Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 725130-7 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не наделен законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок компетенцией по установлению методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, принятие указанных методических рекомендаций в отношении муниципальных образований не представляется возможным.
Вместе с тем муниципальные предприятия и учреждения испытывают затруднения при определении метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, установленных указанным Федеральным законом (метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод).
При этом методы, указанные в статье 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в отдельных случаях невозможно применить по следующим причинам:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - работа является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
2) нормативный метод - цена на данную работу не нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
3) тарифный метод - цена на данную работу не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
4) проектно-сметный метод - не подлежит применению к проектным и изыскательским работам в случае отсутствия проектной документации;
5) затратный метод - отсутствует возможность расчета суммы производственных затрат и обычной для определения сферы деятельности прибыли.
В соответствии с частью 12 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 данной статьи Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
При определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ возникает трудность в обосновании вышеуказанной цены контракта в связи с отсутствием в Федеральном законе N 44-ФЗ разъяснения по данному виду работ.
При этом частью 20.1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2014 года N 135-п "О Методических рекомендациях по применению методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям объекта капитального строительства".
Пунктом 7 данного Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрено, что текущий уровень стоимости работ по архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям определяется в соответствии с утвержденным заданием на проектирование по сборникам и справочникам базовых цен на проектные и изыскательские работы, рекомендованным к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере строительства, с учетом индексов изменения стоимости, разработанных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере строительства.
При расчете начальной (максимальной) цены контракта используются индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, рекомендуемых к применению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и индексы-дефляторы, принятые Министерством экономического развития Российской Федерации в качестве основы для разработки проекта федерального бюджета.
Однако в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ данные Методические рекомендации не могут распространяться на муниципальные нужды и муниципальных заказчиков, что приводит к невыполнению требований по определению и обоснованию цены контракта и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" признания утратившими силу, приостановления, принятия нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.