Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 724640-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения пункта 2 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий от 13 декабря 2016 г. N 2, пункта 2 раздела II протокола заседания подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 27 мая 2016 г. N 1 и поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N ЮТ-П11-4304.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре).
Концепция законопроекта направлена на создание нормативных основ для совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе для опережающего развития аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области аквакультуры (рыбоводства) рыбоводное хозяйство для осуществления аквакультуры (рыбоводства) заключает договор пользования рыбоводным участком на основании торгов (конкурсов, аукционов).
Кроме того, при осуществлении производства (выращивания) объектов аквакультуры рыбоводному хозяйству необходимо на территории, прилегающей к рыбоводному участку, создать соответствующую рыбоводную инфраструктуру.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, чтобы наделить рыбоводное хозяйство правом на предоставление без проведения торгов земельных участков для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком.
Аналогичная норма в отношении рыбопромысловых участков уже предусмотрена в Земельном кодексе Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 29 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении его в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и дать право на использование земли или земельных участков без предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешения на использование таких земель или земельного участка для строительства временных сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
Производство (выращивание) объектов аквакультуры носит сезонный характер, и рыбоводному хозяйству необходимо возводить временные сооружения, предназначенные для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В начале осуществления хозяйственной деятельности рыбоводное хозяйство сталкивается с необходимостью расчистки соответствующей территории, приобретения техники для обеспечения строительства рыбоводной инфраструктуры, временного хранения строительных материалов, отдельных блоков конструкций рыбоводной инфраструктуры и иных целей.
Учитывая, что в основном аквакультура (рыбоводство) осуществляется в отдаленных от основной региональной инфраструктуры местах, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, является актуальным.
В дальнейшем, до предоставления таких земель и земельных участков гражданам и юридическим лицам в установленном порядке, они могут быть использованы для временного складирования различных строительных и иных материалов, установления предупреждающих и иных знаков, включая информационные табло (стелы) и флагштоки с информацией о соответствующем рыбоводном хозяйстве, оборудовании лодочных станций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Аналогичная норма действует в отношении строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 3 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) законопроект дополнен статьей 5.1 "Особенности использования земель и земельных участков для целей аквакультуры (рыбоводства)".
Указанная статья содержит отсылочные нормы на статьи земельного и лесного законодательства, которые комплексно регулируют использование земель и земельных участков, а также лесных участков при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
Кроме того, понятийный аппарат в отношении временных построек и сооружений приводится законопроектом в соответствие с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Реализация законопроекта не приведет к увеличению численности работников и фонда оплаты труда центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов, следовательно, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Данный законопроект будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)" не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)" не потребует принятия, внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)" (далее - федеральный закон) не потребует приостановления и признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие федерального закона потребует принять следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минсельхоза России "О признании утратившими силу особенностей использования земель для целей аквакультуры (рыбоводства), утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 апреля 2015 г. N 129".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации пункта 2 статьи 2 проекта федерального закона.
Краткое описание акта: приказом Минсельхоза России необходимо признать утратившими силу особенности использования земель для целей аквакультуры (рыбоводства), утрачивающие актуальность в связи с принятием проекта федерального закона.
Сведения об исполнителях: исполнитель - Минсельхоз России.
Срок подготовки нормативного правового акта - три месяца со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении;
2. Приказ Минэкономразвития России "О внесении изменений в перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона.
Краткое описание акта: приказом Минэкономразвития России необходимо утвердить перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, для целей индустриальной аквакультуры.
Сведения об исполнителях:
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Минсельхоз России.
Срок подготовки нормативного правового акта - три месяца со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.