Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 724821-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения перечня документов, представляемых для расчета размера страховой пенсии"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации содержит правовой пробел, ущемляющий права граждан, осуществлявших трудовую деятельность до 1991 года при обращении их в целях определения размера и установления страховой пенсии. В частности, речь идет о случаях, когда ввиду банкротства предприятия, ликвидации колхоза, вынужденной миграции гражданина, боевых действий, стихийных бедствии и т.д. были утрачены первичные либо косвенные документы, подтверждающие размер заработной платы гражданина, что приводит к назначению гражданину минимальной заработной платы за указанный период в целях определения размера его страховой пенсии.
Одновременно с этим стоит отметить, что в советский период действовал принцип единства государственной политики в области заработной платы, при котором все исходные нормативы, определяющие размер оплаты труда (тарифные ставки, должностные оклады, районные коэффициенты к заработной плате и др.) устанавливались централизованно правительством СССР.
Труд рабочих оплачивался на основе тарифных ставок (окладов), утверждённых в централизованном порядке. Отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим производились администрацией предприятия (организации) в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Труд служащих оплачивался на основе схем должностных окладов, утверждаемых в централизованном порядке.
Таким образом, даже при отсутствии первичных и косвенных документов, подтверждающих размер получаемой заработной платы работника, становится возможным определение размера его оплаты труда на основании действовавших в то время тарифных ставок, должностных окладов и т.д., устанавливавшихся централизованно, что в настоящий момент не предусмотрено действующим законодательством и приводит к существенному нарушению прав и законных интересов указанных групп граждан.
В связи с изложенным настоящим проектом федерального закона предлагается в целях расчета заработной платы граждан для определения размера их страховой пенсии, осуществлявших трудовую деятельность до введения системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установить следующий перечень документов, которыми может быть подтвержден размер заработной платы гражданина:
1) первичные бухгалтерские документы, а также иные документы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) в случае отсутствия либо утраты вышеуказанных документов не по вине застрахованного лица, такими документами также являются:
а) справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов;
б) справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход;
в) свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской, выдаваемое территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом;
г) справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
д) расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;
е) копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями;
ж) учетные карточки членов партии, учетные карточки членов комсомола, комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), оформленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда.
3) в случае отсутствия либо утраты косвенных документов, (указанных в пункте 2) не по вине застрахованного лица, в целях расчёта и установления страховой пенсии применяются показатели средней заработной платы по соответствующим должностям (профессиям), единые тарифные сетки, отраслевые приказы по заработной плате.
Таким образом, настоящий проект федерального закона на законодательном уровне закрепит перечень документов, применяемых в целях определения заработной платы гражданина для установления размера его страховой пенсии, в том числе в случаях, когда документы были утеряны не по вине гражданина, что существенно защитит права и законные интересы граждан, оказавшихся в подобных ситуациях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения перечня документов, представляемых для расчета размера страховой пенсии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения перечня документов, представляемых для расчета размера страховой пенсии" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения перечня документов, представляемых для расчета размера страховой пенсии"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части уточнения перечня документов, представляемых для расчета размера страховой пенсии" потребует внесения изменений в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н в части приведения положений указанного нормативно-правового акта с нормами настоящего проекта федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.