Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 724748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Досье на проект федерального закона
В целях предотвращения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса - объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон). В соответствии с данным Законом Правительством Российской Федерации было принято постановление от 16 июля 2016 года N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта".
Данные нормативные правовые акты распространяются на морские терминалы и суда (ТС), используемые в целях торгового мореплавания. В соответствии со статьей 6 Закона ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Порядок установления количества категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 62. Критерии самой низкой четвертой категории весьма жесткие - это возможная гибель людей до 25 человек и материальный ущерб до 20 млн рублей.
Все рыбодобывающие суда, независимо от тоннажа, размеров, количества членов экипажа, вошли в четвертую категорию, которая включает в себя практически все требования и обязанности по обеспечению транспортной безопасности (далее - ТБ), а именно: обучение ответственных за субъект ТБ, за объект ТБ и за каждое ТС, проведение и утверждение результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС, разработку и утверждение планов обеспечения ТБ ОТИ и ТС, повторную (дополнительную) оценку уязвимости и, соответственно, повторную разработку и утверждение планов ТБ.
Затраты рыбодобывающих предприятий на реализацию всех этих мероприятий составляют около 6,5 млн рублей по ОТИ и порядка 400 тыс. рублей по каждому ТС в год.
В Калининградской области, например, существует пять рыболовецких колхозов, которые имеют в своем распоряжении девять рыбопромысловых судов длиной до 36 метров, валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн, работающих во внутренних водоемах, территориальных водах Российской Федерации, Исключительной экономической зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации, и количество членов экипажей которых не превышает 7 человек. В этой связи финансовая нагрузка на предприятия представляется малообоснованной.
Данным проектом федерального закона предлагается исключить из процедур по обеспечению ТБ ОТИ причалы, находящиеся в собственности субъектов транспортной инфраструктуры, прилегающие к акватории морских каналов и портов, используемые для обслуживания рыбопромысловых судов, из процедур по обеспечению ТБ ТС рыбопромысловые суда длиной до 36 метров, валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн, работающие во внутренних водоемах, территориальных водах Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации, количество членов экипажей которых не превышает 12 человек.
В частности, предлагается исключить эти объекты из процедур категорировании ОТИ и ТС, оценки уязвимости ОТИ - определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения актов незаконного вмешательства; из процедуры оценки охраны морского судна, определения степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенных в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств. Требования Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (COJIAC-74) на эти объекты и рыбопромысловые суда, осуществляющие международные перевозки, не распространяются.
Предлагается также закрепить норму о том, что функцию сил по обеспечению ТБ на рыбопромысловых судах осуществляет вахтенная служба.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" потребует внесения изменений в:
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности";
- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 62 "О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности";
- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.