Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 682417-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество), внесенному депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, О.Д. Валенчуком, С.В. Чижовым, И.В. Сапко и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 682417-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на приведение терминологии Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
Так, по тексту Налогового кодекса исключаются такие понятия как "дача", "дачное хозяйство", "садовый домик", "садоводческие, огороднические объединения граждан", а также упраздненные организационно-правовые формы юридических лиц (садоводческие и огороднические некоммерческие кооперативы, партнерства).
Кроме того, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций, не учитываемым для целей налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса, предлагается отнести плату лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества, без участия в садоводческом и огородническом некоммерческом товариществе за приобретение, создание, содержание и ремонт имущества общего пользования указанного товарищества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса взносы членов некоммерческих организаций, к которым в том числе относятся садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, являются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно статье 5 Федерального закона N 217-Ф ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками, не являющимися членами товарищества.
Такие лица обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.
При этом суммарный ежегодный размер платы устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ и уставом товарищества.
Учитывая, что платежи, осуществляемые лицами, ведущими садоводство или огородничество, в индивидуальном порядке, могут быть использованы товариществом только по назначению, определенному Федеральным законом N 217-ФЗ, и их суммарный размер равен размеру членских взносов членов товарищества, полагаем, что их следует квалифицировать, как имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, и включать их в перечень доходов подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, а не в пункт 2 указанной статьи.
Статьей 3 Федерального закона N 217-ФЗ вводится понятие садовый дом, под которым понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить перечень объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц садовыми домами.
Учитывая, что пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса устанавливается, что в целях главы "Налог на имущество физических лиц" дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, относятся к жилым домам, введение нового объекта налогообложения налогом на имущество физических лиц представляется избыточным.
Статью 2 законопроекта, устанавливающую дату вступления федерального закона в силу, необходимо привести в соответствие с текущей календарной датой.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 682417-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.