Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 14 мая 2019 г. к N 157, п. 2.6
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления единообразного механизма порядка защиты прав граждан-участников долевого строительства) внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, С.А. Вострецовым, А.Г. Аксаковым, С.В. Чижовым и другими, а также членом Совета Федерации О.В. Мельниченко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на усиление защиты прав граждан - участников долевого строительства и предусматривает изменение способа обеспечения исполнения обязательств застройщика по зарегистрированным договорам участия в долевом строительстве, в отношении которых застройщиком заключены договоры страхования своей гражданской ответственности либо договоры поручительства банка. Законопроектом предлагается досрочное прекращение таких договоров страхования гражданской ответственности застройщика либо договоров поручительства банка и установление в качестве способа обеспечения исполнения обязательств застройщика по указанным договорам участия в долевом строительстве правового режима, действующего в отношении договоров участия в долевом строительстве, по которым застройщиком уплачиваются обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд.
Законопроектом устанавливаются обязанность и порядок передачи страховщиком (банком) части полученной страховой премии (платы по договору поручительства) в счет исполнения обязанности застройщика по уплате взносов в компенсационный фонд, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности. Наряду с этим определяются перечень сведений, размещаемых органом регистрации прав в закрытой части единой информационной системы жилищного строительства в целях проверки правильности расчета подлежащей перечислению части страховой премии (платы по договору поручительства), порядок довнесения их недостающей части, включая случаи, когда такая обязанность возлагается на застройщика, а также порядок уведомления граждан - участников долевого строительства об изменении способа обеспечения исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве.
Кроме того, в связи с прекращением страхования гражданской ответственности застройщиков как способа обеспечения исполнения его обязательств перед участниками долевого строительства проектируемые нормы предусматривают процедуру реорганизации либо ликвидации общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, созданного в силу закона исключительно для осуществления указанного вида страхования.
Законопроект определяет также основания, при которых в отношении заключенных договоров участия в долевом строительстве сохраняются существующие способы обеспечения исполнения обязательств застройщика в виде договора страхования его гражданской ответственности либо договора поручительства банка. К ним отнесены наступление страхового случая и предъявление требования о выплате страхового возмещения (об исполнении обязательств по договору поручительства) либо вступление в силу решения суда об исполнении обязательств по договору страхования (поручительства).
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, отвечающую задачам усиления защиты прав участников долевого строительства посредством упразднения малоэффективных способов обеспечения исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве. В частности, с момента введения в действие в 2014 году страхования гражданской ответственности застройщиков совокупный размер выплат по этому виду страхования составил около 1,3 млрд руб. при величине собранной страховой премии в 57 млрд руб.
Вместе с тем, по мнению Комитета, законопроект нуждается в доработке. Так, в законопроекте не нашли отражения вопросы защиты прав граждан, у которых заключены договоры участия в долевом строительстве с застройщиками, не перезаключившими договоры страхования гражданской ответственности застройщика (договоров поручительства) после истечения срока их действия, расторжения или досрочного прекращения.
В законопроекте отсутствуют также нормы, позволяющие определить величину расходов на ведение дела, на которую страховщик или банк могут уменьшить часть страховой премии (платы по договору поручительства), передаваемой публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд).
Кроме того, сведения, которые страховщик будет обязан передать Фонду в соответствии с требованиям части 5 статьи 4 законопроекта, следует оценить на предмет отсутствия риска нарушения страховщиком тайны страхования, за которую он несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Следует также указать на несогласованность оснований, указанных в проектируемых частях 2 и 18 статьи 4 законопроекта, при которых в отношении заключенных договоров участия в долевом строительстве будут сохранены существующие способы обеспечения исполнения обязательств застройщика: договор страхования гражданской ответственности или договор поручительства банка.
Так, согласно части 2 статьи 4 законопроекта к такому основанию отнесено наступление страхового случая, определяемого законодательством о долевом строительстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве и подтвержденного решением суда об обращении взыскания на объект незавершенного строительства либо решением арбитражного суда о признании застройщика банкротом. В то же время согласно части 8 статьи 4 законопроекта таким основанием выступает только признание застройщика арбитражным судом банкротом.
В дополнительном обсуждении нуждаются положения законопроекта, предполагающие установление, по сути, принудительный порядок реорганизации или ликвидации общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, поскольку проектируемое в силу закона прекращение страхования гражданской ответственности застройщика и так обусловит необходимость принятия решения о дальнейшей судьбе общества.
Учитывая, что указанные недостатки могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.