Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 722163-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий
Досье на проект федерального закона
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ).
Федеральным законом N 350-ФЗ предусматривается поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Так, начиная с 1 января 2019 года, возраст будет поэтапно увеличиваться (по году в год). Такие изменения также влекут одновременное увеличение возраста выхода на негосударственную пенсию, так как в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) пенсионными основаниями в пенсионных договорах (с момента наступления которых возможно получение негосударственной пенсии) являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 9 статьи 10 Федерального закона N 350-Ф3 предусмотрено, что основания приобретения права на получение негосударственной пенсии (пенсионные основания), установленные законодательством Российской Федерации и закрепленные в заключенных в соответствии Федеральным законом N 75-ФЗ до 1 января 2019 года договорах негосударственного пенсионного обеспечения, сохраняются до исполнения негосударственными пенсионными фондами обязательств по таким договорам.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона N 350-ФЗ у лиц, выходящих на негосударственную пенсию по договорам, заключенным после 1 января 2019 года, право на получение пенсии возникнет позднее. Возраст, предоставляющий право на получение пенсии, будет равен 60 и 65 годам соответственно, а для отдельной категории лиц будет постепенно повышаться до 60 и 65 лет в соответствии с графиком, предусмотренным приложением N 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона N 350-ФЗ).
Вместе с тем поздний выход на негосударственную пенсию делает институт негосударственной пенсии менее привлекательным для потенциальных вкладчиков, в связи с чем, объем поступлений в негосударственные пенсионные фонды сокращается.
Законопроектом предлагается вернуть возраст выхода на негосударственную пенсию 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.
Предлагается уточнить пенсионные основания, исключив из них условие о наличии страхового стажа, и порядок обращения за негосударственной пенсией. Это позволит привлечь к накоплению будущих пенсий в негосударственных пенсионных фондах такие категории лиц, как самозанятые граждане, иностранные граждане, лица, имеющие иждивенцев и наемных работников.
Проект также гарантирует сохранение права на назначение негосударственной пенсии ранее 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно в случаях, когда у них возникает право на получение страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению ранее такого возраста (например, для инвалидов, лиц, работающих в районах Крайнего Севера и т.д.) вне зависимости от наступления дополнительных оснований.
Указанные изменения направлены на улучшение финансового положения граждан предпенсионного возраста.
При этом законопроектом предусмотрена возможность установления по желанию сторон в пенсионных договорах иного повышенного возраста, дающего право на получение негосударственной пенсии, но не выше возраста, установленного в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости. Возможность установления дополнительных пенсионных оснований, например - требования к продолжительности стажа работы у данного вкладчика-работодателя, проектом сохраняется. Это позволит вкладчику-работодателю проводить гибкую кадровую политику.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не устанавливает расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Пенсионного фонда России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов.
Вместе с тем принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий" потребует внесения изменений в постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 года N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.