Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 659405-7 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Н. Шериным, К.И. Черкасовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 659405-7 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Шериным, К.И. Черкасовым.
Законопроектом предлагается установить ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (далее - пособие).
В настоящее время величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2018 года на душу населения установлена в размере 10 213 рублей.
Поддерживая в целом необходимость дальнейшего совершенствования механизмов государственной социальной поддержки граждан, имеющих детей, с целью улучшения демографической ситуации в стране, Комитет отмечает следующее.
1. Представленный законопроект не согласуется с нормами действующего законодательства.
Так, в настоящее время Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" уже установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, финансируемая за счет средств федерального бюджета.
2. Законопроектом предлагается за предоставлением указанного детского пособия обращаться в уполномоченный орган, при этом не уточняется, какой конкретно орган и кем он наделяется данными полномочиями, также неясен сам механизм предоставления детского пособия.
3. Предлагается выплаты осуществлять исходя из количества детей в возрасте до 14 лет в семье вне зависимости от состава семьи, дохода семьи и оснований возникновения обязанности по уходу за ребёнком и его воспитанию, что противоречит закрепленному Федеральным законом "О государственной социальной помощи" принципу адресности государственной социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости.
4. Предлагаемое законопроектом изменение приведет к увеличению числа граждан, претендующих на получение ежемесячного пособия, что повлечет увеличение расходов бюджетов бюджетной системы.
Принятие законопроекта приведет к выделению значительных дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета уже в текущем финансовом году, учитывая предлагаемые сроки его принятия и вступления в силу. При этом финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит полной оценки финансовых последствий предлагаемых решений и положений, устанавливающих источники и порядок финансирования расходных обязательств, связанных с его реализацией, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроект не поддержан Правительством Российской Федерации.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы есть замечания по законопроекту.
На законопроект получены отзывы из 42 субъекта Российской Федерации. Общее количество отзывов и предложений - 55, из них 17 - в поддержку законопроекта, 39 - против принятия.
Положительные отзывы по законопроекту дали 9 законодательных (представительных) и 8 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отрицательные - 9 и 30.
Учитывая изложенное Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 659405-7 "Об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, в размере не менее половины величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Шериным, К.И. Черкасовым.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.