Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 724056-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(в части ослабления нагрузки на индивидуальных предпринимателей)
Досье на проект федерального закона
Вопросы правовой защиты предпринимателей в нашей стране имеют очень большое значение. Это обусловлено особой значимостью сектора малого бизнеса для экономки нашей страны в целом и обеспечения населения товарами и услугами в полной мере и в достаточном ассортименте. Поскольку большая часть индивидуальных предпринимателей, как представителей малого бизнеса, обладает ограниченными финансовыми возможностями, то вопросы правовой защищенности их бизнеса являются для них одними из наиболее значимых.
Ст. 34 Конституции провозглашается свобода предпринимательства - возможность заниматься частным лицам любой деятельностью, которая императивно не запрещена государством. Граждане по достижении ими 18 лет (в отдельных случаях и ранее) могут вступать в экономический оборот как полноправные субъекты и совершать любые сделки. Госпрограммой "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года N 316, установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Поддержку малого бизнеса также гарантирует Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации" от 24 июля 2007 года.
Тем не менее, поправки в отраслевые законы, резко ухудшили положение именно субъектов малого бизнеса. В частности, законом об онлайн-кассах (Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) был существенно изменен текст ФЗ "О применении ККТ" от 22.05.2003 N 54. Кроме того, 290-ФЗ внес существенные поправки в отдельные положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность юридических лиц, должностных субъектов и индивидуальных предпринимателей за несоблюдение требований актуального законодательства в области применения онлайн-касс и отсутствие кассовых аппаратов, что предусматриваются статьей 14.5, прописанной в КоАП РФ.
Так, положениями этой статьи предписываются следующие меры административного воздействия за неиспользование ККМ:
Наложение штрафов, взимаемых с виновных субъектов в денежной форме.
Вынесение официальных предупреждений (зачастую практикуется, если выявленное правонарушение считается мелким, а также в тех ситуациях, когда проступок совершается хозяйствующим субъектом впервые).
Приостановление (временное прекращение) хозяйственной деятельности организации или предпринимателя (максимум на девяносто суток).
Частные предприниматели и должностные субъекты юридических лиц, нарушающие правила, которые действуют в области применения ККТ, будут вынуждены платить также штрафы.
Размеры штрафов за неиспользование ККМ ИП в 2019 году следующие:
При отсутствии устройства онлайн-кассы - от 25% до 50% неучтенной денежной суммы (минимальный размер - десять тысяч рублей).
Некорректная эксплуатация ККТ - минимальный штраф - 1500 рублей, максимальный - 3000 рублей.
В случае, если покупателю не отдали бумажный/электронный чек - 2000 рублей.
Благодаря этим новациям, большая часть ИП не "ушли в тень", а именно закрылись из-за отсутствия рентабельности.
Обновленный закон N 54-ФЗ не только сделал обязательным использование принципиально иных устройств в качестве кассовых аппаратов, установив присущие им правила работы, но и изменил состав лиц, имеющих возможность не применять кассовую технику. К июлю 2019 года должны поставить ККТ те предприниматели, кто оказывает услуги населению, в т.ч. ИП, работающие в розничной торговле, общепите или торгующие подакцизными товарами, все зависит от того, есть ли у них в штате наемные сотрудники или нет. Если их нет - с установкой кассы можно немного подождать, поскольку последний этап завершается 01.07.2021. г, благодаря двухгодичному мораторию, введенному поправками в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" для ИП, не имеющих в штате наемных работников. Кроме того,
Покупка современной кассовой техники, которая стоит слишком дорого, ежемесячные платежи за техническое обслуживание, которые в некоторых субъектах по стоимости эквивалентны двум новым кассовым аппаратам (к примеру, средняя стоимость ежемесячного обслуживания ККМ по г. Москве-2500 руб./мес., по г. Саратов - 650 руб./мес., по г. Новосибирск - 950 руб./мес. , для индивидуальных предпринимателей как субъектов малого предпринимательства, не имеющих в штате наемных работников, извлекающих свой предпринимательский доход на нерегулярной основе в виду специфики своей деятельности или те, чей суммарный годовой доход от занятий малым бизнесом не превышает 12-кратного размера МРОТ по соответствующему субъекту РФ, является не посильным бременем.
Владимир Путин в 2009 г. заявил, еще будучи премьер-министром РФ: "Действительно, у нас бывает так, что кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар". Перманентный экономический кризис ударил по многим небольшим предприятиям. Тем не менее, именно малый и средний бизнес, особенно в условиях кризиса, должен способствовать росту отечественной экономики. Ведь поле для деятельности этого сектора экономики огромное - от выпечки хлеба до высокотехнологичного производства.
В настоящее время ИП может не применять кассовое оборудование, работая на патентной системе налогообложения. При работе на патенте ИП может, например, заниматься реализацией услуг или розничной торговлей в торговом зале, площадь которого равна максимум 50 кв. м. или без торгового зала, а также в нестационарном помещении для торговли.
Складывается парадоксальная ситуация, при которой происходит дискриминация предпринимателей по роду деятельности: поскольку, по закону, ИП имеет право продавать картофель без ККМ, однако при реализации мороженой рыбы ИП должен использовать кассу.
Также в ущемленной ситуации оказались те предприниматели, которые осуществляют сезонную розничную торговлю или оказывают услуги населению на периодичной основе в виду специфики их деятельности.
Таким образом, предлагаемые настоящим проектом закона изменения смогут помочь реализации Госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика", стимулировать предпринимательскую активность граждан, повысить занятость населения в том числе в депрессивных регионах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части ослабления нагрузки на индивидуальных предпринимателей)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части ослабления нагрузки на индивидуальных предпринимателей) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части ослабления нагрузки на индивидуальных предпринимателей)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части ослабления нагрузки на индивидуальных предпринимателей) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.