зырянский Колпашевский Кривошеинский Молчановский Первомайский Тегульдетский Чаинский |
Таблица 15
Группировка муниципальных образований по индексу
привлекательности территорий
Благополучные города и районы |
Относительно благополучные города и районы |
Относительно неблагополучные районы |
Неблагополучные районы |
г.Томск | Асиновский Томский г. Стрежевой г. Кедровый Кожевниковский |
Зырянский Колпашевский Кривошеинский Молчановский Парабельский Шегарский |
Александровский Бакчарский Верхнекетский Каргасокский Первомайский Тегульдетский Чаинский |
По результатам сводного индекса развития и привлекательности территорий построена карта развития муниципальных образований области (приложение 2), на основе которой необходимо осуществлять мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития территорий.
В 2003 году запланирована подготовка проектов программ социально-экономического развития Томского, Молчановского, Шегарского и Кривошеинского районов Томской области. Индивидуальный подход к разработке и реализации этих программ, а также программы развития сельских территорий "Социальное развитие села Томской области на 2004 -2010 годы" позволит определить приоритетные направления развития территорий и усилит их конкурентные преимущества.
Основными целями подготовки проекта областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004 -2010 годы" являются:
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы между селом и городом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;
- создание организационных, правовых и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития экономики, обеспечивающих рост уровня жизни населения сельской местности.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы в части снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты предполагается подготовка законодательной инициативы в виде:
- проекта федерального закона "О внесении дополнений в главу 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства и лесозаготовительной отрасли промышленности;
- проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 164, главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Также предполагается добиться уменьшения размера налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость на сельскохозяйственную продукцию по отдельным группам продовольственных товаров с 10% до 5%.
Эти изменения будут способствовать снижению налоговой нагрузки, финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства и созданию конкурентной среды за счет вхождения в эту отрасль субъектов малого предпринимательства.
Снижение налоговой нагрузки на предприятия лесозаготовительной отрасли и сельского хозяйства будет способствовать стабилизации финансового состояния предприятий и повышению рентабельности производимой продукции, даст возможность привлечения инвестиций в эти отрасли экономики.
Ожидаемые результаты
Реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований в комплексе с совершенствованием нормативной правовой базы позволит сгладить неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований.
1.4. Переселение граждан из неперспективных поселков
К категории неперспективных (депрессивных) поселков на территории Томской области относятся более сорока населенных пунктов с численностью около 5 тысяч человек.
Основными критериями отнесения поселков к депрессивным являются:
- отсутствие основного производства и перспективы создания новых рабочих мест;
- отсутствие централизованного электроснабжения и транспортной схемы;
- ежегодное подтопление во время весенних паводков;
- значительное превышение расходов бюджета над доходами, полученными в реальном секторе экономики населенного пункта.
Целью областной целевой программы "Оказание адресной помощи населению, выезжающему из депрессивных населенных пунктов Томской области в 2003 году" является оказание населению государственной помощи при переселении из депрессивных населенных пунктов области в населенные пункты с более благоприятными условиями жизнедеятельности.
Основные задачи программы:
- консолидация средств федерального, областного и местных бюджетов, а также участников программы для приобретения жилья и реконструкции под жилье объектов социальной сферы;
- сокращение прямых и косвенных бюджетных расходов по обеспечению жизнедеятельности расселяемых населенных пунктов.
Ожидаемые результаты
Ежегодные мероприятия по переселению граждан из неперспективных (депрессивных) поселков позволят снизить влияние территориального фактора, обусловливающего экономическую бедность населения. В рамках программы в 2003 году из депрессивных населенных пунктов области будет переселено 73 семьи.
1.5. Развитие системы и механизмов микрокредитования
Микрокредитование является одним из действенных механизмов развития малого предпринимательства. Упрощение процедуры доступа малых предприятий к коммерческим кредитам и расширение круга финансовых институтов и организаций, осуществляющих кредитование малых предприятий, способствуют росту экономического потенциала малого бизнеса и созданию новых рабочих мест при параллельной минимизации вложений капитала.
В этих целях Администрация Томской области осуществляет следующие мероприятия:
- создание специализированных центров поддержки и развития малого предпринимательства в г.Асино, г.Колпашево, с. Молчаново и с. Мельниково с целью повышения уровня экономической культуры;
- поддержку небанковских институтов микрокредитования - кредитных кооперативов, областных целевых бюджетных фондов государственной поддержки личных хозяйств и малого предпринимательства, сотрудничество с международными организациями, предоставляющими микрокредиты ("ФИНКА");
- развитие ипотечного жилищного кредитования по схеме кредитования граждан через Региональное ипотечное агентство Томской области, в основу деятельности которого положено сотрудничество с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" для создания механизма рефинансирования ипотечных кредитов.
Для облегчения доступа в ипотечную систему жилищного кредитования малообеспеченных граждан в областном бюджете на 2003 год предусмотрено финансирование:
- областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" в объеме 5 млн.рублей;
- долевого строительства (приобретения) жилья государственным служащим и работникам бюджетной сферы в размере 10 млн. рублей.
Кроме того, для увеличения участия населения области в механизме ипотечного кредитования Администрация области проводит работу по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня жизни населения за счет предпринимательской активности и самозанятости, формирование "среднего класса" как основного производителя, инвестора и потребителя, расширение возможностей доступа населения к улучшению жилищных условий позволит сократить экономическую бедность на территории области.
2. Социальные факторы бедности
2.1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление
адресности социальной помощи
Повышение эффективности социальной защиты населения предполагает развитие системы социальной защиты в целом и управление социальными рисками за счет:
- институциональных преобразований;
- расширения рынка социальных услуг;
- обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся социальными услугами;
- комплексного характера социальной помощи.
В этих целях ведется подготовка проекта программы "Повышение эффективности системы социальной защиты населения на 2003-2008 годы", основными направлениями которой являются:
1. Защита наиболее нуждающихся граждан путем:
- совершенствования системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, посредством создания единой информационной базы получателей льгот;
- предоставления адресной социальной поддержки с учетом нуждаемости;
- совершенствования процедур оценки нуждаемости;
- введения встречных обязательств получателей помощи по трудоустройству.
2. Повышение эффективности социальной помощи и социального обслуживания путем:
- внедрения рыночных механизмов и развития конкуренции в социальном обслуживании;
- перехода от субсидирования производителей услуг к финансированию потребителей услуг;
- перехода на методику финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем";
- внедрения системы государственного социального заказа;
- определения приоритетов государственной поддержки и обеспечения прозрачности бюджетных социальных расходов.
Проект программы предусматривает разработку следующих нормативных правовых актов:
- проекта закона "Об адресной социальной помощи в Томской области";
- проекта постановления "О порядке финансирования и предоставления государственных социальных льгот в отдельных муниципальных образованиях";
- проекта постановления "Об утверждении методики расчета тарифов на дополнительные платные услуги".
Ожидаемые результаты
Совершенствование системы социальной защиты населения приведет к изменению системы финансирования. Денежные средства будут поступать в приоритетном порядке на финансирование потребностей наиболее уязвимых потребителей социальных услуг. Развитие негосударственных форм социального обслуживания позволит создать конкурентную среду и расширить свободу выбора потребителям социальных услуг.
2.2. Сокращение детской бедности
Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения свидетельствует о том, что наибольшей вероятностью попадания в число бедных отличаются дети. По данным социологического обследования домохозяйств Томской области более четверти бедного населения составляют дети. Детская бедность оказывает необратимое воздействие на будущее ребенка: его здоровье, возможность получения образования и социальный статус. Риск бедности существует для детей еще до момента рождения и зависит от того, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие матери. В связи с этим сокращение детской бедности является приоритетным направлением сокращения социальной бедности.
В рамках сокращения социальной бедности планируется подготовить проект программы "Дети Томской области", которая будет основана на комплексном подходе к решению проблемы сокращения детской бедности за счет:
- создания условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через развитие семейных форм воспитания: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы;
- комплексного решения проблемы адаптации детей-инвалидов в социуме;
- обеспечения мер профилактики социального неблагополучия в семье, детской беспризорности и безнадзорности посредством:
- создания автоматизированной информационной системы выявления и учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- создания условий для духовного и физического развития, профессиональной ориентации и трудовой адаптации детей и подростков из неблагополучных семей;
- профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков;
- развития инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками.
В 2003 году утверждена областная целевая программа "Здоровый ребенок", которая направлена на:
- социальную поддержку материнства и детства;
- охрану здоровья детей и репродуктивного здоровья населения, предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности;
- развитие материально - технической базы учреждений родовспоможения и детства;
- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи.
Ожидаемые результаты
Реализация программ позволит снизить влияние факторов, обусловливающих распространение социального сиротства, обеспечить действенную поддержку детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развить систему защиты прав несовершеннолетних детей и расширить формы семейного детского воспитания, увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам
Выравнивание доступа населения к социальным услугам планируется обеспечить за счет:
- разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы;
- разработки норматива подушевого финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования;
- развития системы социального заказа.
Для решения проблемы выравнивания доступа населения к социальным услугам в образовании разработана Концепция реструктуризации сети образовательных учреждений на основе создания образовательных округов в сельских районах Томской области. Основными направлениями концепции являются:
- переход на подушевое финансирование образовательных учреждений, упорядочение системы дополнительного образования;
- реструктуризация сети образовательных учреждений, создание и развитие новых форм воспитания детей дошкольного возраста на базе начальных и средних школ;
- создание комплексов, объединяющих школы с учреждениями начального профессионального и дополнительного образования, учреждениями культуры, а также объектами социальной сферы;
- создание в сельских округах базовых школ, обеспечивающих более высокое качество знаний для всех обучающихся, предполагающее организацию транспортного обслуживания и реорганизацию малокомплектных и малочисленных школ;
- создание центров и систем дистанционного обучения в поселках с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;
- создание лицейских и гимназических классов в базовых школах округов;
- перевод части услуг дополнительного образования на платную основу;
- компьютеризация сельских школ.
Ожидаемые результаты
Внедрение норматива подушевого финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования позволит оптимизировать бюджетные расходы на образование, выровнять уровень бюджетной обеспеченности между территориями и обеспечить качество и доступность образовательных услуг.
В области здравоохранения основной целью реформирования является обеспечение доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, которые соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане. В этих целях предполагается:
- провести реструктуризацию сети лечебных учреждений на основе создания сельских медицинских округов, что позволит:
- оптимизировать бюджеты учреждений, определить их реальные потребности в финансовых средствах;
- обеспечить прозрачность прохождения финансовых потоков;
- повысить эффективность распределения бюджетных ресурсов и качество предоставляемых услуг;
- усилить роль страховых медицинских организаций в обеспечении качества и доступности бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам;
- расширить рынок платных медицинских услуг.
Ожидаемые результаты
Реализация поставленных задач позволит оптимизировать сеть лечебных учреждений области, повысить эффективность и качество медицинских услуг, обеспечить доступность и равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи в пределах государственных гарантий для жителей городов и районов области.
2.4. Стимулирование эффективных социальных преобразований
на муниципальном уровне
В целях эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
- определение порядка распределения целевого бюджетного фонда стимулирования муниципальных образований с учетом оценки преобразований в социальной сфере;
- разработка мероприятий по профилактике правонарушений на территории области;
- реализация областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год", целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Основными задачами данной программы являются:
- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
- выполнение обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;
- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.
Основными мероприятиями программы являются:
- составление реестров ветхих и аварийных зданий, разработка муниципальных программ расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, формирование нормативной правовой базы для предоставления жилья гражданам;
- разработка схем и механизмов аккумулирования бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов;
- разработка схем оптимального использования освободившегося жилья, земельных участков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.