Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 713149-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом)
Досье на проект федерального закона
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предоставление этой компенсации регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Правила компенсации расходов).
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом) предлагается расширить условия предоставления компенсации и предусмотреть возможность ее получения в случае проезда к месту отдыха личным транспортом.
Нормативные положения, содержащиеся в Правилах компенсации расходов, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически понесенных расходов по оплате стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха любым видом транспорта при наличии доказательств, подтверждающих затраты на проезд. Выбор транспорта пенсионером для поездки на отдых не должен ограничивать его прав. В данном случае решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых.
Судебная практика показала, что при удовлетворении исков пенсионеров, использовавших личный транспорт при поездке к месту отдыха, стоимость проезда определялась, исходя из фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. Расходы судами возмещаются даже в случаях непредоставления проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отдыха в другой местности. В этом случае оплата производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Также можно возмещать расходы при проезде на личном транспорте.
Для работающих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2014 году подобная норма была введена. Настоящий проект федерального закона предлагает устранить дискриминационное несоответствие между правами работающих граждан и неработающих пенсионеров в рамках одного закона, поскольку все они проживают в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно) потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, которые необходимо будет предусмотреть при разработке параметров федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
По представленной статистической информации Пенсионного фонда ожидаемое количество пенсионеров-северян, которые воспользуются личным автомобильным транспортом для осуществления поездок к месту отдыха и обратно, может составить 14600 человек (6,2% от числа обратившихся за компенсацией). Средняя стоимость проезда личным автомобильным транспортом превышает среднюю стоимость проезда железнодорожным транспортом по соответствующим направлениям в 2,2 раза (расчет представлен в таблице).
Таблица
Маршрут следования (произвольно) |
Расстояние (км) |
Средняя стоимость 1 л бензина (руб.) статданные на начало июня 2018 г. |
Необходимый объем бензина (л) |
Стоимость проезда личным автотранспортом (руб.) |
Стоимость проезда железнодорожным транспортом (руб.) минимальная стоимость билетов в плацкарте |
Мурманск - Анапа - Мурманск |
6 670 |
42,59 |
667,0 |
28 407,5 |
22 600 |
Петрозаводск - Краснодар - Петрозаводск |
4 758 |
42,59 |
475,8 |
20 264,3 |
10 060 |
Хабаровск - Краснодар - Хабаровск |
18 226 |
42,59 |
1 822,6 |
77 624,5 |
24 070 |
Средняя стоимость проезда |
42 098,8 |
18 910 |
Дополнительные расходы федерального бюджета на осуществление компенсации неработающим пенсионерам-северянам, желающим использовать личный автотранспорт при поездке к месту отдыха и обратно, на предстоящие годы можно рассчитывать по представленной формуле.
, где
Р - дополнительные расходы федерального бюджета;
- средняя стоимость проезда личным автомобильным транспортом;
- средняя стоимость проезда железнодорожным транспортом;
К - ожидаемое количество пенсионеров, которые воспользуются личным автомобильным транспортом.
Например, в 2018 году дополнительные расходы федерального бюджета на осуществление выплаты компенсации могли бы составить ориентировочно 338,6 млн. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом) не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно личным транспортом) потребует внесения изменений в части порядка возмещения расходов на проезд личным транспортом пенсионеров к месту отдыха и обратно, в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.