Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 715468-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в четыре федеральных закона в части исключения права депутатов всех уровней (депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований) проводить встречи со своими избирателями в форме публичных мероприятий из сферы регулирования законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях в виду несовпадающей с предметом его регулирования объективной специфики депутатской деятельности и обусловленного ею специального, целевого назначения встреч депутатов с избирателями.
Законопроект направлен на защиту конституционного принципа разделения властей и призван устранить неясность правового регулирования реализации права депутатов на встречи с избирателями.
Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Как разъясняется, в частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 N 16-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие.
Вследствие принятия изменений в законодательство, введённых Федеральным законом от 07.06.2017 N 107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях", органы публичной власти получили право ограничить право депутатов на проведение встреч с избирателями, в том числе, отказать в реализации указанного права по ряду перечисленных в действующем законодательстве оснований.
В своём Постановлении от 10.11.2017 N 27-П "По делу о проверке конституционности положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" Конституционный Суд Российской Федерации указал: "...само признание возможности проведения встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия не предполагает распространения на такие мероприятия в полном объеме всех правил, содержащихся в законодательстве Российской Федерации о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, а должно учитывать объективную специфику депутатской деятельности и обусловленное ею специальное, целевое назначение встреч депутатов с избирателями".
В данном утверждении содержится однозначное указание на то, что специфика депутатской деятельности и публичные мероприятия имеют разную правовую природу и разное содержание. Отождествление, смешение указанных двух разных правовых категорий создаёт неоднозначность правового регулирования. Кроме того, данное обстоятельство идёт вразрез с конституционным принципом разделения властей, который необходимо понимать максимально экспансивно, если мы хотим видеть Россию подлинно демократическим государством.
Настоящий проект федерального закона направлен на укрепление механизмов сдержек и противовесов в системе властей Российской Федерации, что благотворно скажется в долгосрочной перспективе на развитии всех институтов демократического общества и государства в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.