Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 720900-7 "О внесении изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Статьей 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Частью 2 данной статьи предусмотрена ответственность за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, только в виде административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.
Поскольку по степени общественной опасности правонарушения, указанные в частях 1 и 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются одинаковыми, установление иной ответственности за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов по сравнению с ответственностью за неисполнение законного распоряжения судьи является необоснованным.
Как следует из части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В связи с этим предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры ответственности за совершение административных правонарушений должны соотноситься с характером и степенью их общественной опасности и обеспечивать соблюдение установленных законом запретов.
Судебная практика показывает, что предусмотренная санкцией части 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей таким критериям не отвечает и не стимулирует участников правоотношений к правовому поведению.
По общедоступным данным, опубликованным Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, судами в 2015 году по статье 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрено 32852 дела об административных правонарушениях, из них к административной ответственности привлечено 30203 лица, наказание в виде административного штрафа применено к 29139 лицам, административный арест - к 1046 лицам.
В 2016 году рассмотрено 38179 дел об административных правонарушениях, из них к административной ответственности привлечено 35312 лиц, наказание в виде административного штрафа применено к 34227 лицам, административный арест к 1058 лицам.
В 2017 году рассмотрено 40442 дела об административных правонарушениях, из них к административной ответственности привлечено 37544 лица, наказание в виде административного штрафа применено к 36790 лицам, административный арест к 739 лицам.
В 2018 году рассмотрено 44110 дел об административных правонарушениях, из них к административной ответственности привлечено 41038 лиц, наказание в виде административного штрафа применено к 40449 лицам, административный арест к 577 лицам.
Приведенные статистические данные свидетельствуют об увеличении количества совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Калининградской области возбуждение дел об административных правонарушениях в большинстве было обусловлено неисполнением законных распоряжений судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, направленных на воспрепятствование нахождения в здании суда в алкогольном опьянении, курения в помещениях судов в специально не отведенных для этой цели местах, а также неисполнением распоряжений судебных приставов о прекращении разговоров на повышенных тонах и с использованием ненормативной лексики, грубых и нецензурных высказываний в адрес работников и посетителей суда, о необходимости при прибытии в суд предъявлять документы, удостоверяющие личность, и ручную кладь для проверки с использованием портативных металлодетекторов, а также добровольно выдать и не проносить в суд оружие, колющие и режущие предметы, взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся и агрессивные жидкости и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
Неисполнение вышеназванных распоряжений судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, имеющие тенденцию к увеличению, свидетельствует об игнорировании посетителями судов утвержденных в установленном порядке правил поведения граждан в зданиях, помещениях судов, которое не может быть предотвращено при столь незначительной административной ответственности по части 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом указанных обстоятельств, в целях установления санкции, адекватной общественной опасности правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направленной на предупреждение совершения таких правонарушений, считаем целесообразным установить за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные правила, наряду со штрафом в размере от пятисот до одной тысячи рублей альтернативную меру ответственности административный арест на срок до 15 суток.
Такие изменения позволят обеспечить формирование ответственного отношения к правовым предписаниям в области защиты институтов государственной власти, основанного на осознании важности их безусловного исполнения, назначить наказание, соответствующее степени общественной опасности совершенного правонарушения, и снизить количество совершаемых правонарушений.
Принятие представленного законопроекта не повлечет расходов за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.