Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 717365-7 "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"
Досье на проект федерального закона
Указанный законопроект разработан в целях обеспечения реализации федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" (во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), пункта 3 "а" поручения Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294, а также во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. NПр-140ГС, данных по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2016, и направлен на следующее.
В соответствии с Указом N 204 Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии в 2024 году необходимо обеспечить кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее, чем на 20 процентов, совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) в наиболее загрязненных городах. При этом необходимо реализовать комплексные планы мероприятий по снижению выбросов в крупных промышленных центрах с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. (пункт 3 "а" поручения Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294) необходимо обеспечить принятие в весеннюю сессию 2019 года федерального закона, предусматривающего применение системы квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, в первую очередь в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140ГС в целях снижения выбросов в атмосферный воздух необходимо внести в законодательство изменения, предусматривающие в том числе:
разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов, включая использование системы квотирования таких выбросов;
разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий;
особенности проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных метеорологических условий.
Законопроект подготовлен на основании предложений членов рабочей группы, сформированной для подготовки данного законопроекта, к участию в которой были приглашены представители субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и научных организаций.
Статьями 1 - 6 законопроекта предлагается проведение до 31 декабря 2024 г. эксперимента по квотированию выбросов в вышеуказанных двенадцати городах, на территориях которых в соответствии с Указом N 204 предусмотрена реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов с учетом сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее - сводные расчеты).
Положения законопроекта в этой части фактически создают механизм реализации федерального проекта "Чистый воздух" в составе национального проекта "Экология".
В рамках эксперимента ответственным за проведение сводных расчетов предлагается определить Росприроднадзор - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного федерального экологического надзора, который является ответственным за реализацию федерального проекта "Чистый воздух".
Законопроектом предусмотрено, что на основе данных сводных расчетов Роспотребнадзором проводится оценка риска здоровью человека и определяются перечень приоритетных загрязняющих веществ (вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и (или) сопряжены с наибольшим риском для здоровья человека) и перечень квотируемых объектов (всех основных источников загрязнения атмосферного воздуха - автотранспорт, ЖКХ, промышленные предприятия).
В отношении приоритетных загрязняющих веществ для квотируемых объектов Росприроднадзором определяются допустимые вклады концентраций и с учетом разработанных природопользователями на основании указанных вкладов предложений устанавливаются ограничения на выбросы - квоты выбросов.
Квоты выбросов включаются в комплексные экологические разрешения для объектов I категории, в декларацию о негативном воздействии на окружающую среду для объектов II категории или в действующие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указываются в отчетности для объектов III категории.
При установлении квот выбросов учитываются показатели снижения выбросов до 2024 года, установленные Указом N 204.
На основные предприятия-загрязнители законопроектом возлагается обязанность по разработке и реализации мероприятий по достижению установленных квот выбросов. В случае если предприятие не может реализовать в период эксперимента данные мероприятия непосредственно на своем производстве, предусмотрена возможность осуществления компенсационных мероприятий, перечень которых будет утверждаться субъектом Российской Федерации (например, озеленение территорий, рекультивация свалок и т.д.).
Одновременно на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возлагается обязанность осуществлять меры по достижению квот выбросов от транспорта, ЖКХ (печное отопление) и социальных объектов в рамках реализации комплексных планов осуществления таких мероприятий. Законопроектом предусмотрена необходимость комплексных планов после проведения сводных расчетов и установления квот выбросов.
В целях координации данной работы, содействия в проведении эксперимента законопроектом предусматривается создание при Минприроды России межведомственного совета.
Кроме того, для информационного обеспечения и получения достоверной информации о результатах реализации мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах.
Предоставление содержащейся в данной информационной системе общедоступной информации предлагается осуществлять на безвозмездной основе.
На основании анализа отчетов о результатах проведения эксперимента по квотированию выбросов Минприроды России будет проведена оценка применения механизмов квотирования выбросов на основе сводных расчетов и в случае успешных результатов будут подготовлены соответствующие изменения для внесения в законодательство Российской Федерации.
В качестве индикативного показателя оценки достижения целей эксперимента (пункт 8(3) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318), будет применяться показатель, определенный Указом N 204, - кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее, чем на 20 процентов, совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также показатели, заложенные в паспорте федерального проекта "Чистый воздух".
Одновременно в Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) вводятся положения, регулирующие вопросы проведения сводных расчетов загрязнения воздуха с учетом сложившейся правоприменительной практики.
Ведение и использование сводных расчетов ранее осуществлялось в 15 субъектах Российской Федерации и продолжают осуществляться в ряде из них в соответствии с приказом Госкомэкологии России от 16 февраля 1999 г. N 66 "О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов".
Применение сводных расчетов в городах, таких, как Санкт-Петербург, Казань, Калуга, Череповец, Улан-Уде, показало высокую эффективность для:
выявления основных загрязнителей воздуха в городе, его частях;
прогнозирования состояния качества атмосферного воздуха при неблагоприятных метеорологических условиях и определения уровня снижения предприятиями выбросов;
моделирования состояния качества атмосферного воздуха при размещении новых предприятий, строительстве новых магистралей, развязок и прочего, и для принятия обоснованных градостроительных решений;
установления нормативов допустимых выбросов предприятиям.
Законопроектом вводится определение понятия "результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха" и новая статья 22.1, которой предлагается урегулировать вопросы проведения сводных расчетов и применения их результатов.
Планируется закрепить право субъекта Российской Федерации организовать проведение сводных расчетов загрязнения воздуха для отдельных населенных пунктов или их частей.
Минприроды России в части сводных расчетов наделяется полномочиями по утверждению:
методов расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе;
правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
методики определения выбросов от передвижных источников для проведения сводных расчетов.
Результаты проведения сводных расчетов предлагается использовать для определения уровня фонового загрязнения воздуха при нормировании выбросов, а также для определения мест размещения объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры при разработке генеральных планов поселений и городских округов.
Для этого законопроектом предлагается дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации положением, определяющим учет сводных расчетов при разработке генеральных планов поселений и городских округов. В данных случаях проект генерального плана, проект схемы территориального планирования муниципального района будет подлежать согласованию в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов, которые могут оказать воздействие на атмосферный воздух.
Статьи Федерального закона N 96-ФЗ, регулирующие вопросы инвентаризации стационарных источников и их выбросов, нормирования выбросов, требований охраны атмосферного воздуха при проектировании и эксплуатации объектов, а также обязанностей граждан, имеющих источники выбросов, дополняются положениями, необходимыми для обеспечения проведения сводных расчетов.
В целях установления корректности использования программ для электронных вычислительных машин, основанных на применении методов расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе, которые также используются при проведении сводных расчетов, в Федеральный закон N 96-ФЗ вводятся положения об экспертизе таких программ, в том числе с учетом положений статьи 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
В целях верификации данных, полученных по результатам проведения сводных расчетов, с данными, полученными при осуществлении мониторинга состояния атмосферного воздуха, законопроектом вводится требование о необходимости уточнения сводных расчетов после сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с правилами проведения сводных расчетов.
В целях приведения терминологии, используемой в Федеральном законе N 96-ФЗ, с терминологией, используемой в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), понятие "вредное (загрязняющее) вещество" заменяется понятием "загрязняющее вещество", а также дается актуализированное определение данного понятия.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140ГС для установления требований к формированию предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, которые осуществляются в период неблагоприятных метеорологических условий, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность их работ, Минприроды России наделяется соответствующими полномочиями.
Также для оперативного проведения Росприроднадзором внеплановых проверок в период неблагоприятных метеорологических условий устанавливается возможность их проведения без согласования органами прокуратуры.
Исходя из сведений Росгидромета о работах по прогнозированию загрязнения воздуха в 2011 - 2015 годах, в среднем за год в Российской Федерации передавалось 26 предупреждений о НМУ III-й, самой сильной степени опасности (ориентировочно 1 случай на 3 субъекта Российской Федерации в год) и 1081 - о РЕМУ II-й, средней степени опасности (менее 13 случаев в среднем на 1 субъект Российской Федерации в год).
При этом проведение проверок в периоды НМУ органами государственного экологического надзора будет осуществляться в рамках установленных полномочий по контрольно-надзорным мероприятиям, дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию таких мероприятий не потребуется.
В Федеральный закон N 7-ФЗ вносятся дополнения, уточняющие расчет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в части мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа. Также вносятся изменения, уточняющие состав плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности и порядок их согласования.
В целях обеспечения возможности осуществления корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду при реализации предприятиями природоохранных мероприятий, включая мероприятия комплексных планов для 12 вышеуказанных городов, в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводятся соответствующие положения, касающиеся исчисления такой платы.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 277779-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" (в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух)". На законопроект N 277779-7 давался отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации.
К рассмотрению в первом чтении в весеннюю сессию 2019 года законопроект N 277779-7 не планируется.
Проект акта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения будут способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации в части снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"
Принятие федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на:
проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в 12 городах;
реализацию права субъектов Российской Федерации по организации проведения сводных расчетов.
Финансовое обеспечение расходов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для реализации федерального проекта "Чистый воздух" в составе национального проекта "Экология".
Реализация проекта "Чистый воздух" предполагает дополнительное финансирование из средств федерального бюджета в объеме 102,6 млрд. рублей, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 16 млрд. рублей. Внебюджетное финансирование составит более 381 млрд. рублей.
Таким образом, бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов зарезервированы необходимые для проведения эксперимента средства.
Дополнительные расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут возникнуть в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов в связи с проведением мероприятий, направленных на снижение выбросов, в случае если выбросы предприятий будут превышать установленные квоты, и будут осуществляться за счет собственных средств.
Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением сводных расчетов вне рамок эксперимента, будет осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По оценкам отдельных субъектов Российской Федерации, такие расходы составляют несколько млн. рублей в год.
Согласно Закону Челябинской области от 23 декабря 2016 г. N 470-30 "Об областном бюджете Челябинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" общий объем расходов областного бюджета на 2017 год составляет 136 659 800,4 тыс. рублей.
По информации Министерства экологии Челябинской области, построение системы сводных расчетов требует затрат в размере 1 - 2 млн. рублей, это 0,0073 - 0,0146% от общего объема расходов областного бюджета.
Учитывая высокую социальную напряженность в г. Челябинске в связи с загрязнением воздуха промышленными выбросами, полагаем, что администрация области вправе принять решение о проведении сводных расчетов.
Ежегодные затраты в г. Томске на обновление программного комплекса по ведению сводных расчетов составляют около 2 млн. рублей (письмо заместителя Губернатора Томской области от 19 декабря 2017 г. от АК-63-01-0789).
Согласно Закону Томской области от 24 декабря 2015 г. N 3012 "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" общий объем расходов областного бюджета на 2016 составляет 60651755,7 тыс. рублей. Таким образом, затраты на ведение сводных расчетов для Томской области в 2016 г. составили ориентировочно 0,003% от общего объема расходов областного бюджета.
Учитывая незначительность указанной доли бюджета, полагаем, что в рамках выполнения полномочий субъекта Российской Федерации по охране атмосферного воздуха такие расходы приемлемы для крупных промышленных городов в целях решения проблем загрязнения воздуха.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"
Принятие федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"
Принятие федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы, уточняющей положение о зачете затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при реализации мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы, уточняющей положение о зачете затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при реализации мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
3. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке создания и ведения федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских поселениях Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, перечень включаемой в нее информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что порядок создания и ведения федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городах, участвующих в эксперименте, перечень включаемой в нее информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Минкомсвязи России, Роспотребнадзор, Росгидромет, Росприроднадзор.
4. Приказ Минприроды России "Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
5. Приказ Минприроды России "Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды утверждается методика определения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
6. Приказ Минприроды России "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды утверждаются требования к формированию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
7. Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка проведения Росгидрометом экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что порядок экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферном воздухе, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росгидромет.
8. Приказ Минприроды России "Об утверждении положения о Межведомственном совете по проведению эксперимента и его состава". Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, при проведении эксперимента по квотированию выбросов полномочием по утверждению положения о Межведомственном совете по проведению эксперимента и его состава.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
9. Приказ Минприроды России "Об утверждении правил квотирования выбросов".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, при проведении эксперимента по квотированию выбросов полномочием по утверждению правил квотирования выбросов.
Сроки подготовки - 3 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России.
10. Приказ Минприроды России "Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды полномочием по утверждению методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Сроки подготовки - 6 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росгидромет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.