Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 14 мая 2019 г.
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа" (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроект разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 632 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849", которым Республика Бурятия и Забайкальский край были включены в состав Дальневосточного федерального округа. Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона от 01 мая 2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории данных субъектов Российской Федерации.
Соглашаясь с необходимостью реализации мер государственной поддержки, направленных на снижение оттока местного населения из рассматриваемых субъектов Российской Федерации и создание максимально благоприятных условий для граждан, желающих в них проживать, поддерживая концепцию Законопроекта в целом, Комитет, вместе с тем, отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статью 3 Федерального закона от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон о Байкале), которая касается установления границ Байкальской природной территории, ее экологических зон, а также границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал.
Озеро Байкал является уникальным природным объектом, получившим статус памятника Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Закон о Байкале содержит особые правовые механизмы, посредством которых осуществляется охрана озера Байкал и обеспечивается сохранение уникальных природных свойств и качеств экосистемы озера Байкал. Перечисленные в статье 3 Закона о Байкале зоны и их правовые режимы являются элементами данного правового инструментария.
Важно учитывать, что прилегающая к озеру Байкал территория является постоянным местом жительства для значительного количества граждан Российской Федерации, для которых должны быть обеспечены достойные условия существования, которые нуждаются в доступе к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктуры, в решении вопросов местного значения, таких как создание мест размещения отходов, захоронений и т.п. Одновременно озеро Байкал является постоянной точкой притяжения внутреннего и внешнего туристического потока, что определяет необходимость создания на прилегающей территории современной и экологически безопасной туристической инфраструктуры.
Вышеизложенное определяет особую общественную значимость решений, принимаемых относительно установления границ зон, перечисленных в статье 3 Закона о Байкале и соответственно границ самой Байкальской природной территории и необходимость осуществления при принятии таких решений общественного контроля.
Общественный контроль за данными решениями Правительства может быть обеспечен в том случае, если акты об установлении границ Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны будут приниматься в форме нормативных актов Правительства Российской Федерации. Комитет полагает целесообразным отражение в рассматриваемом Законопроекте положения о том, что границы Байкальской природной территории и экологических зон утверждаются актом Правительства Российской Федерации, подлежащим публичному обсуждению.
Таким образом, Комитет поддерживает проект федерального закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом вышеизложенного замечания, которое необходимо устранить ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.