Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 723363-7 "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан с целью усиления ответственности налогоплательщиков (плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, о создании обособленного подразделения организации.
Налоговое законодательство (подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливает обязанность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях путем представления соответствующих документов в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. При этом согласно действующему законодательству за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 200 рублей. Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленного подразделения. Кроме того, если созданные подразделения являются территориально обособленными, они несут обязанность по уплате налогов и сборов в регионах своего расположения. То есть в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений организации в бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых находятся обособленные подразделения, не поступают налоги и сборы (так, например, налог на доходы физических лиц должен уплачиваться в бюджет того региона, в котором стоит на учете обособленное подразделение).
Ввиду незначительности сумм действующих штрафов для организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленного подразделения, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений предлагается увеличить размер административного штрафа за указанное нарушение и установить его на уровне штрафа за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации).
По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, по итогам 2018 года в Республике Башкортостан выявлено 90 случаев непредставления налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, касающихся обособленных подразделений организаций, что в 2,4 раза больше, чем в 2017 году (в 2017 году - 37 случаев). Сумма предъявленных налоговых санкций в консолидированный бюджет Республики Башкортостан (по нормативу 50 процентов) составила 8,2 тыс. рублей (в 2017 году - 2,9 тыс. рублей).
В связи с этим проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), путем представления соответствующих документов в установленный срок. Административный штраф за указанное правонарушение предлагается установить в размере 40 тысяч рублей (аналогично пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации в целях соблюдения единого подхода к наказанию за непостановку на учет в налоговом органе).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет (по нормативу 50 процентов) и в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) (по нормативу 50 процентов).
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат |
И. Бикбаев |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.