Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 712762-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" направлен на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в целях обеспечения общественного порядка, защиты прав граждан и обеспечения их прав на тишину, отдых и правопорядок в местах их непосредственного проживания.
В статье 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" устанавливаются особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обладая правом на установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, не имеют такого права в вопросах установления ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Во избежание нарушения требований об ограничении торговли алкоголем в определённые часы, многие объекты розничной торговли преобразованы в предприятия общественного питания путём размещения на незначительных площадях одного или нескольких столов для обслуживания посетителей (оказание услуг общественного питания) в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам.
В 76 субъектах Российской Федерации было реализовано право на установление дополнительных ограничений и требований к розничной продаже алкогольной продукции, которое было закреплено за субъектами Российской Федерации в 2011 году. При этом при установлении ограничений и запретов учитывались как необходимость обеспечения прав граждан на тишину и покой, так и национальные и культурные традиции регионов.
В нормативных правовых актах 36 субъектов Российской Федерации установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции в многоквартирных домах, а также в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к многоквартирным домам.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должным образом не регламентирована, что создаёт благоприятную почву для деятельности различного уровня питейных заведений: рюмочных, псевдобаров, пивных. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности и поступающих обращений граждан в Удмуртской Республике свидетельствует о том, что наибольшее число жалоб обусловлено работой подобного рода питейных заведений, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и расположенных в многоквартирных домах, а не торговых объектах (магазинах, в которых розничная продажа алкогольной продукции прекращается в 22 часа, то есть с соблюдением регионального ограничения по времени).
Многочисленные обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, связаны с жалобами на нарушение покоя, тишины, санитарного состояния подъездов многоквартирных домов и прилегающей к ним территории, возникновение конфликтных ситуаций с участием лиц, потребляющих алкогольную продукцию в объектах общественного питания, расположенных на первых, в цокольных (полуподвальных), подвальных этажах многоквартирных домов, во встроенных и встроенно-пристроенных нежилых помещениях таких домов, а также объектах общественного питания, расположенных рядом с ними.
Следует признать, что функционирование такого объекта общественного питания, имеющего подобное расположение, безусловно связано с неудобствами для жителей домов, в которых эти объекты размещены, а в случае использования режима работы "24 часа" - создаются нетерпимые условия для проживающих граждан.
Об актуальности обозначенной проблемы практически для всех регионов России свидетельствует значительное число законодательных инициатив субъектов.
Алкоголизация населения - огромная проблема для общества и государства. Неконтролируемое потребление алкоголя наносит непоправимый вред здоровью и влечёт за собой множество пагубных последствий. Так, за период с 2016 года по 2018 год в Удмуртской Республике совершено 552 дорожно-транспортных происшествия с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения, 127 случаев из которых закончились летальным исходом.
За тот же период в регионе совершено 20 693 преступления лицами в состоянии алкогольного опьянения, из них 301 случай - с участием несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 17 лет в состоянии алкогольного опьянения. Значительная часть правонарушений совершена лицами после посещения подобных питейных заведений.
Потребление алкогольной продукции и спиртосодержащей жидкости на территории Удмуртской Республики зачастую приводит к отравлениям. Только за 2018 год из 445 случаев таких отравлений 229 имели летальный исход.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предусмотренное законопроектом, будет способствовать обеспечению общественного порядка и защите прав граждан на тишину, отдых и безопасность в местах их непосредственного проживания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона Российской Федерации "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует увеличения расходных обязательств бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.