Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 721850-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год"
Досье на проект федерального закона
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2018 году в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 735 240,0 млн. рублей, или 103,7 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом. Расходы бюджета Фонда за 2018 год составили 702 242,8 млн. рублей, или 95,3 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 94,2 процента к сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2018 год (далее - бюджетная роспись).
В целом бюджет Фонда за 2018 год исполнен с профицитом в сумме 32 997,2 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с профицитом в сумме 1 885,9 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 32 509,4 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 1 311,6 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 86,5 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Доходы
Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2018 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 735 240,0 млн. рублей, или 103,7 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом.
Исполнение бюджета Фонда по основным статьям доходов характеризуется показателями, приведенными в приложении 2 к пояснительной записке.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 558 076,4 млн. рублей, или 102,5 процента к показателям Федерального закона.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтены средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 10 376,3 млн. рублей.
В 2018 году из ФНС России в доход бюджета Фонда поступили страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 530 891,4 млн. рублей, или 100,6 процента к запланированным, и увеличились по сравнению с 2017 годом на 57 408,8 млн. рублей, или на 12,1 процента.
В 2018 году по статье доходов "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" в бюджет Фонда зачислено 17,6 млн. рублей, или 94,1 процента от запланированного, что меньше по сравнению с поступлениями за 2017 год на 14,4 млн. рублей. Из них поступления задолженности плательщиков по отмененному единому социальному налогу составили 15,1 млн. рублей, возвращен плательщикам излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 4,2 млн. рублей. В результате в доходы бюджета Фонда зачислено 10,9 млн. рублей, или 49,3 процента к 2017 году. По данной статье доходов бюджета Фонда поступили недоимка, пени и штрафы (задолженность на 1 января 2001 г. по страховым взносам, переданная в ФНС России) в сумме 6,7 млн. рублей.
В доходы бюджета Фонда зачислены налоги на совокупный доход в сумме 3,5 млн. рублей, что на 4,2 млн. рублей меньше суммы поступлений в 2017 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2018 году доходы составили 126 717,4 млн. рублей, или 109,1 процента от показателей Федерального закона. По отношению к 2017 году указанные доходы возросли на 11 723,5 млн. рублей, или на 10,2 процента.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2018 году составили 120 713,4 млн. рублей, что больше на 6 850,3 млн. рублей, или на 6 процентов от запланированных. К уровню 2017 года поступления выросли на 10,2 процента, или на 11 134,5 млн. рублей.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, на 6,4 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону (22 610 000,0 млн. рублей). В результате влияния данного фактора в доход бюджета Фонда поступили дополнительные доходы в сумме 7 216,8 млн. рублей.
Средний размер тарифа страховых взносов сложился в размере 0,50 процента при планируемом 0,51 процента, что уменьшило поступление страховых взносов на 1 230,5 млн. рублей.
Фактический коэффициент сбора страховых взносов составил 0,991, что выше планового показателя на 0,007. Это позволило увеличить доходы бюджета Фонда по данной статье на 814,5 млн. рублей. В доход бюджета Фонда по данной статье дополнительно зачислены пени и штрафы в сумме 49,5 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 1683) были размещены на банковские депозиты в кредитные организации средства резерва, по результатам их размещения в доходы бюджета Фонда зачислены средства в сумме 4 530,8 млн. рублей, что на 2 704,1 млн. рублей больше от запланированных.
В доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) в сумме 194,9 млн. рублей, что на 13,7 процента больше запланированных.
В доходах бюджета Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда учтены поступления от возврата неправомерно использованных средств в сумме 236,8 млн. рублей, включая средства федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за прошлые годы, которые составили 21,7 млн. рублей.
В составе прочих неналоговых доходов капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 579,8 млн. рублей, или 173,2 процента от предусмотренных планом, прочие поступления - 77,4 млн. рублей, включая добровольные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 70,9 млн. рублей. Кроме того, по статье "Прочие неналоговые доходы" отражены средства плательщиков страховых взносов в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов в сумме 11 100,4 млн. рублей, а также возврат задолженности территориальных органов Фонда перед страхователями по отмененному единому социальному налогу, образовавшейся на 1 января 2010 г., в сумме 0,05 млн. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в размере 67 093,4 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 35 464,0 млн. рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 16 470,0 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 15 159,4 млн. рублей.
В 2018 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный бюджет средства межбюджетных трансфертов, неправомерно израсходованные в прошлые периоды, в сумме 4,9 млн. рублей и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 194,0 млн. рублей.
Расходы
Расходы бюджета Фонда в 2018 году составили 702 242,8 млн. рублей, или 95,3 процента к показателям Федерального закона и 94,2 процента к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2017 годом расходы увеличились на 4,7 процента.
Расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2018 году, составили 36 789,7 млн. рублей, за счет средств, поступивших из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 15 054,6 млн. рублей.
В 2018 году расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 607 602,4 млн. рублей. Расходы на эти цели составили 86,5 процента от всех расходов бюджета Фонда и 94,5 процента к показателям Федерального закона. По сравнению с 2017 годом расходы увеличились на 27 746,7 млн. рублей, или на 4,8 процента, в основном за счет увеличения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется показателями, приведенными в приложении 3 к пояснительной записке.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 556 190,6 млн. рублей, или 94,4 процента к показателям Федерального закона.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 542 825,1 млн. рублей и составили 97,6 процента всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2017 годом увеличились на 5,1 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 251 145,6 млн. рублей, или 103,1 процента к показателям Федерального закона и 99,4 процента к бюджетной росписи, что на 27 209,9 млн. рублей, или на 12,2 процента больше, чем в 2017 году.
На выполнение плановых показателей по данному виду расходов повлияло увеличение числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 4,1 млн. дней.
Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности увеличилось на 9,5 млн. дней и увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 10,90 дня в 2017 году до 11,20 дня в 2018 году.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 820,88 рубля, что выше планового показателя на 1,7 процента, или на 13,92 рубля, и выше на 8,7 процента по сравнению с 2017 годом. Это показывает тенденцию увеличения доли получателей пособий с более высокой заработной платой, используемой для начисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий по материнству в 2018 году составили 291 197,5 млн. рублей, или 88 процентов к показателям Федерального закона, и снизились на 0,2 процента по сравнению с 2017 годом. По предварительным данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2018 году снизилась на 14,5 процента (или на 270,6 тыс. человек) по отношению к прогнозному показателю, учтенному при расчете к Федеральному закону.
На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 115 112,8 млн. рублей, или 86,3 процента к показателям Федерального закона и 92,5 процента к бюджетной росписи.
Невыполнение плановых показателей по данному виду пособия обусловлено сокращением числа оплаченных дней по беременности и родам по сравнению с запланированным на 25,6 млн. дней и на 5,7 млн. дней по сравнению с 2017 годом.
Средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 851,29 рубля, что на 2,6 процента больше планового показателя и на 69,30 рубля больше, чем в 2017 году.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2018 году составили 20 019,8 млн. рублей, или 82,8 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи.
По сравнению с 2017 годом расходы на выплату указанного пособия сократились на 290,4 млн. рублей, или на 1,4 процента.
В 2018 году сократилось по сравнению с запланированным число выплат при рождении ребенка на 209,4 тыс. выплат, средний размер пособия уменьшился на 259,5 рубля и составил 18 253,41 рубля.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 155 555,5 млн. рублей, или 90,1 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи. По сравнению с 2017 годом расходы уменьшились на 5 229,9 млн. рублей, или на 3,3 процента.
Средний размер данного пособия по отношению к 2017 году вырос на 443,72 рубля, или на 4,9 процента, и составил 9 472,48 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 16,4 млн. пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,5 млн. граждан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 74) произведена индексация выплат и пособий на 1,025.
Показатели расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведены в приложении 4 к пояснительной записке.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 94 208,0 млн. рублей, что на 5,2 процента ниже утвержденных Федеральным законом и бюджетной росписью, по отношению к 2017 году расходы возросли на 3,2 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 576,6 млн. рублей, что на 7,5 процента меньше предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, но на 3,8 процента больше, чем в 2017 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 183,5 тыс. дней, или на 6,4 процента, а также со снижением среднего размера дневного пособия на 10,49 рубля, или на 1,1 процента, по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
В 2018 году выплачено 11,06 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 1 697,9 млн. рублей, или 82,8 процента от предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, что на 7 процентов меньше, чем в 2017 году, средний размер выплаты составил 153 534,18 рубля, что больше на 7 591,31 рубля, чем в 2017 году.
Снижение расходов на единовременные страховые выплаты связано с сокращением числа выплат на 2,8 тыс. выплат по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,3 млн. выплат на сумму 56 484,8 млн. рублей, или 94,5 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи.
Исполнение указанных расходов не в полном объеме сложилось за счет уменьшения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 6,7 процента. Кроме того, средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности снизился на 0,9 процентных пункта в 2018 году (40,56 процента) по сравнению с 2017 годом (41,5 процента).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 74 ежемесячные страховые выплаты были проиндексированы в 1,025 раза более чем 440,3 тыс. получателей.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приведены в приложении 5 к пояснительной записке.
В 2018 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 17 915,5 млн. рублей, или 95,7 процента от предусмотренных показателями бюджетной росписи и Федерального закона, и увеличились на 3,2 процента по сравнению с 2017 годом.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 6 936,1 млн. рублей, или 92,3 процента от предусмотренных бюджетной росписью, что на 2,3 процента больше, чем в 2017 году.
На медицинскую помощь застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве в 2018 году израсходовано 698,9 млн. рублей, что на 16,1 процента больше средств, израсходованных на эти цели в 2017 году. Лечением в 2018 году охвачено 89,5 процента лиц, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве, что на 8,5 процента больше, чем в 2017 году. В результате оплаты лечения за счет средств по данному виду страхования восстановили трудоспособность и возвратились к трудовой деятельности без установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности более 50 процентов от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2018 году средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлены:
на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий в сумме 1 120,8 млн. рублей для 92,2 тыс. получателей. По сравнению с 2017 годом произошло увеличение расходов на 0,1 процента;
на осуществление санаторно-курортного лечения в сумме 1 731,9 млн. рублей для 40,0 тыс. получателей, в том числе 650 получателей с последствиями травм спинного мозга и передвигающихся с помощью кресел-колясок, а также 1,2 тыс. сопровождающих. По сравнению с 2017 годом произошло уменьшение расходов на 5,7 процента при уменьшении количества получателей на 11,9 процента;
на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и их ремонт в сумме 1 636,1 млн. рублей для 34,9 тыс. получателей. По сравнению с 2017 годом произошло увеличение расходов на 12,9 процента и увеличение количества указанных лиц на 0,9 процента;
на обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) в сумме 822,3 млн. рублей для 1,8 тыс. получателей. По сравнению с 2017 годом произошло уменьшение расходов на 6,4 процента с уменьшением количества получателей на 5,3 процента.
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обусловлено снижением в 2018 году количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 6,7 процента по сравнению с 2017 годом. Кроме этого, в ходе проведения конкурсных процедур произошло снижение начальной максимальной цены контракта в части санаторно-курортного лечения, технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий и автомобилей. В ряде региональных отделений Фонда снижение составило более 30 процентов.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2018 году было израсходовано 10 979,4 млн. рублей, или 97,9 процента от предусмотренных бюджетной росписью, что на 3,8 процента больше, чем в 2017 году.
В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2018 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
проведена специальная оценка условий труда на более чем 1 343 тыс. рабочих мест на сумму 1 217,3 млн. рублей (11,1 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 2 026 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на которые составили 4 018,5 млн. рублей (36,6 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 59 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым в соответствии с заключительными актами по результатам периодических медицинских осмотров рекомендовано санаторно-курортное лечение, получили его на сумму более 2 320,1 млн. рублей (21,1 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
для более 1 661,8 тыс. застрахованных приобретены средства индивидуальной защиты на сумму более 2 684,0 млн. рублей (24,4 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
Основной причиной неполного освоения ассигнований по данной статье бюджета Фонда является использование страхователями выделенных средств не в полном объеме в связи с реорганизацией и ликвидацией организаций.
В соответствии с Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1548 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" было выделено 3 671,6 млн. рублей в целях оказания свыше 63 тыс. лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний (далее - пострадавшие на производстве), услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению на базе центров реабилитации Фонда, или 100 процентов предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи.
В 2018 году до центров реабилитации Фонда были доведены государственные задания на оказание пострадавшим на производстве вышеуказанных услуг в общем объеме 1 374,5 тыс. койко-дней.
Фактически государственное задание центрами реабилитации Фонда исполнено в объеме 1 370,4 тыс. койко-дней, или на 99,7 процентов.
Остаток субсидии в сумме 0,096 млн. рублей, не использованной центрами реабилитации Фонда, возвращен в бюджет Фонда.
На выполнение государственного задания по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации было перечислено 7,8 млн. рублей, или 93 процента предусмотренных показателями Федерального закона и бюджетной росписи. Неполное перечисление субсидии на выполнение государственного задания связано со снижением размера нормативных затрат на оказание государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации" и уменьшением затрат на оплату налогов.
В 2018 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 25 588,4 млн. рублей, на административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - в сумме 886,2 млн. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2018 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" и дополнительным соглашением от 11 июля 2018 г. N 1 к Соглашению на 2018 год между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом о предоставлении в 2018 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, было дополнительно выделено 740,9 млн. рублей.
Фактические расходы составили 27 081,0 млн. рублей, или 98,6 процента к бюджетной росписи, с учетом остатка средств, не использованных в 2017 году, в сумме 1 140,6 млн. рублей. Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составили 866,1 млн. рублей, или 97,7 процента к бюджетной росписи.
Остаток средств по состоянию на 1 января 2019 г., образовавшийся в результате неполного использования федеральных средств, в сумме 416,6 млн. рублей, связан в основном с экономией средств федерального бюджета за счет проведения торгов в ходе процедур государственных закупок (аукционов), расторжением государственных контрактов по причине неисполнения поставщиками своих обязательств, отказов инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 431-ФЗ) остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования Фондом межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, будет использован Фондом на указанные цели в 2019 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2018 году.
В 2018 году было принято заявок на 379,9 млн. единиц технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, выдано 371,8 млн. единиц (97,9 процента), что позволило обеспечить ими 1 092,4 тыс. человек, или 90,4 процента от общего количества обратившихся инвалидов, с учетом переходящих заявок 2017 года. Неполное исполнение заявок в основном обусловлено их поздним поступлением (ноябрь - декабрь) и невозможностью проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) из-за длительной процедуры проведения торгов.
Основные показатели по расходованию средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение к 2017 году |
|||||
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
% |
принято |
исполнено |
|
Количество заявок (млн. шт. изделий) |
366,9 |
361,8 |
98,6 |
379,9 |
371,8 |
97,9 |
13,0 |
10,0 |
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Отклонение к 2017 году |
|||||
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
уточненная роспись расходов |
исполнено |
% |
"+"; "-" |
% |
|
Сумма (млн. рублей) |
26 151,4 |
25 028,9 |
95,7 |
27 469,7 |
27 081,0 |
98,6 |
2 052,1 |
108,2 |
В 2018 году бюджетной росписью Фонда ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были определены в сумме 4 962,1 млн. рублей, включая остаток средств, не использованных в 2017 году, в сумме 103,5 млн. рублей. Фактические расходы составили 4 824,5 млн. рублей, или 97,2 процента.
Остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования установленных ассигнований на обеспечение санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно отдельных категорий граждан в 2018 году, составил 141,0 млн. рублей, который в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 6 Федерального закона N 431-ФЗ будет использован на указанные цели в 2019 году.
Основной причиной образования остатка средств в 2018 году является позднее выделение средств из федерального бюджета (письмо Минфина России от 17 декабря 2018 г. N 12-06-09/91983 о выделении дополнительного объема средств финансового обеспечения в 2018 году предоставляемого гражданам набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи") в размере 57,1 млн. рублей.
Согласно пункту 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Длительность конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, не позволяет в короткие сроки произвести закупку путевок и направить граждан льготных категорий на санаторно-курортное лечение.
Другими причинами образования остатка средств в 2018 году являются:
возврат средств санаторно-курортными организациями в связи с досрочным отъездом граждан;
неиспользование гражданами именных направлений (талонов) на проезд к месту лечения и обратно, полученных в территориальных органах Фонда;
уменьшение запланированного количества граждан, направляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на лечение в федеральных медицинских организациях.
В 2018 году выдано 154,2 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 4,3 тыс. путевок больше, чем в 2017 году.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, и отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, составили 73,8 млн. рублей, или 92,7 процента к бюджетной росписи. Недовыполнение объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Фондом в 2018 году осуществлялась деятельность, связанная с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей.
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами составили 3 943,2 млн. рублей, или 118,5 процента к показателям Федерального закона и 99,2 процента к бюджетной росписи, к 2017 году рост составил 21,1 процента.
Расходы на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, и по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни составили 15 054,6 млн. рублей, или 82,4 процента к показателям Федерального закона и 76,1 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Фондом оплачены услуги по оказанию медицинской помощи в 2018 году медицинскими учреждениями:
на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 404,4 тыс. женщин;
в период родов и в послеродовой период - 1 483,7 тыс. женщин;
проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни - 1 911,0 тыс. услуг.
Остатки средств в сумме 1 598,7 млн. рублей, образовавшиеся на 1 января 2019 г. в результате неполного использования Фондом в 2018 году указанных бюджетных ассигнований, будут использованы Фондом в 2019 году на те же цели в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 6 Федерального закона N 431-ФЗ.
Показатели использования межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приведены в приложениях 6, 7 к пояснительной записке.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в 2018 году составили 23 860,9 млн. рублей, или 97,2 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что составляет 3,4 процента в общем объеме расходов.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности составили 202,1 млн. рублей, или 55,3 процента от предусмотренных Федеральным законом и 48,9 процента от предусмотренных бюджетной росписью. Освоение в неполном объеме утвержденных ассигнований объясняется отсутствием предложений по продаже нежилых помещений в Республике Крым, а также по причинам невыполнения подрядной организацией объемов работ, запланированных по условиям государственного контракта с Ленинградским региональным отделением Фонда, ввиду неблагоприятных погодных условий в первом квартале 2018 г. и отзыва лицензии у банка, обслуживающего подрядную организацию, и несоблюдения генеральным подрядчиком графика выполнения работ по условиям контракта с Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1495 "Об утверждении Правил предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации" в 2018 году была выделена и в полном объеме перечислена центрам реабилитации Фонда субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности в сумме 142,3 млн. рублей. Фактически центрами реабилитации Фонда освоено 79,7 млн. рублей, или 23,7 процента от плана, с учетом остатка субсидий, не использованных в 2017 году, в сумме 194,1 млн. рублей. Низкое освоение предоставленных субсидий сложилось в основном по причине невыполнения исполнителями договорных обязательств: увеличение продолжительности выполнения проектных работ и проведения государственной экспертизы проектной документации по сравнению с планировавшимися сроками, а также длительные сроки получения технических условий от энергоснабжающих организаций. В свою очередь неготовность проектной документации не позволила приступить к выполнению строительно-монтажных работ.
По итогам 2018 года центрами реабилитации Фонда "Волгоград" и "Кристалл" были возвращены в бюджет Фонда неиспользованные остатки субсидий в сумме 32,9 млн. рублей. По другим центрам реабилитации Фонда - получателям субсидий в соответствии с постановлением Фонда от 23 января 2019 г. N 7 "О подтверждении наличия потребности в использовании остатков неиспользованных субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации" было принято решение о подтверждении потребности в использовании в 2019 году остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1 января 2019 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1580 "Об утверждении Правил определения объема и условий предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на иные цели федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" была выделена субсидия в сумме 153,7 млн. рублей, или 90,5 процента от предусмотренного бюджетной росписью. Неполное перечисление субсидий центрам реабилитации Фонда связано с неисполнением подрядной организацией своих обязательств по договору о представлении проектно-сметной документации на капитальный ремонт в установленные сроки.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики", включающему расходы на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность, прочие текущие расходы составили 870,8 млн. рублей, или 77,6 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Экономия средств сформировалась в основном за счет оптимизации расходов по прочим текущим расходам.
Фонд в 2018 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и делегированных Фонду государственных функций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.