Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721833-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)" разработан в целях совершенствования порядка распределения налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Эффективное распределение доходов от различных видов налогов между уровнями бюджетной системы обеспечивает стабильное функционирование и устойчивое развитие территорий с учетом особенностей каждого субъекта РФ, формирует точки роста в регионах со значительными территориальными и иными преимуществами и налоговым потенциалом, и поддержку регионов, которые в настоящий момент времени имеют ослабленный налоговый потенциал.
Важное значение при перераспределении налоговых доходов от субъектов РФ к РФ в целом и далее к субъектам РФ имеет принцип умеренности, когда при изъятии доходов от одних субъектов РФ в пользу федерального бюджета и распределении в адрес субъектов РФ с ослабленным налоговым потенциалом, не допускается ситуация, при которой регион-донор становится дотационным и ограниченным в инструментах развития своей территории ввиду ограничений накладываемых бюджетным законодательством на дотационные регионы. Эта "искусственная" дотационность создает отрицательные стимулы для инвестиционной деятельности на территории региона, формирует социальную напряженность среди жителей региона, которые осознают несправедливость имеющегося порядка вещей. Граждане в субъекте федерации видят, что реализация проектов по добыче полезных ископаемых (месторождений) приводит не к улучшению жизни на окружающих территориях, а к дополнительной нагрузке на инфраструктуру и ухудшению ее качества (в части обеспеченности жителей социальной инфраструктурой и состояния транспортной инфраструктуры).
При этом, следует отметить, что за последние годы был принят ряд изменений в налоговую систему, которые привели к уменьшению собственных налоговых доходов субъектов РФ и увеличению уровня дотационности регионов (отмена налога на движимое имущество юридических лиц, увеличение норматива распределения налога на прибыль в федеральный бюджет). Выпадающие доходы лишь частично компенсируются либо краткосрочными решениями о выделении трансфертов, либо передачей нестабильных источников дохода.
Увеличение собственных налоговых доходов субъектов РФ в виде части налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья позволит:
- повысить собственную доходную базу регионов, где расположены месторождения полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и идет их разработка,
- снизить дотационность бюджетной системы РФ в части уровня регионов,
- сформировать дополнительные точки ускоренного развития экономики РФ и обеспечить создание и поддержание на надлежащем уровне транспортной и социальной инфраструктуры в районах добычи углеводородного сырья и прилегающих территориях,
- повысить удовлетворенность жителей региона от выбора региона в качестве места проживания.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на частичное перераспределение налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между уровнями бюджетной системы РФ - уменьшение установленных нормативов отчислений в федеральный бюджет с 100% до 70%, установление нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ в размере 30%.
Ввиду того, что налоговые доходы в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья относятся к нефтегазовым доходам федерального бюджета, то проект федерального закона вносит изменение в статью 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отнесения к нефтегазовым доходам федерального бюджета налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья по нормативу 70 процентов.
Дату вступления проекта федерального закона в силу предлагается установить со дня его официального опубликования, изменяемые положения предлагается применять к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Принятие и реализация проекта федерального закона приведет к перераспределению поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, что отразится в снижении ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет, в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов РФ на аналогичную сумму, это не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Снижение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в федеральный бюджет может быть частично компенсировано по следующим направлениям:
- уменьшение размера межбюджетных трансфертов (в том числе в рамках компенсации выпавших в результате отмены налога на движимое имущество юридических лиц собственных налоговых доходов субъектов РФ) в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат свою дотационность;
- снижение размера отчислений в ФНБ дополнительных нефтегазовых доходов за счет изменения нормативов распределения налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между уровнями бюджетной системы;
- поступление налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- увеличение общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах РФ, которые увеличат свои налоговые доходы за счет перераспределения нормативов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)"
Указанным проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в статьи 50, 56, 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
В отношении указанных налоговых доходов проектом федерального закона предусматривается изменение нормативов отчислений в федеральный бюджет с действующих в настоящее время 100,0 процентов до 70,0 процентов и установление нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ в 30,0%.
Реализация проекта федерального закона в части изменения нормативов распределения налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья приведет к перераспределению поступлений по данному налогу между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, что отразится в снижении ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет на сумму около 1,2 трлн. руб. при поступлениях данного налога на уровне 2017 года и на сумму около 1,8 трлн. руб. при поступлениях данного налога на уровне 2018 года, в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов РФ на аналогичную сумму, в том числе в бюджет Иркутской области на 32 млрд. руб. при поступлениях на уровне 2017 года и 51 млрд. руб. при поступлениях на уровне 2018 года. Снижение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в федеральный бюджет может быть частично компенсировано по следующим направлениям:
- уменьшение размера межбюджетных трансфертов (в том числе в рамках компенсации выпавших в результате отмены налога на движимое имущество юридических лиц собственных налоговых доходов субъектов РФ) в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат свою дотационность;
- снижение размера отчислений в ФНБ дополнительных нефтегазовых доходов за счет изменения нормативов распределения налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между уровнями бюджетной системы;
- поступление налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- увеличение общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах РФ, которые увеличат свои налоговые доходы за счет перераспределения нормативов.
Принятие предлагаемых проектом федерального закона норм позволит увеличить количество регионов-доноров в РФ (снизить количество регионов, которые в результате действия существующей системы распределения налоговых и неналоговых доходов становятся дотационными при фактическом значительном превышении собираемых доходов над расходами), уменьшить общую дотационность бюджетной системы РФ на уровне субъектов РФ, повысить заинтересованность субъектов РФ в реализации на своей территории инвестиционных проектов в сфере добычи углеводородного сырья, сформировать ресурсную базу для развития и поддержания транспортной и социальной инфраструктуры в районах добычи углеводородного сырья и прилегающих территориях, повысить удовлетворенность жителей региона от выбора региона в качестве места проживания, обеспечит создание новых рабочих мест при реализации дополнительных инфраструктурных и социальных проектов, что с учетом мультипликативного эффекта приведет к повышению эффективности использования средств бюджетов, развития субъектов РФ и снижению экономических рисков.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья)" потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.