Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721917-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) исполнил бюджет 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 368-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2018 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 1 895 924,3 млн. рублей, или 100,4% от утвержденного размера (1 887 860,1 млн. рублей). По сравнению с 2017 годом доходы увеличились на 158 760,6 млн. рублей, или на 9,1%.
Расходы бюджета Фонда за 2018 год составили 1 988 542,2 млн. рублей, или 99,7% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (1 994 095,1 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2017 годом на 333 551,7 млн. рублей, или на 20,2%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступил межбюджетный трансферт в объеме 32 193,7 млн. рублей (100% от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 15 159,4 млн. рублей (82,9% от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2018 год исполнен с дефицитом в размере 92 617,9 млн. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2018 году обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2018 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2018 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2018 год |
Кассовое исполнение за 2018 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
уточненной сводной росписи |
|||||
Доходы |
1 887 860,1 |
- |
1 895 924,3 |
100,4 |
- |
Расходы |
1 994 095,1 |
1 994 095,1 |
1 988 542,2 |
99,7 |
99,7 |
Дефицит (-), Профицит (+) |
-106 235,0 |
-106 235,0 |
92 617,9 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2018 году составила 98,2%. Страховые взносы на ОМС в 2018 году поступили на общую сумму 1 862 204,9 млн. рублей, или 100,4% от утвержденного размера. По сравнению с 2017 годом объем их поступления вырос на 156 524,3 млн. рублей, или на 9,2%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались исходя из тарифа в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2018 год составил 1 200 574,9 млн. рублей, или 100,5% от утвержденного объема, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 181 843,5 млн. рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 18 731,4 млн. рублей.
По сравнению с 2017 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 113 590 млн. рублей, или на 10,5%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2018 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2018 год составил 661 630 млн. рублей, или 100% от утвержденного годового объема (661 444,6 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 апреля 2017 г. и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". По сравнению с 2017 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 42 934,4 млн. рублей, или на 6,9%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2018 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, за исключением г. Байконура. Задолженность за ноябрь и декабрь 2018 г. на общую сумму 23,5 млн. рублей допущена в результате изменения численности застрахованных лиц в связи с ратификацией Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур" от 17 ноября 2009 г. (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 273-ФЗ), вступившего в силу 10 октября 2018 г.
Указанным Протоколом конкретизированы категории граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан, относящихся к системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и к системе обязательного медицинского страхования Республики Казахстан.
Вместе с тем задолженности за ноябрь и декабрь 2018 г. перед медицинской организацией ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, оказывающей медицинскую помощь в г. Байконуре, не имеется. Счета ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России оплачены полностью.
В декабре 2018 г. приняты постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1488 и N 1489 об утверждении правил предоставления в 2018 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия - Алания и бюджету Краснодарского края на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия соответственно.
Во исполнение указанных постановлений Правительства Российской Федерации за декабрь 2018 г. Республикой Северная Осетия - Алания и Краснодарским краем уплачены страховые взносы на ОМС неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, в размере 27 млн. рублей и 106,6 млн. соответственно.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 3,4 млн. рублей, в том числе:
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 2,3 млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,9 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,2 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 56,9 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 31,1 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 24,3 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 0,6 млн. рублей;
доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев - 0,1 млн. рублей;
прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба - 0,8 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2018 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей, составила 32 193,7 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 1465,6 млн. рублей, из них:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 194 млн. рублей;
бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 819,9 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 216,6 млн. рублей;
прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 235,1 млн. рублей.
Возврат прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета Фонда в федеральный бюджет составил -0,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,1%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2018 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 870 572 млн. рублей, что составляет 100% от утвержденного размера. По сравнению с 2017 годом субвенция увеличилась на 333 357,2 млн. рублей, или на 21,7%.
В 2018 году на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов Краснодарского края и Республики Северная Осетия - Алания за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, Фондом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона из нормированного страхового запаса направлено 170,8 млн. и 41,2 млн. рублей соответственно.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2018 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 100 757,2 млн. рублей, в том числе:
94 517,2 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
6240 млн. рублей - дотация федеральному бюджету в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В 2018 году высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказана 937,6 тыс. пациентам.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2018 году перечислено по заявочному принципу 15 159,4 млн. рублей (82,9% от запланированного объема).
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2018 году составили 1325,4 млн. рублей, или 100% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2018 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 9,5 млн. полисов, из них 4,8 млн. - электронные, 4,7 млн. - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
Осуществление единовременных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 г.
В 2018 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 г., из нормированного страхового запаса Фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона направлено 40,4 млн. рублей.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2018 году составили 687,7 млн. рублей, или 97% к утвержденным объемам.
Экономия средств против утвержденных объемов в основном сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год"
Реализация Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.