Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 711277-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе) "положения федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону".
В соответствии со статьей 1 Закона о гособоронзаказе данный закон устанавливает не только особенности размещения, но и особенности выполнения государственного оборонного заказа. Выполнение государственного оборонного заказа предполагает как деятельность государственного заказчика, так и деятельность головного исполнителя и исполнителей, входящих в кооперацию (далее - исполнители ГОЗ).
Исполнители ГОЗ, как правило, являются компаниями с государственным участием и для выполнения государственного оборонного заказа осуществляют закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ). Согласно части 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ исполнители ГОЗ обязаны размещать в сети Интернет план закупок, при этом действующим законодательством не предусмотрены исключения для закупок в рамках государственного оборонного заказа.
Вместе с тем, указание в плане закупок и размещение в сети Интернет сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа является недопустимым ввиду следующего:
Во-первых, согласно директивам Правительства РФ и Коллегии ВПК РФ сведения, предусмотренные Законом о гособоронзаказе, не подлежат размещению в открытых источниках сети Интернет.
В то же самое время согласно части 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ неразмещение информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, является административным правонарушением. В этой связи, в отсутствие законодательного закрепления выполнение исполнителями государственного оборонного заказа указаний Правительства РФ и ВПК РФ по неразмещению информации может повлечь привлечение к административной ответственности контролирующими органами.
Во-вторых, вышеуказанный подход к закупкам, осуществляемым в рамках выполнения государственного оборонного заказа, направлен на исключение предпосылок для расширения круга лиц, обладающих информацией ограниченного доступа.
Государственные контракты, как правило, содержат техническое задание, имеющее гриф секретности. Размещение совокупности сведений о закупках в рамках исполнения таких государственных контрактов, т.е. по сути составных элементов грифованного документа, может повлечь прямое или косвенное раскрытие:
- содержания или результатов выполнения НИОКР по созданию или модернизации ВВТ;
- тактико-технических требований, характеристик, возможностей боевого применения ВВТ;
- направлений развития, содержания разработки, конструкции, технологии изготовления ВВТ;
- показателей государственного оборонного заказа в части ВВСТ, продукции оборонного назначения, а также производственных мощностей по их выпуску, кооперационных связей предприятий-изготовителей и разработчиков продукции, используемой для нужд обороны;
- сведений, раскрывающих расходы денежных средств на НИОКР работы по созданию вооружения, военной техники, на заказы, разработку, производство или ремонт вооружения, военной техники, на аналогичные и иные работы, сведения о которых раскрывают показатели государственного оборонного заказа, а также производственные мощности по выпуску вооружения, военной, специальной техники, продукции оборонного назначения;
- достижений науки и техники, определяющих качественно новый уровень возможностей ВВТ;
- фактов приобретения продукции, используемой в интересах выполнения задач, заданий и работ, связанных с развитием технологий, имеющих важное социально-экономическое значение для обороны страны и безопасности государства.
Указанные сведения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Размещение совокупности таких сведений в открытых источниках, в том числе в единой информационной системе, учитывая присвоение идентификаторов государственного контракта, позволяет собрать и воспроизвести техническое задание по составным элементам, что может причинить ущерб интересам национальной безопасности и обороны.
В-третьих, осуществление закупок предприятиями ОПК осложнено введением международных санкций.
Учитывая действие международных санкций в отношении предприятий ОПК, раскрытие сведений о закупках фактически означает разглашение в открытом доступе информации о взаимодействии поставщиков с лицом, включенным в санкционные списки, что влечет негативные последствия как для поставщиков (дискредитация поставщиков, включение таких поставщиков в санкционные списки, аннулирование экспортных лицензий), так и для предприятий ОПК (в частности, невозможность приобретения продукции, имеющей санкционное происхождение, неполучение продукции по заключенным договорам, отказ поставщиков взаимодействовать с предприятиями ОПК). Указанные последствия имеют место вне зависимости от категории продукции и обусловлены именно действием международных санкций в отношении предприятий ОПК.
На основании вышеизложенного, учитывая наличие указаний Правительства РФ и ВПК РФ, необходимость ограничить круг лиц, обладающих сведениями о выполнении государственного оборонного заказа, в условиях действия международных санкций против Российской Федерации и ОПК России, необходимо законодательно исключить обязанность по размещению сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа, в том числе в плане закупок, как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны исполнителей гособоронзаказа.
Законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 4161п-П7.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.