Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 720239-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в соответствии с принципами антикоррупционного законодательства и законодательства об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в целях последовательного усовершенствования и увеличения числа инструментов противодействия коррупции в Российской Федерации, а также соблюдения статьи 32 Конституции российской Федерации о правах граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Подготовлен с целью совершенствования действующего законодательства Российской Федерации и устранения правовых пробелов в части установления запретов и ответственности для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а именно должности глав и президентов республик, губернаторов краев, губернаторов и глав администраций областей, мэров и губернаторов городов федерального назначения, губернаторов автономных образований субъектов РФ, а также кандидатов на должности глав и президентов республик, губернаторов краев, губернаторов и глав администраций областей, мэров и губернаторов городов федерального назначения, губернаторов автономных образований субъектов Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы" от 03 июля 2018 года утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы основные мероприятия, которого направлены на решение следующих основных задач:
- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
- обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
- систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
- повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.
Президент Российской Федерации дал указание ужесточить борьбу с коррупцией, совершенствовать системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" глава и президент республики, губернатор края, губернатор и глава администрации области, мэр и губернатор города федерального назначения, губернатор автономного образования субъекта РФ является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Глава субъекта РФ является частью единой вертикали исполнительной власти в Российской Федерации. По предметам ведения Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов глава субъекта РФ должен действовать в соответствии с политикой Президента и Правительства РФ. В пределах ведения субъекта РФ глава субъекта РФ его действия не должны противоречить Конституции РФ, общей политике Федерации.
Исходя из изложенных норм в законах "О воинской службе" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации", на губернаторов возложена персональная ответственность за проведение мобилизации на управляемой ими территории и обязанности командующего силами территориальной обороны.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "О воинской службе" следует читать "О воинской обязанности и военной службе"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "О мобилизационной подготовке и мобилизации" следует читать "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 4 закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
- обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
- устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
- вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
В сложившейся на сегодняшний день внутриполитической и внешнеэкономической обстановке, человек, отвечающий за такие важные вопросы, как защита государственной тайны и защита переданных ему сведений, составляющих государственную тайну, а также засекреченных сведений, а равно так же и его супруг (супруга) и несовершеннолетние дети не имеют права иметь недвижимость за пределами территории Российского государства.
Фактически глава субъекта РФ, который привязан к недвижимости за границей, будет зависим и уязвим, а также в случае нарушения действующего законодательства либо ведения в отношении него оперативнорозыскных мероприятий либо мероприятий обеспечивающих безопасности осуществления конституционных прав будет иметь основания покинуть территорию государства без несения должного наказания.
Глава субъекта РФ, обладающий недвижимым имуществом за пределами Российской Федерации, в полной мере не может исполнять свои служебные обязанности и допускает возможности халатного к ним отношения, так как он не имеет стимула для дальнейшего развития доверенного ему региона и обеспечения в нем достойных условий проживания граждан, в частности в связи с тем, что члены его семьи имеют возможность проживать, получать образование, пользоваться услугами здравоохранения не территории другого государства.
Введение запрета указанным в законопроекте лицам, а также их супругу (супруге) и несовершеннолетним детям не только иметь и открывать вклад (депозит), счет в иностранном банке на территории иностранного государства, и (или) иметь в собственности недвижимое имущество за границей и приобретать его, и (или) иметь в собственности ценные бумаги иностранной компании и приобретать их, но и иметь недвижимое имущество за пределами Российской Федерации необходимо применять уже на стадии выдвижения кандидатов на должности глав и президентов республик, губернаторов краев, губернаторов и глав администраций областей, мэров и губернаторов городов федерального назначения, губернаторов автономных образований субъектов Российской Федерации, так как данный проект Федерального закона рассчитан на использование уже установленных законодательством механизмов выявления несоблюдения предъявляемых к определённым должностным лицам требований, а также дополнительного предъявления требований к кандидатам на должности глав и президентов республик, губернаторов краев, губернаторов и глав администраций областей, мэров и губернаторов городов федерального назначения, губернаторов автономных образований субъектов Российской Федерации, уже на стадии внесения гражданином либо политическим объединением кандидатуры на указанные выше выборные должности предотвращают действия коррупционных факторов и соблюдают равноправие сторон при участии в избирательном процессе и совершенствование мер по противодействию коррупции.
Законопроект обязывает указанных выше лиц:
1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществить отчуждение прав на недвижимое имущество, находящееся за границей, а также обеспечить отчуждении имущества их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, если они имеются у них на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
2) кандидатам на должности глав и президентов республик, губернаторов краев, губернаторов и глав администраций областей, мэров и губернаторов городов федерального назначения, губернаторов автономных образований субъектов Российской Федерации, надлежит осуществить отчуждение прав на недвижимое имущество, находящееся за границей, а также обеспечить отчуждение имущества их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей до предоставления в организующую выборы избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, и предоставить вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет недвижимого имущества за границей.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является актуальным, логичным и необходимым шагом в борьбе с проявлениями коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также на всех уровнях проведения избирательного процесса в государстве.
Принятие законопроекта позволит ввести в действие правовой механизм, регулирующий запреты и ответственность за их нарушение для вышеуказанных лиц, и послужит обеспечению независимости Российской Федерации и непредвзятости управленческих решений, принимаемых этими лицами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.