На предприятии прошла специальная оценка условий труда. В подразделении одно рабочее место не прошло оценку, два аналогичных места прошли. Указанные рабочие места были признаны аналогичными комиссией по проведению СОУТ. В карте СОУТ отсутствует подпись работника, занятого на третьем рабочем месте.
Какие могут быть последствия для Работодателя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Отсутствие в карте СОУТ подписи работника является нарушением законодательства.
Обоснование позиции:
Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится в том числе обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ) для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).
Таким образом, само по себе проведение СОУТ только на двух из трех имеющихся в организации рабочих мест, которые были признаны комиссией по проведению СОУТ аналогичными, не свидетельствует о каких-либо нарушениях закона.
При этом в силу ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 426-ФЗ на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
Форма карты специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, предполагает внесение в нее информации о численности работников, занятых на всех аналогичных рабочих местах (строка 020), и СНИЛС работников (строка 021). По нашему мнению, при заполнении строки 021 карты СОУТ необходимо вносить СНИЛС всех работников, занятых на момент составления отчета на всех аналогичных рабочих местах.
В силу пп. 12 п. 5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, карта СОУТ подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.
Полагаем, что отсутствие СНИЛС работника, занятого на рабочем месте на момент составления отчета о СОУТ, в карте СОУТ, а также отсутствие факта ознакомления работника с результатами СОУТ, который должен подтверждаться подписью работника в карте СОУТ, могут быть квалифицированы контролирующими органами как нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, ответственность за которые установлена частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Свердловского областного суда от 06.04.2016 N 72-461/2016).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Ответ прошел контроль качества
14 мая 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"