Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 715240-7 "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" направлен на конкретизацию установленных законодательством требований к уровню образования кандидатов на должности прокуроров, а также определяет особенности подготовки кадров для системы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации обладает особым конституционным статусом и наделена исключительными функциями по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет задачи по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Реализация указанных задач и функций возложена на прокуроров. Осуществляя надзор за исполнением законов, уголовное преследование, участвуя в рассмотрении дел судами, осуществляя иные функции, прокурор должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области права, особенно в условиях интенсивно изменяющегося законодательства, правильно и эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, что предполагает наличие высокого уровня образования у прокуроров и кандидатов на должности прокуроров.
Действующей редакцией статьи 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в качестве требования, предъявляемого к лицам, назначаемым на должности прокуроров, предусмотрено наличие высшего юридического образования без определения его уровня. Вместе с тем деятельность прокурора с учетом поставленных задач и функций отличается повышенной степенью ответственности перед обществом и гражданами.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации прокуратура и судебная власть объединены в одной главе, что предполагает общность требований к кандидатам на должности прокуроров и судей, для которых в статье 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" установлено требование о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция" или высшего образования по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"
В целях успешной реализации задач, стоящих перед органами прокуратуры, формирования высококвалифицированного кадрового потенциала законопроектом предлагается в пункте 1 статьи 40.1 Федерального закона установить в качестве требования к лицам, претендующим на должности прокуроров, наличие высшего юридического образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам с присвоением квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" при наличии степени "бакалавра" юриспруденции.
При этом во избежание неисполнения органами прокуратуры обязательств по трудоустройству граждан, получивших высшее юридическое образование уровня бакалавриата в рамках ранее заключенных договоров о целевом обучении, предлагается установить, что на указанных лиц не распространяются требования к уровню высшего образования, устанавливаемые законопроектом.
С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения", которым статья 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" изложена в новой редакции, в частности, определено, что особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы. В связи с этим в статье 43.5 Федерального закона предлагается закрепить полномочие Генерального прокурора Российской Федерации по определению особенностей заключения договора о целевом обучении.
Принятие законопроекта позволит обеспечить единые подходы к решению кадровых вопросов в системе государственной службы Российской Федерации и будет способствовать совершенствованию порядка поступления на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, а также совершенствованию подготовки кадров для системы прокуратуры.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.