Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721945-7 "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается расширить круг пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года (далее - компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха).
На сегодняшний день в силу положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее Закон РФ N 4520-1) право на компенсацию вышеуказанных расходов имеют пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности. Пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по случаю потери кормильца, указанное право не предоставлено, в том числе пенсионерам, перешедшим на указанный вид пенсии со страховой пенсии по старости в соответствии частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно указанной норме нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какуюлибо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца с целью сохранения своего материального достатка.
Граждане, реализуя свое право на выбор вида страховой пенсии и переходя на страховую пенсию по случаю потери кормильца со страховой пенсии по старости, в силу положений статьи 34 Закона РФ N 4520-1 утрачивают свое право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 34 Закона РФ N 4520-1 в целях закрепления права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по случаю потери кормильца, которые перешли на указанную пенсию со страховой пенсии по старости, так как полагаем, что, исходя из принципа справедливости, реализация гражданином права на выбор пенсии не может являться основанием для ограничения его других пенсионных прав, которые гражданин приобрел ранее, в том числе права на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха. В противном случае возникает неравенство внутри одной категории пенсионеров, а именно среди граждан, приобретших право на получение страховой пенсии по старости и какое-то время пользовавшихся правом на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и утратившим это право в результате последующего перехода на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Предусмотренное законопроектом правовое регулирование согласуется с майским Указом Президента Российской Федерации по вопросу борьбы с бедностью и повышения благосостояния населения, как отражение запросов и ожиданий граждан страны.
Данные по субъектам Российской Федерации (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югра), расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, представленные в нижеприведенной таблице, свидетельствуют, что численность граждан, получающих страховую пенсию по случаю потери кормильца и имеющих право на получение страховой пенсии по старости, составляет всего 1,09% от общего числа пенсионеров, зарегистрированных в отделениях Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Таблица
N п/п |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Численность населения на 01.01.2018 года, чел.* |
Численность граждан пенсионного возраста, чел. |
Численность граждан пенсионного возраста, перешедших со страховой пенсии по старости на страховую пенсию по случаю потери кормильца, проживающих в районах КС и приравненных к ним местностях, чел. |
Стоимость проезда к месту отдыха и обратно, руб. |
1 |
Амурская область |
793194 |
234200 |
3407 |
14004,3 |
2 |
Архангельская область |
1155028 |
173000 |
7236 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
3 |
Забайкальский край |
1072806 |
286584 |
88 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
4 |
Иркутская область |
2404195 |
760000 |
744 |
13493,9 |
5 |
Камчатский край |
315557 |
93202 |
128 |
28678,19 |
6 |
Красноярский край |
2874050 |
726000 |
26000 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
7 |
Магаданская область |
144091 |
46367 |
65 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
8 |
Мурманская область |
753557 |
165759 |
206 |
10553,06 |
9 |
Пермский край |
2623122 |
739423 |
8324 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
10 |
Приморский край |
1913037 |
545000 |
3419 |
13806,52 |
11 |
Республика Алтай |
218063 |
58200 |
5 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N176 |
12 |
Республика Бурятия |
984000 |
156000 |
13265 |
9136,91 |
13 |
Республика Карелия |
622484 |
237764 |
303 |
6537,17 |
14 |
Республика Коми |
840837 |
295500 |
2103 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
15 |
Республика Саха (Якутия) |
964330 |
244095 |
72 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
16 |
Республика Тыва |
321722 |
83100 |
1337 |
14451,0 |
17 |
Сахалинская область |
490181 |
164817 |
711 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
18 |
Томская область |
596464 |
105800 |
1093 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
19 |
Тюменская область |
3692400 |
888700 |
72 |
11800,0 |
20 |
Хабаровский край |
1328302 |
227482 |
1304 |
19951,50 |
21 |
Чукотский автономный округ |
49348 |
15000 |
11 |
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 |
22 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
538547 |
141313 |
315 |
15130,36 |
|
ИТОГО: |
24695315 |
6387306 |
6387306 |
|
------------------------------
* - сведения о численности населения и пенсионеров, зарегистрированных в Пенсионном Фонде Российской Федерации, в субъектах РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, взяты из открытых источников.
------------------------------
При этом вышеуказанный процент будет существенно ниже, так как не все пенсионеры, проживающие в указанных субъектах Российской Федерации, смогут в случае принятия закона реализовать свое право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха с учетом положений пункта 2 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, и положений постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029".
Соответственно, дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета не потребуется.
Принимая во внимание, что Закон РФ N 4520-1 направлен на установление государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, представляется целесообразным и оправданным установление предусмотренного законопроектом правового регулирования, ставящего пенсионеров, перешедших со страховой пенсии по старости на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в равные условия с пенсионерами, являющимися получателями страховой пенсии по старости, к числу которых они ранее относились.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, иных нормативных правовых актов РСФСР, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.