Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 677227-7 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 677227-7 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный законопроект направлен на установление административной ответственности за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата. В этих целях соответствующие изменения предусматриваются в отдельные положения обозначенной статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, (посвященной административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так, часть 6 указанной статьи КоАП РФ, - (которая содержит норму об ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо за начисление зарплаты в сумме, меньшей минимального размера, предусмотренного трудовым законодательством), - согласно законопроекту подлежит дополнению нормой о проектируемой ответственности за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата. Одновременно, часть 7 обозначенной статьи 5.27 КоАП РФ, - (где закреплены квалифицирующие признаки неправомерных деяний, предусмотренных упомянутой частью 6 этой же статьи, - а именно, случаи совершения таких правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), - предложено дополнить уточнением о том, что указанные квалифицирующие признаки не будут распространяться на вновь вводимый в обозначенную часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ административный состав, (т.е., за воспрепятствование осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата).
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обращает внимание на то, что рассматриваемый проект федерального закона N 677227-7 о внесении отмеченных изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях был представлен его автором (Правительством Российской Федерации) вместе с законопроектом N 677255-7 "О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации", (где предлагается увеличение с нынешних 5 до 15 календарных дней срока, в течение которого работник должен в письменной форме сообщить работодателю о замене кредитной организации, в которую он желает перевести выплату своей заработной платы).
Таким образом, - основополагающей материально-правовой нормой - по отношению к правовым новациям, инициируемым в представленном проекте федерального закона N 677227-7, - является уже существующее (с 5 ноября 2014 г.) нормативное положение части третьей статьи 136 Трудового кодекса РФ, (которое в случае принятия другого вышеобозначенного законопроекта - N 677255-7 - будет действовать в несколько иной редакции, но которое в своём содержательном отношении право работника на соответствующую замену кредитной организации уже предусматривает и в этой сущностной части не подлежит какой-либо корректировке).
В данной связи Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отмечает, что рассматриваемый проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с основополагающим по отношению к нему в материально-правовом аспекте нормативным документом (Трудовым кодексом Российской Федерации), - и, в частности, с упомянутой частью третьей статьи 136 ТК РФ. При этом, Комитет не считает существенным и безусловно юридически значимым некоторое различие терминологического обозначения гарантированного названной нормой Трудового кодекса РФ права работника на замену кредитной организации с предлагаемым в представленном законопроекте установлением административной ответственности за воспрепятствование осуществлению права работника на изменение кредитной организации, в которую по его желанию должна быть переведена причитающаяся ему заработная плата. Кроме того, Комитет констатирует соответствие рассматриваемой законодательной инициативы о внесении изменений в статью 5.27 КоАП РФ базовым концептуальным положениям самого Кодекса РФ об административных правонарушениях, - равно как и другим законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, - а также отсутствие в ней разночтений с международными договорами нашей страны.
Вместе с тем, - оценивая общий характер представленного законопроекта и содержательную аргументацию, изложенную в пояснительной записке к нему, а также принимая во внимание имеющиеся прецеденты соответствующих ситуаций и правоприменительную практику, - Комитет по государственному строительству и законодательству считает данный проект федерального закона обоснованным в целом, - но за минусом предлагаемого в нём исключения повышенных административно-правовых санкций при повторном совершении предусматриваемого деликтного деяния, (т.е. воспрепятствования осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена его заработная плата), - тем более, что уголовная ответственность в случае повторности (или многократности) таких деяний согласно действующему Уголовному кодексу РФ не наступает, а предметом иных рассматриваемых в настоящее время законодательных инициатив о внесении изменений в УК РФ не является. Однако, отмеченный недочёт, по мнению Комитета, не снижает основных содержательных достоинств представленного проекта федерального закона, (направленного на нормативное закрепление дополнительных возможностей для обеспечения и защиты прав работников), а значит, и не препятствует его концептуальному одобрению, - тем более, что и внесение, и предлагаемое принятие данного законопроекта следует признать не только актуальными и целесообразными, но и важными и необходимыми.
С учётом изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 677227-7 "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.