Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 718736-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее законопроект) разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 июля 2016 г. N Пр-1300.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 12.1).
Так, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - Министерство просвещения Российской Федерации) относится в том числе обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит механизмов реализации указанного полномочия Министерства просвещения Российской Федерации, не устанавливает способов и порядка его реализации.
В настоящее время организации отдыха детей и их оздоровления контролируются по различным направлениям различными федеральными органами государственной власти:
государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, в том числе его территориальными органами;
государственный контроль в области безопасности людей на водных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в области безопасности людей на водных объектах;
государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей осуществляется органами и должностными лицами федерального государственного пожарного надзора в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том числе его территориальными органами.
Рособрнадзор и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, согласно нормам Федеральных законов от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе организаций, осуществляющих оздоровление и (или) отдых, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе его территориальные органы, согласно нормам Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" принимает меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в местах отдыха детей и их оздоровления.
В целях исключения двойного контроля (надзора) организаций отдыха детей и их оздоровления, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации законопроектом уточнены положения Федерального закона, касающиеся обеспечения федерального и регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, с учетом установленных полномочий федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений.
В целях повышения качества и безопасности детского отдыха законопроектом предлагается установить обязанности организаций отдыха детей и их оздоровления по представлению сведений о своей деятельности в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления, что будет подтверждать создание безопасных условий для детей в указанных организациях.
Законопроектом устанавливается переходный период до 1 июня 2020 года, после которого организации отдыха детей и их оздоровления, сведения о которых не внесены в указанный реестр, будут не вправе оказывать услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
До указанного срока организация отдыха детей и их оздоровления должна устранить имеющиеся нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные по итогам контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в случае исключения организации отдыха детей и их оздоровления (индивидуального предпринимателя) из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей организация завершает исполнение обязательств по организации отдыха и оздоровления детей, если на момент исключения из реестра она приступила к их исполнению.
Законопроектом также предлагается установить перечень сведений, включаемых в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе содержащий: сведения об организации отдыха детей и их оздоровления (например, предоставляемые организацией услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, включая размещение, проживание, питание детей), сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения, информация о результатах проведения плановых и внеплановых проверок органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), по итогам предыдущего года, сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией, сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также информация об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения.
При этом сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья представляются в случае приема данной категории детей в указанную организацию.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей законопроектом предлагается отнести в том числе:
реализацию на территории субъекта Российской Федерации основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей и его компетенции;
установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории субъекта Российской Федерации, проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения указанных организаций в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;
формирование, ведение и размещение в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;
обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, общественных организаций и объединений;
взаимодействие с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории данного субъекта Российской Федерации.
Полномочия по установлению общих принципов формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, по разработке и утверждению типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также по утверждению требований к организации и проведению мероприятий с организованными группами детей (походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, проводимых в природной среде, за исключением туристских маршрутов и других маршрутов передвижения), проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, законопроектом предлагается установить за Минпросвещения России.
Таким образом, внесение предлагаемых законопроектами изменений позволит обеспечить реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе по обеспечению мер по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, а также создать меры по обеспечению безопасных условий для детей при организации их отдыха и оздоровления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Реализация законопроекта не потребуют выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" (далее законопроект) потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу или приостановления актов федерального законодательства.
Принятие законопроекта потребует издания следующих приказов Минпросвещения России:
1. "Об утверждении общих принципов формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления"
Головной исполнитель - Министерство просвещения Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - в целях формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей реестров организаций отдыха детей и их оздоровления по единой форме и правилам предлагается установить общие принципы формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления;
2. "Об утверждении требований к организации и проведению мероприятий с организованными группами детей (походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, проводимых в природной среде, за исключением туристских маршрутов и других маршрутов передвижения), проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления".
Головной исполнитель - Министерство просвещения Российской Федерации, соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - в целях обеспечения безопасных условий при организации и проведении мероприятий с организованными группами детей (походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, проводимых в природной среде, за исключением туристских маршрутов и других маршрутов передвижения), проводимых в природной среде, предлагается утвердить требования к проведению мероприятий с организованными группами детей, проводимых в природной среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.