Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727822-7 "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового механизма принудительного взыскания задолженности по алиментам.
В Республике Татарстан уделяется повышенное внимание вопросам исполнения судебных решений о взыскании алиментов. В целях координации организационных и практических мер в указанной сфере в республике создана Межведомственная рабочая группа по обеспечению взыскания задолженностей по алиментным платежам в Республике Татарстан.
В результате проделанной работы количество исполнительных производств по алиментам (по сравнению с данными на 1 августа 2018 года) сократилось более чем на одну тысячу на общую сумму 147,5 млн. рублей. Ограничены в выезде за пределы Российской Федерации около 12 тыс. должников, привлечены к административной ответственности 1,1 тыс. должников, возбуждено 339 уголовных дел по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей".
Вместе с тем, несмотря на комплекс принимаемых мер, задолженность по алиментным платежам продолжает оставаться значительной.
В настоящее время в работе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан находится около 21 тысячи исполнительных производств о взыскании алиментов, сумма задолженности по которым составляет более 2,9 млрд. рублей. В целом по Российской Федерации остаток исполнительных производств по состоянию на конец 2018 года составил 825,5 тыс. В Федеральную службу судебных приставов поступило 25,1 тыс. обращений граждан по вопросу неуплаты алиментов.
Одной из причин, приводящих к росту задолженности по алиментным платежам, является установленный статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации порядок расчета задолженности по алиментам в отношении неработающих лиц, согласно которому задолженность данной категории должников определяется по среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в статье 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В то же время имеет место значительное расхождение размера средней заработной платы в Российской Федерации (43 тыс. рублей) с размером средней заработной платы в субъектах Российской Федерации и, соответственно, реальными доходами населения на соответствующей территории.
Так, средняя заработная плата в Республике Татарстан определена в размере 34 тыс. рублей в месяц (например, в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан - 24 тыс. рублей), в Республике Адыгея - 27 тыс. рублей. В то же время средняя заработная плата в городе Москве составляет 85 тыс. рублей.
Таким образом, расчет задолженности по алиментам в отношении неработающих лиц в настоящее время производится без учета региональных особенностей. Установление объективно завышенной суммы долга вынуждает должника, проживающего на территории субъекта Российской Федерации с низким уровнем заработной платы, создавать препятствия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнения производств данной категории, что в конечном итоге приводит к постоянному увеличению уровня общей задолженности, нарушению прав и законных интересов ребенка, росту социальной напряженности.
При этом действующий порядок также ущемляет права и законные интересы ребенка, оба родителя которого проживают на территории субъекта Российской Федерации с уровнем средней заработной платы, превышающим соответствующий показатель по Российской Федерации.
Законопроект в целях создания возможности реальной выплаты алиментов в полном объеме, а также защиты интересов несовершеннолетних на получение содержания, соответствующего уровню места их проживания, направлен на изменение порядка расчета задолженности по алиментным платежам исходя из средней заработной платы регионального уровня в случае отсутствия официального трудоустройства должника.
В то же время в интересах несовершеннолетних и в целях реального исполнения алиментных обязательств предлагается сохранить существующий порядок исчисления задолженности в случае проживания получателя алиментов в субъекте, в котором размер средней заработной платы выше относительно указанного показателя по месту жительства плательщика алиментов и выше средней заработной платы в Российской Федерации.
Предлагаемый подход применяется при индексации алиментов. Так, согласно статье 117 Семейного кодекса Российской Федерации при индексации алиментов учитывается размер прожиточного минимума, установленный в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.