Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 714621-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" направлен на устранение коллизии правовых норм, регулирующих проведение контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов).
На сегодняшний день пунктом 30 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 27 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и частью 28 статьи 85 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
Одновременно, пунктом 32 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что законом или решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов), по результатам которого первоначальный протокол участковой комиссии об итогах голосования вместе с повторным либо актом о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, направляется в вышестоящую комиссию. Более того, названным пунктом установлено, что в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием избирательных участков, участков референдума был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов, вышестоящая комиссия принимает решение о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, участках референдума, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в результате чего соответствующие участковые комиссии после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных направляют протоколы в вышестоящую комиссию.
Однако если к моменту завершения жеребьевки составить протокол участковой комиссии об итогах голосования, как показывает практика, достаточно затруднительно, хотя и возможно, то, пока на определенных жребием избирательных участках проводится ручной подсчет голосов, остальные участковые комиссии с большой долей вероятности сделают это.
Сказанное означает, что на не определенных жребием избирательных участках участковыми комиссиями будет нарушен либо пункт 30 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (а также, на соответствующих выборах - пункт 27 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ или часть 28 статьи 85 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ), согласно которому протокол участковой комиссии об итогах голосования передается в вышестоящую комиссию незамедлительно после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо пункт 32 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67ФЗ, согласно которому его передача, в случае несовпадения данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов хотя бы на одном из определенных жребием избирательном участке, осуществляется только после проведения ручного подсчета голосов каждой участковой комиссией соответствующей территории.
Таким образом, наблюдается явная коллизия норм, регулирующих момент передачи протокола участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию.
В этой связи, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" предлагается внести в пункт 30 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, пункт 27 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ и часть 28 статьи 85 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ изменения, дополнив их абзацами следующего содержания:
"В случае использования при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов, о подписании всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса первого экземпляра протокола участковой комиссии об итогах голосования и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно извещается вышестоящая комиссия, которая в соответствии с пунктом 32 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проводит жеребьевку и извещает нижестоящие комиссии о необходимости проведения контрольного подсчета голосов избирателей (ручного подсчета голосов) либо в случае, если в результате контрольного подсчета голосов ни на одном из определенных жребием избирательных участков не был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов, о необходимости незамедлительного направления первого экземпляра протокола участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию" (в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ также предусматривается применения указанного положения в случае проведения референдума).
Таким образом, устанавливается строго определенный порядок рассматриваемых действий участковой комиссии, использующей технические средства подсчета голосов: подсчет голосов с помощью указанных технических средств; составление, подписание протокола участковой комиссии об итогах голосования и выдача его копий соответствующим лицам; незамедлительное извещение об этом вышестоящей комиссии, которая проводит жеребьевку для определения избирательных участков для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов и доводит до нижестоящих комиссий сведения как о ее результатах, так и о возникновении необходимости проведения ручного подсчета голосов на всей соответствующей территории, в результате чего во всех случаях точно определен момент передачи протокола участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию.
Важно также отметить, что проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" проведение контрольного подсчета голосов избирателей (ручного подсчета голосов) не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, устанавливается в качестве постоянно применяемой меры.
Это способствует, во-первых, установлению унифицированного алгоритма действий избирательных комиссий на территориях, на которых применяются технические средства подсчета голосов, а во-вторых, повышению доверия участников избирательного процесса к таким техническим средствам.
Последнее сегодня приобретает все большее значение. Так, 16 декабря 2018 года прошли повторные выборы Губернатора Приморского края, в ходе которых членами избирательных комиссий от КПРФ вместо итоговых протоколов были получены документы неустановленного образца, не соответствующие Образцу протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, выдаваемому на печать комплексом обработки избирательных бюллетеней 2010 (КОИБ-2010), установленному Приложением N 11 к Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 июля 2011 г. N 19/204-6 "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации", и имеющие явные отличия от копий настоящих протоколов об итогах голосования, полученных на других выборах в других регионах, использовавших указанные технические устройства.
Однако контрольного (ручного) подсчета голосов на определенных жребием участковых комиссиях соответствующих территорий не проводилось.
В результате обращения КПРФ в связи с указанной ситуацией в правоохранительные органы, последние сочли возможным не предпринимать меры для объективной проверки на предмет предполагаемого неправомерного воздействия неустановленных лиц на итоги голосования и результаты выборов, сославшись на утверждения ЗАО "КРОК инкорпорейтед" о том, что программное обеспечение КОИБ, использованных в Приморском крае, не модифицировалось, а пломбы технических устройств не вскрыты.
В результате самым недопустимым образом объективный контроль за электоральным процессом подменяется проверками частных третьих лиц, а наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, лишаются законного права быть свидетелями открытого, гласного и достоверного определения результатов волеизъявления избирателей.
Подобный подход нивелирует те несомненные преимущества использования технических средств подсчета голосов, ради которых внедрялись КОИБ.
Таким образом, принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" устранит коллизию правовых норм, регулирующих проведение контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) на избирательных участках, участках референдума, на которых использовались технические средства подсчета голосов, а также повысит уровень доверия участников избирательного процесса к названным техническим средствам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях уточнения механизмов проведения контрольного подсчета голосов избирателей, участников референдума (ручного подсчета голосов) при использовании вместо стационарных ящиков для голосования технических средств подсчета голосов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.