Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 714894-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N Пр-529 (подпункт "б" пункта 1).
Административная реформа, проведенная в 2004 году, привела к раздробленности системы государственного ветеринарного надзора. По результатам мониторинга, проведенного Россельхознадзором, в деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации (далее - региональные органы) выявлены следующие проблемы:
а) совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных объектов. В частности, Россельхознадзором выявляются факты сокрытия очагов заразных болезней животных и несвоевременное исключение из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении. При этом отсутствие должного контроля за организацией и проведением противоэпизоотических мероприятий, а также за подконтрольной деятельностью хозяйствующих субъектов в целом привело к снижению уровня безопасности продукции;
б) отсутствие централизованного контроля и единого регулирования деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, финансировании деятельности ветеринарных служб, а также структуре уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации привели к разобщенности государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, результатом чего явилась невозможность применения скоординированных мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны. В результате отсутствия единой вертикали управления в большинстве субъектов Российской Федерации инфраструктура ветеринарных служб деградирует, особенно это касается лабораторной базы, которая не позволяет проводить на современном уровне исследования в полном объеме на весь спектр возможных биологических и химических угроз. Негативным фактором также является невозможность проверить объективность принятых на уровне субъектов Российской Федерации мер и решений. Помимо этого отсутствие оперативности в принятии мер по проведению противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах негативно отражается на эпизоотической ситуации в стране, в первую очередь по африканской чуме свиней и ящуру. Кроме того, отсутствие контроля за перемещением подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров между субъектами Российской Федерации влечет за собой распространение заразных болезней животных, в том числе, общих для человека и животных;
в) в ряде субъектов Российской Федерации уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишены самостоятельности и входят в состав иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем ветеринарные службы не располагают независимостью в том объеме, который необходим для решения задач в области ветеринарии, и принятие особо важных решений, несущих экономические последствия для регионов, затягивается.
Законопроект предусматривает упразднение полномочия по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора. Таким образом, полномочие по осуществлению государственного ветеринарного надзора в полном объеме возлагается на Россельхознадзор. Исходя из результатов правоприменительной практики государственного ветеринарного надзора одновременно на федеральном и региональном уровнях, а также по результатам проработки законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была выявлена сложность разделения полномочия по осуществлению государственного ветеринарного надзора на составляющие, в связи с чем в целях недопущения дублирования исполнения данного полномочия двумя уровнями власти законопроектом устанавливается полный запрет на его обратную передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации как посредством заключения соглашений, так и путем принятия постановления Правительства Российской Федерации.
Таким образом, будут достигнуты следующие цели:
ликвидация дублирования надзорных полномочий;
создание четкой вертикали власти и единообразия действий при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
Принимая во внимание продолжительность формирования бюджетного процесса, срок вступления законопроекта в силу установлен на 1 января 2020 г.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N Пр-529 по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 г. (подпункт "б" пункта 1).
Законопроектом предусматривается ликвидация регионального государственного ветеринарного надзора, таким образом, полномочие по осуществлению государственного ветеринарного надзора в полном объеме возлагается на Россельхознадзор.
Указанные меры позволят:
ликвидировать дублирование надзорных полномочий;
привести к единообразию действия при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
В связи с увеличением количества объектов, подконтрольных федеральному государственному ветеринарному надзору, контроль за которыми ранее осуществлялся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в рамках регионального государственного ветеринарного надзора, у Россельхознадзора увеличивается потребность в проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, Россельхознадзору с 2020 года необходимо увеличить штатную численность территориальных управлений для организации и проведения проверок в соответствии с положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (за исключением проверок, проводимых при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).
Расчет потребности территориальных управлений Россельхознадзора в дополнительных трудовых ресурсах для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом осуществлялся в соответствии с разделом V Методических рекомендаций по нормированию численности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, разработанных Минтрудом России (далее - Методические рекомендации).
Основным процессным действием, осуществляемым территориальными управлениями Россельхознадзора, в рамках полномочий в части ветеринарного надзора, предусмотренных законопроектом, является проведение плановых проверок.
Норматив трудозатрат на выполнение одного процессного действия рассчитан Россельхознадзором по результатам проведенных в 2018 году мероприятий по нормированию численности гражданских служащих территориальных управлений, проведенных Службой в рамках апробации Методических рекомендаций. Исходя из полученных эмпирическим методом данных по функциям "Проведение выездной проверки (плановой и внеплановой)" и "Документарная проверка" функционального поднаправления "Организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий", осуществляемого в рамках федерального государственного ветеринарного надзора, нормативом трудозатрат на выполнение одного процессного действия является 32 чел. х час (заполненные формы учета направлены Россельхознадзором в Минтруд России письмом от 5 декабря 2018 г. N ФС-КС-4/31160).
По результатам анализа представленных уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации данных среднее планируемое количество плановых проверок в части ветеринарного надзора в год по одному субъекту Российской Федерации составляет 231 ед. В настоящее время в Российской Федерации 85 субъектов Российской Федерации.
Трудозатраты на выполнения всего количества процессных действий в год осуществляются по формуле, указанной в пункте 41 Методических рекомендаций:
Т = (N х 85) х t,
где:
Т - трудозатраты на выполнения всего количества процессных действий в год (чел. х час.);
N - количество планируемых к выполнению процессных действий в течении года (ед.);
t - норматив трудозатрат на выполнение одного процессного действия (чел. х час.).
Таким образом, трудозатраты на выполнения всего количества процессных действий в год составляет: (231 х 85) х 32 = 628 320 (чел. х час.).
Расчет потребности территориальных управлений Россельхознадзора в дополнительных трудовых ресурсах для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом, осуществляется по формуле, разработанной в соответствии с формулой, представленной в пункте 43 Методических рекомендаций:
,
где:
Q - численность гражданских служащих, требуемая для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом (чел.);
Т - трудозатраты на выполнения всего количества процессных действий в год (чел. х час.);
W - количество рабочих часов в 2019 году в соответствии с производственным календарем.
Таким образом, численность гражданских служащих, требуемая для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом, составляет: 628 320/1970 = 319 (чел.).
Указанная дополнительная численность будет достигнута путем увеличения штатной численности федеральной государственной гражданской службы, при этом численность государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации будет уменьшена за счет сокращения численности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный ветеринарный надзор. При этом с субъектов Российской Федерации будут сняты расходные обязательства по финансированию осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. В настоящий момент численность государственных ветеринарных инспекторов государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации составляет 1670 человек.
Соответствующие изменения будут внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1724 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" также будет предусмотрена возможность увеличения в 2020 году численности федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора.
Объем финансирования на реализацию законопроекта, необходимый для обеспечения деятельности 319 единиц федеральных государственных гражданских служащих, необходимых территориальным управлениям Россельхознадзора для осуществления полномочий, предусмотренных законопроектом, составит на 2020 год 169238,16 тыс. рублей, на 2021 год - 174 062,14 тыс. рублей (расчеты приведены в Приложении к настоящему финансово-экономическому обоснованию).
Источником финансирования указанных расходов будут являться бюджетные ассигнования, выделяемые Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Таким образом, реализация положений законопроекта не повлечет увеличения расходов федерального бюджета и расходов иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение
Расчет
объема финансирования на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1724 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление) штатная численность федеральных государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора составляет 9132 единиц, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (без учета ассигнований на оплату труда, установленных Приложением N 5 к постановлению и без учета средств, предусмотренных на оплату труда работников территориальных управлений Россельхознадзора, переведенных на новые системы оплаты труда) с учетом индексации составляет:
на 2020 год - 2 768 971,8 тыс. рублей;
на 2021 год - 2 875 616,3 тыс. рублей.
Месячный фонд оплаты труда на одного государственного гражданского служащего территориальных управлений Россельхознадзора в соответствии с постановлением составляет:
на 2020 год - 25,268 тыс. рублей (2 768 971,8 тыс. рублей/9132 ед./12 мес);
на 2021 год - 26,241 тыс. рублей (2 875 616,3 тыс. рублей/9132 ед./12 мес).
Объем средств федерального бюджета на оплату труда с начислениями на 319 ед. дополнительной численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора (исходя из начислений на выплаты по оплате труда в размере 30,2%) составит:
на 2020 год - 125 937,1 тыс. рублей ((25,268 х 319 х 12) х 1,302);
на 2021 год - 130 786,6 тыс. рублей ((26,241 х 319 х 12) х 1,302).
В соответствии с объемами средств федерального бюджета, предусмотренными Россельхознадзору в рамках Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", средства федерального бюджета на текущее содержание 1 государственного гражданского служащего территориальных управлений Россельхознадзора в год составляют: на 2020 год - 135,74 тыс. рублей (закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий 206 212,1 тыс. рублей + прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 1 033 327,2 тыс. рублей)/9132;
на 2021 год - 135,66 тыс. рублей (закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий 207 794,3 тыс. рублей + прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд 1 031 044,5 тыс. рублей)/9132.
Объем средств федерального бюджета на текущее содержание 319 ед. дополнительной численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора составит:
на 2020 год - 43 301,06 тыс. рублей (135,74 тыс. рублей х 319)
на 2021 год - 43 275,54 тыс. рублей (135,66 тыс. рублей * 319)
Таким образом, объем средств федерального бюджета для обеспечения деятельности 319 единиц дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих, необходимых территориальным управлениям Россельхознадзора для осуществления полномочий, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора", составит:
на 2020 год - 125 937,1 тыс. рублей + 43 301,06 тыс. рублей = 169 238,16 тыс. рублей;
на 2021 год - 130 786,6 тыс. рублей + 43 275,54 тыс. рублей = 174 062,14 тыс. рублей.
Источником финансирования указанных расходов будут являться бюджетные ассигнования, выделяемые Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Реализация положений проекта федерального закона не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета и расходов иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора" потребуется принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора".
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку: Минсельхоз России.
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования): в связи с отменой регионального ветеринарного надзора требуется внесение корреспондирующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части приведения используемой в нем терминологии в соответствие с положениями законопроекта.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном ветеринарном надзоре" |
статья 2 законопроекта |
в течение года со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
Минсельхоз России Россельхознадзор |
внесение изменении в части уточнения предмета федерального государственного ветеринарного надзора |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1724" |
статья 2 законопроекта |
в течение года со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
Минсельхоз России Россельхознадзор Минфин России |
внесение изменении в части изменения численности федеральных государственных гражданских служащих Россельхознадзора и фонда оплаты их труда |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора" |
статья 2 законопроекта |
в течение года со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
Минсельхоз России Россельхознадзор |
внесение корреспондирующих изменении в следующие акты Правительства Российской Федерации в части приведения используемой в них терминологии в соответствие с положениями законопроекта: постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501 "Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии"; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"; постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1043 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств"; постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе"; постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг"; постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов"; постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении"; постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок"; постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных"; постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 г. N 846 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции"; постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции"; постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 474 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции"; постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 г. N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.