Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 710746-7 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29.12.2014 N 454-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 N 454-ФЗ) был изменен порядок переселения граждан из закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), а также определены особенности постановки граждан на учет в качестве претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО (далее - социальная выплата) и ведения такого учета.
При реализации положений статьи 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1) (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ) и статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ возник ряд вопросов, требующих законодательного регулирования.
Настоящим проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" (далее - законопроект) предусматриваются следующие изменения.
1. Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 право на получение социальной выплаты имеют граждане, прекратившие трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии.
Одновременно пунктом 2.4 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 установлено, что заключение гражданами, которым назначена пенсия, трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории ЗАТО, не является основанием для снятия такого гражданина с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Таким образом, Законом от 14.07.1992 N 3297-1 определено, что при постановке на учет граждане, которым назначена пенсия, не должны состоять в трудовых (служебных) отношениях с организациями, расположенными в ЗАТО, но они не снимаются с учета в случае заключения трудового (служебного) контракта после постановки на учет.
В соответствии с разъяснением федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция" Минстроя России (письмо от 14.12.2015 N МЧ/04-2140) граждане, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством, работающие (проходящие службу) в организациях, расположенных на территории ЗАТО, приравниваются к гражданам, прекратившим трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями, в связи с чем для получения государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) они не обязаны прекращать трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями. Следует отметить, что данное разъяснение касается момента получения социальной выплаты. На вопросы органов местного самоуправления ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России поясняет, что при постановке на учет граждане, которым назначена пенсия, должны быть утратившими трудовую (служебную) связь с организациями ЗАТО.
На практике применение указанных положений Закона от 14.07.1992 N 3297-1 приводит к ситуациям, когда гражданин, которому назначена пенсия, для того, чтобы встать на учет для получения социальной выплаты, вынужден увольняться, а после постановки на учет вновь трудоустраиваться. Для граждан, рассчитывающих после постановки на учет трудоустроиться на прежнее либо на новое место работы, указанные положения Закона от 14.07.1992 N 3297-1 становятся лишним административным барьером, а для граждан, не уверенных в возможности возобновления трудовых отношений после практически вынужденного увольнения, - непреодолимым препятствием. Учитывая, что между постановкой на учет и получением социальной выплаты проходит много лет (от 10 до 20 лет), вопрос увольнения с целью постановки на учет для получения социальной выплаты является весьма болезненным. В период ожидания получения социальной выплаты граждане проживают в неблагоприятных природно-климатических условиях, требующих больших финансовых затрат: высокая стоимость коммунальных услуг, длительный отопительный период, отсутствие возможности ведения приусадебного хозяйства и так далее.
В целях установления единой правоприменительной практики и повышения социальной защиты пенсионеров предлагается определить отдельную категорию получателей социальной выплаты: граждан, которым назначена пенсия; установить им право на постановку на учет без условия прекращения ими трудовых или служебных отношений с расположенными на территории ЗАТО организациями на основании назначения пенсии.
2. Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 право на получение социальной выплаты имеют граждане, стаж работы или службы которых в организациях ЗАТО составляет не менее 15 лет. Данная формулировка нормы может создавать неопределенность в вопросе о возможности суммирования стажа работы и стажа службы при определении права на получение социальной выплаты.
В связи с этим предлагается установить, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, стаж работы и (или) службы которых в организациях ЗАТО составляет не менее 15 лет. Одновременно предлагается установить, что при этом учитывается стаж работы и (или) службы в других ЗАТО, что особенно актуально для ЗАТО, на территории которых расположены объекты Северного Флота (граждане в связи с особенностями работы (службы) могут переезжать из одного ЗАТО в другое).
Кроме того, внесение предлагаемого изменения послужит социальной защищенности граждан, чей стаж складывается из времени работы и времени службы. Так, действующий порядок определения стажа не позволяет учитывать граждан, уволившихся с военной службы ранее 10-летнего срока военной службы по основаниям, не связанным с виновными действиями (например, состояние здоровья, личные обстоятельства), но имеющих стаж работы в организациях ЗАТО, который в сумме с продолжительностью военной службы составляет 15 лет.
3. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 определено, что членами семьи гражданина признаются только его родственники. В то же время совместно с ним могут проживать иные лица, не относящиеся к родственникам, но вселенные в жилое помещение в соответствии со статьями 31 или 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве членов его семьи. В целях защиты прав таких граждан предлагается установить норму, предусматривающую судебный порядок признания иных лиц членами семьи гражданина в исключительных случаях (по аналогии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Представляется целесообразным внесение нормы о судебном порядке признания иных лиц членами семьи гражданина, а не установление каких-либо критериев такого признания. В том числе это связано с многообразием жизненных обстоятельств, в которых могут находиться получатели социальной выплаты. Например, с ними могут проживать родители супруга (супруги), пасынки и падчерицы, которые в силу возраста и (или) физического состояния не могут быть отделены от семьи получателя социальной выплаты.
4. Законопроектом предлагается установить запрет на получение социальной выплаты в случае, если граждане и члены их семей получали от органа государственной власти или органа местного самоуправления предусмотренную законодательством Российской Федерации государственную поддержку в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно за границами ЗАТО либо бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения за его границами.
В соответствии с ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", комиссия, принимающая решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем, руководствовалась положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого оно создано.
В своих положениях органы местного самоуправления ЗАТО, в частности, устанавливали категории лиц, не подлежащих обеспечению социальной выплатой. В частности, не обеспечивались социальной выплатой граждане, уволенные с военной (приравненной к ней) службы, которым были предоставлены меры социальной поддержки в форме обеспечения жилым помещением (в форме предоставления субсидии и (или) социальной выплаты на приобретение жилья) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с действующей редакцией абзаца седьмого пункта 2.1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 предусмотрено, что не имеющими жилых помещений за границами ЗАТО признаются граждане, не являющиеся нанимателями расположенных за его границами жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
Представляется, что данная формулировка нормы недостаточна, так как речь идет о моменте постановки гражданина на учет, в то время как на практике выявляются ситуации, когда гражданин или член его семьи обеспечивался жилыми помещениями за границами ЗАТО в рамках других жилищных программ (например, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), продавал или переоформлял указанные жилые помещения на иных лиц, а затем возвращался в ЗАТО и становился на учет на переселение из ЗАТО в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1.
В целях недопущения дополнительных расходов средств федерального бюджета на повторное жилищное обеспечение граждан предлагается внести указанное изменение.
5. Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ) установлены основания для снятия с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из ЗАТО, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.
Таким образом, у органов местного самоуправления ЗАТО возникают вопросы, возможно ли применять основания для снятия с учета, установленные в Законе РФ от 14.07.1992 N 3297-1, в отношении граждан, вставших на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ, так как впрямую Федеральный закон от 29.12.2014 N 454-ФЗ это не предусматривает.
Например, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается определить, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ, снимаются с данного учета в случае, предусмотренном абзацем вторым, третьим, шестым и седьмым пункта 2.4 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1, а также в случае:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацем вторым, третьим, шестым и седьмым пункта 2.4 Закона" следует читать "абзацем вторым, третьим, шестым и седьмым пункта 2.4 статьи 7 Закона"
выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для постановки на учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату постановки гражданина на учет;
получения в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно за границами закрытого административно-территориального образования либо бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
приобретения (строительства) жилых помещений за границами закрытого административно-территориального образования.
6. Законопроектом предлагается определить, что в случае совершения гражданином, поставленным на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ, и (или) членами его семьи действий, повлекших намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории ЗАТО до дня вступления в силу настоящего федерального закона, ГЖС такому гражданину выдается не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение своих жилищных условий.
Предлагаемые изменения направлены на исключение возможности неоднозначного толкования отдельных правовых норм, регулирующих вопросы постановки граждан на учет в качестве претендующих на получение социальной выплаты и ведения такого учета, а также на повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" (далее - законопроект) изменения в части постановки на учет работающих пенсионеров и определения стажа, позволяющего претендовать на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО), могут повлечь увеличение количества граждан, состоящих на соответствующем учете в органах местного самоуправления ЗАТО.
Представляется, что данное увеличение может быть незначительным, и исполнение данного законопроекта может быть осуществлено в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Привести точные расчеты не представляется возможным в связи с отсутствием полной информации о потенциальных лицах, на которых будут распространяться предлагаемые изменения.
Следует отметить, что на реализацию государственной поддержки граждан, желающих выехать на новое место жительства, в виде социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО средства из федерального бюджета выделяются исходя не из фактической потребности, а из возможностей федерального бюджета. Так в 2017 году фактическая потребность, заявленная органами местного самоуправления ЗАТО Мурманской области, была удовлетворена в среднем на 20,5 процента, в 2018 году - на 13,1 процента.
Также следует обратить внимание, что установление в законопроекте оснований снятия с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты, поставленных на соответствующий учет до 1 января 2015 года, может привести к уменьшению количества граждан, состоящих на данном учете.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
В то же время принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления мер государственной поддержки отдельным категориям граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.